Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения


Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам. директора по УВР Директор школы
протокол №_____ _________Т.М. Канина __________И.В. Шадрина
«____»________20__г. «____»__________20__г. «___»_______20___г.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Оренбург
Программа коррекционно-развивающей работы
с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения
Разработала:
педагог-психолог МОБУ «СОШ № 3»
Сорокина И.А.
Оренбург 2015г.

Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………... 3
Общая характеристика программы коррекционно-развивающей работы……… 5
Личностные, метапредметные и предметные результаты реализации
программы коррекционно-развивающей работы ………………………………… 7
Этапы реализации программы коррекционно-развивающей работы…………… 10
План реализации индивидуально ориентированной психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ....………………………………………………………….. 12
План коррекционно-развивающей работы по развитию эмоционально-личностной сферы………………………………………………..………………… 13
Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию эмоционально-личностной сферы………………………………………………………………….. 19
План коррекционно-развивающей работы по развитию интеллектуальной сферы у обучающихся с ОВЗ……………………………………………………... 22
Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию интеллектуальной сферы у обучающихся с ОВЗ………………………………… 27
Список литературы….………………………………………………………….…... 30
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
на начальной ступени обучения
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования, и основной общеобразовательной программой начального общего образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Цель программы: оказание комплексной психолого-медико-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ОВЗ и их родителям, осуществление коррекции недостатков в их физическом и психическом развитии при освоении общеобразовательных и дополнительных образовательных программ.
Задачи программы:
Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ
Помощь детям с ОВЗ в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении
Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ
Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ
Содержание программы коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы:
преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Общая характеристика программы
коррекционно-развивающей работы
Программа коррекционно-развивающей работы включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:
1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-социально-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. Диагностическая работа включает в себя:
— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
— диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребѐнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, врача-педиатра, врача-психиатра.
— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся, испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ.
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребѐнка испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребѐнка испытывающего трудности в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Коррекционно-развивающая работа включает в себя:
— выбор оптимальных для развития ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; — системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребѐнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
— коррекцию и развитие высших психических функций;
— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребѐнка и психокоррекцию его поведения;
— социальную защиту ребѐнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. Консультативная работа включает в себя:
— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приѐмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов коррекционного обучения ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья.
4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Информационно-просветительская работа включает в себя:
— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Личностные, метапредметные и предметные результаты реализации программы коррекционно-развивающей работы
В результате освоения программы коррекционно-развивающей работы на ступени начального общего образования у детей с ОВЗ будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Этапы реализации программы
коррекционно-развивающей работы
Реализация программы осуществляется в несколько этапов:
1 этап программы: - диагностический:
На этом этапе проводится комплексная диагностика потенциальных участников группы. Обследование проводится на материале следующих методик:
Детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS)(в адаптации А. М.Прихожан)
Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)
Опросник мотивации Н.Г. Лускановой
Методика «Тест простых поручений»
Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф.Замбацявичене)
Методика «Рукавички» (Цукерман)
Анкета для родителей.
Опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).
Тест нервно-психической адаптации
Диагностика уровня готовности к школьному обучению – «Методика определения готовности к школе» Л. А. Ясюковой.
2 этап программы связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, психотерапевтических и психогимнастических методов, соответствующих задачам программы и индивидуальным особенностям участников группы.
3 этап программы связан с проверкой эффективности коррекционно-развивающей программы.
Каждое занятие состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной.
Все упражнения и игры, используемые в программе можно подразделить на 5 групп:
К первой группе относятся игры и упражнения, направленные на снятие напряжения и раскрепощение детей, дающие возможность проявить индивидуальность.
Вторая группа игр направлена на выработку правильного отношения к ошибкам и неудачам, на формирование уверенности в себе, стремления к реализации своих способностей.
К третьей группе относятся игры и упражнения, направленные на актуализацию школьных переживаний, снижение тревожности и страхов.
Четвертую группу составляют игры, способствующие развитию произвольности, внутреннего плана действий.
Пятая группа игр и упражнений направлена на развитие интеллектуальных способностей.
Работа с родителями:
В программе предусмотрены не только совместные детско – родительские консультации, но и в течение всего периода работы группы проводится работа с родителями посредством психодиагностических методик, домашних заданий и последующим обсуждением с целью:
1. повышения общей сензитивности к ребенку, его проблемам;
2. расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;
3. активизации коммуникаций в семье.
Работа с педагогами:
Повышение компетентности при работе с ребенком с ОВЗ
Методические рекомендации по разработке интегрированных уроков
Умение пользоваться простыми диагностическими методиками и применение мотивационных игр и упражнений.
Работа с ребенком с ОВЗ:
Развитие интеллектуальных способностей через спеицально организованные занятия
Оптимизация учебной деятельности ребенка с ОВЗ посредством сопровождения
Снижение уровня стресса и психоэмоционального напряжения с помощью психотерапевтических методов.
Ожидаемый результат программы:
- оптимальная ориентация педагогов и родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ
- адекватное восприятие учебного материала ребенком с ОВЗ
- конструктивное межличностное взаимодействие, терпимость со стороны сверстников к ребенку с ОВЗ
- развитые компенсаторные навыки, выравнивание психофизических нарушений.

План реализации индивидуально ориентированной психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ
№ Месяц Направление работы
1 Сентябрь Диагностическое обследование психолога на общее психофизическое развитие
Обследование детей с ОВЗ глубокими нарушениями на ПМПк, коллегиальное заключение и рекомендации
Подбор психокоррекционных методик, составление комплексной программы психокоррекционного воздействия
2 Октябрь Обсуждение рекомендаций ПМПк, ознакомление с содержанием программы педагогов и родителей ребенка с ОВЗ
Реализация коррекционно-развивающей программы
3 Ноябрь Промежуточная проверка эффективности психокоррекционного воздействия
Собеседование с педагогами и родителями об эмоциональном состоянии детей с ОВЗ
4 Декабрь Определение способностей ребенка с ОВЗ
Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ
5 Январь Психотерапевтическая работа по выравниванию или развитию компенсаторных навыков
Развитие Я-концепции, самопознания ребенка с ОВЗ
6 Март Развитие интеллектуальных способностей
Медицинское консультирование педагогов и родителей по отслеживанию динамики развития ребенка с ОВЗ
7 Апрель Развитие творческих способностей ребенка с ОВЗ
Проверка результативности психокоррекционной программы
Психологическое консультирование педагогов ребенка с ОВЗ
8 Май Дополнительная индивидуальная работа по результатам диагностического обследования, определение целей и задач на следующий учебный год
Рефлексия

План коррекционно-развивающей работы по развитию эмоционально-личностной сферы у обучающихся с ОВЗ
Цель: коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей, преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ОВЗ.
№ п/п № занятия Тема Универсальные учебные действия Дата
личностные метапредметные план факт
1. Такие разные настроения (4 часа)
1 1 Игровой поведенческий тренинг №1 Умеют налаживать контакты с окружающими Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми
П Оценивают правильность выполнения действий и корректируют при необходимости
К Умеют соотносить позиции партнеров и собственную 2 2 Что такое настроение Проявляют сдержанность, терпеливость, вежливость в процессе взаимодействия Р Определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя
П Моделируют ситуации с помощью учителя
К Учиться слушать и понимать речь других ребят 3 3 Мысли и настроение Формируют положительное отношение к школе Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся преодолевать их
П Высказывают свое мнение
К Ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии 4 4 Эмоциональные ощущения Анализируют и систематизируют полученные умения и навыки Р Овладевает способами самооценки выполнения действия
П Учатся распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
К Учитывают разные мнения 2. Как справиться с плохим настроением (3 часа)
5 1 Управление настроением Формируют положительное отношение к школе Р Ориентируются на образец и правило выполнения действия
П Выделяют и формулируют познавательную цель с помощью учителя
К Слушают и понимают речь других ребят 6 2 Трудная ситуация Оценивают результаты своей деятельности Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся их преодолевать
П Осуществляют поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя
К Имеют первоначальные навыки работы в группе 7 3 Трудная ситуация Оценивают результаты своей деятельности Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся их преодолевать
П Осуществляют поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя
К Имеют первоначальные навыки работы в группе 3. Как стать уверенным в себе (4 часа)
8 1 Игровой поведенческий тренинг №2 Умеют налаживать контакты с окружающими Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми
П Оценивают правильность выполнения действий и корректируют при необходимости
К Умеют соотносить позиции партнеров и собственную 9 2 Мысли и поведение Ориентируются на понимание чувств другого человека Р Учатся контролировать свою речь и поступки
П Умеют сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом
К Формируют нравственные чувства и нравственное поведение 10 3 Позитивные мысли Анализируют и систематизируют полученные умения и навыки Р Умеют понимать и контролировать свое эмоциональное состояние
П Учатся решать учебно-познавательные проблемы
К Учатся выступать с устным сообщением 11 4 Саморегуляция Применяют умения в области самоанализа и саморазвития Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками
П Умеют работать по предложенному учителем плану
К Доверительно и открыто говорят о себе и своих чувствах 4. Как делать выбор (4 часа)
12 1 Что значит быть добрым Ориентируются на понимание чувств другого человека Р Учатся контролировать свою речь и поступки
П Умеют сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом
К Формируют нравственные чувства и нравственное поведение 13 2 Выбор Умеют налаживать контакты с окружающими Р Определяют и объясняют своё отношение к правилам и нормам человеческого общения
П Усваивают разные способы запоминания информации
К Осознают необходимость признания и уважения особенностей других людей 14 3 Ответственность Применяют умения в области самоанализа и саморазвития Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми
П Оценивают правильность выполнения действий и корректируют при необходимости
К Умеют соотносить позиции партнеров и собственную 15 4 Правила осуществления выбора Ориентируются на понимание предложений и оценки учителя, товарищей Р Выбирают, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор
П Усваивают разные способы запоминания информации
К Умеют ставить вопросы для сотрудничества в поиске и сборе информации 5. Как добиться успеха (4 часа)
16 1 Игровой поведенческий тренинг №3 Умеют налаживать контакты с окружающими Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми
П Оценивают правильность выполнения действий и корректируют при необходимости
К Умеют соотносить позиции партнеров и собственную 17 2 Успех Умеют налаживать контакты с окружающими Р Оценивают степень достижения цели
П Доказывают, делают выводы, определяют понятия
К Владеют способами управления поведением партнера: контролировать, корректировать, оценивать его действия 18 3 Условия достижения успеха Анализируют и систематизируют полученные умения и навыки Р Овладевает способами самооценки выполнения действия
П Учатся распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
К Учитывают разные мнения 19 4 Составляющие успеха Умеют выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся преодолевать их
П Высказывают свое мнение
К Ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии 6. Трудное слово «нет» (3 часа)
20 1 Когда трудно сказать «нет» Анализируют и систематизируют полученные умения и навыки Р Определяют и объясняют своё отношение к правилам и нормам человеческого общения
П Усваивают разные способы запоминания информации
К Осознают необходимость признания и уважения особенностей других людей 21 2 Учимся говорить «нет» Применяют умения в области самоанализа и саморазвития Р Овладевает способами самооценки выполнения действия
П Учатся распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
К Учитывают разные мнения 22 3 Учимся говорить «нет» Применяют умения в области самоанализа и саморазвития Р Овладевает способами самооценки выполнения действия
П Учатся распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
К Учитывают разные мнения 7. Чем мы отличаемся друг от друга (4 часа)
23 1 Индивидуальность Анализируют и систематизируют полученные умения и навыки Р Определяют и объясняют своё отношение к правилам и нормам человеческого общения
П Усваивают разные способы запоминания информации
К Осознают необходимость признания и уважения особенностей других людей 24 2 Уверенность в себе Применяют умения в области самоанализа и саморазвития Р Умеют оценивать свой результат с помощью учителя
П Учатся находить положительные качества у себя и у других людей
К Выполняют различные роли 25 3 Помоги себе быть уверенным Применяют умения в области самоанализа и саморазвития Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми
П Оценивают правильность выполнения действий и корректируют при необходимости
К Умеют соотносить позиции партнеров и собственную 26 4 Тренинг развития коммуникативных умений Умеют налаживать контакты с окружающими Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми
П Оценивают правильность выполнения действий и корректируют при необходимости
К Умеют соотносить позиции партнеров и собственную 8. Учимся говорить себе «стоп» (4 часа)
27 1 Игровой поведенческий тренинг №4 Умеют налаживать контакты с окружающими Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми
П Оценивают правильность выполнения действий и корректируют при необходимости
К Умеют соотносить позиции партнеров и собственную 28 2 Саморегуляция Применяют умения в области самоанализа и саморазвития Р Определяют и объясняют своё отношение к правилам и нормам человеческого общения
П Усваивают разные способы запоминания информации
К Осознают необходимость признания и уважения особенностей других людей 29 3 Освоение навыков саморегуляции Применяют умения в области самоанализа и саморазвития Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми
П Оценивают правильность выполнения действий и корректируют при необходимости
К Умеют соотносить позиции партнеров и собственную 30 4 Освоение навыков саморегуляции Применяют умения в области самоанализа и саморазвития Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми
П Оценивают правильность выполнения действий и корректируют при необходимости
К Умеют соотносить позиции партнеров и собственную 9. Как победить свой страх (3 часа)
31 1 Мой самый страшный страх Проявляют сдержанность, терпеливость, вежливость в процессе взаимодействия Р Определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя
П Моделируют ситуации с помощью учителя
К Учиться слушать и понимать речь других ребят 32 2 Предупреждение и коррекция страхов Умеют налаживать контакты с окружающими Р Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера ошибок
П Моделируют ситуацию с помощью учителя
К Учатся доверительно и открыто говорить о своих чувствах 33 3 Предупреждение и коррекция страхов Умеют налаживать контакты с окружающими Р Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера ошибок
П Моделируют ситуацию с помощью учителя
К Учатся доверительно и открыто говорить о своих чувствах 34 Подведение итогов Применяют умения в области самоанализа и саморазвития Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми
П Строят логические умозаключения с помощью учителя
К Выполняют различные роли
Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию эмоционально-личностной сферы у обучающихся с ОВЗ
I. Такие разные настроения
Игровой поведенческий тренинг №1
Знакомство. Упражнения «Моё имя», «Снежный ком». Введение ритуала приветствия и прощания. Создание доверительной обстановки. Коммуникативные игры «Молекулы и атомы», «Пчёлы и змеи». Рефлексия
Что такое настроение. Знакомство детей с понятием «настроение». Введение наглядных образов, символизирующих разные настроения. Знакомство со сказочным персонажем Памси.
Мысли и настроение. Представление о взаимосвязи между мыслями и настроением. Развитие у детей умения управлять своим настроением. Развитие способности к рефлексии. Упражнение «Мысли и настроения»
Эмоциональные ощущения. Отличие эмоциональных ощущений друг от друга. Различные способы выражения эмоций. Тренировка умения выражать эмоции в мимике. Музыкальные и рисованные образы эмоций. Диагностика эмоционального восприятия школьной действительности
II. Как справиться с плохим настроением
Управление настроением. Как искать выход из трудных ситуаций. Работа с художественным текстом. Упражнение «Подарим друг другу улыбку». Опыт «Сломалась игрушка». Рефлексия
Трудная ситуация. Поиск выхода из трудной ситуации, которую невозможно изменить. Знакомство с методом «позитивного переформулирования». Работа с текстом. Рефлексия, переосмысление своего опыта. Упражнение «Даже если…» – «в любом случае…»
Трудная ситуация. Упражнение на закрепление умения изменять отношение к трудной ситуации. Работа с художественным текстом. Упражнение «Я справился». Рефлексия
III. Как стать уверенным в себе
Игровой поведенческий тренинг №2
Коммуникативная игра «Я люблю всех, но особенно тех…» упражнения «Угадай, кто это», «Нарисуй имя». Игра «Поймай свой хвост». Рефлексия
Мысли и поведение. Связь между мыслями и поведением. Примеры удачно решённых жизненных ситуаций, разбор различных вариантов поведения в трудных ситуациях. Игра «Я справлюсь». Диагностика самооценки
Позитивные мысли. Закрепление умения работать с позитивными мыслями. Работа с художественным текстом. Рефлексия. Мышечный тренинг (психогимнастика)
Саморегуляция. Способы саморегуляции. Работа с художественным текстом. Рефлексия. Игра-упражнение «Мусорное ведро». Упражнение «Рисуем картинки в уме». Обучение элементам релаксации
IV. Как делать выбор
Что значит быть добрым. Осознание понятия добра. Работа с художественным текстом. Рефлексия. Упражнение-релаксация «Волшебная чашка»
Выбор. Что значит делать выбор. Как научиться прогнозировать ситуацию. Работа с художественным текстом. Анализ и обсуждение жизненных ситуации. Вывод правила
Ответственность. Знакомство с понятием ответственности за свой выбор. Ролевая игра «Магнит». Рефлексия
Правила осуществления выбора. Развитие умения анализировать свои поступки и поступки других людей. Упражнение-релаксация. «Рисуем картинки в уме». Игра-упражнение «Догадайся, из какой коробки». Игра-упражнение «Догадайся о выборе, если…»
V. Как добиваться успеха
Игровой поведенческий тренинг №3
Игры на взаимодействие. Игра «Паровозик», игра «Сборщики предметов», игра «Найди свой домик». Упражнение «Коллективный рисунок». Рефлексия
Успех. Представление понятия «успех». Что мешает добиться успеха. Анализ текста «Контрольная работа». Рефлексия. Упражнение «Я смогу». Диагностика тревожности
Условия достижения успеха. Работа с художественным текстом. Упражнение визуализации «Звезда удачи», «Нарисуй успех». Рефлексия
Составляющие успеха. Применение полученных знаний в конкретных ситуациях. Ролевые игры: «Знакомство», «Подари подарок другу». Упражнение-релаксация «Рисуем картинки в уме»
VI. Трудное слово «нет»
Когда трудно сказать «нет».
Учимся говорить «нет». Осознание ответственности за свой выбор. Работа с художественным текстом. Рефлексия
Учимся говорить «нет». Практический тренинг на закрепление навыка через разыгрывание ситуаций. Рефлексия. Визуализация образов – работа с плакатами. Психологические упражнения
VII. Чем мы отличаемся друг от друга
Индивидуальность. Формирование представлений о неповторимости каждого человека. Игра-разминка «Изобрази радость». Работа с художественным текстом «Разноцветные камешки». Диагностика самооценки «Самый-самый»
Уверенность в себе. Развитие уверенности в себе. Работа с художественным текстом «Соревнование». Рефлексия. Игровые упражнения для выработки уверенности в собственных силах
Помоги себе быть уверенным. Как помочь самому себе. Самонастрой. Упражнение-тренинг «Мостик». Рефлексия
Тренинг развития коммуникативных умений. Упражнения «Подари камешек», «Мостик дружбы». Игра «Если нравится тебе, то делай так!» (Коррекция самооценки игровыми средствами)
VIII. Учимся говорить себе «стоп»
Игровой поведенческий тренинг №4
Упражнения-игры «Магазин игрушек», «Похвали себя и других». Коммуникативные игры «Ручеёк», «Путаница», «Воробьи и вороны»
Саморегуляция. Саморегуляция в критических ситуациях. Понятие «тайм-аут». Игра «Если нравится тебе, то делай так»
Освоение навыков саморегуляции. Отработка приёмов саморегуляции в игровых ситуациях. Игры-релаксации, игры психогимнастические. Диагностика тревожности.
IX. Как победить свой страх
Мой самый страшный страх. Рисуем свой страх. Работа с рисунками. Рефлексия. Игра «Найди свой выход из круга»
Предупреждение и коррекция страхов. Работа с художественным текстом «Ночные страхи». Работа с музыкальными и графическими образами. Игра «Найди выход из круга». Психогимнастика
Завершающее занятие. Организация подведения итогов, обратной связи. Награждение дипломами-сертификатами. Коммуникативные игры

План коррекционно-развивающей работы по развитию интеллектуальной сферы у обучающихся с ОВЗ
Цель: содействовать развитию интеллектуальных способностей: словарного запаса и общей осведомленности, пространственных представлений, логического мышления; развивать память, внимание, восприятие, коммуникативные способности.
№ п/п № занятия Тема Универсальные учебные действия Дата
личностные метапредметные план факт
1. Развитие внимания (8 часов)
1 1 Знакомство Формируют положительное отношение к школе Р Планируют совместно с учителем свои действия в учебной и жизненной ситуации
П Строят речевое высказывание в устной форме с помощью учителя
К Слушают, понимают речь других людей 2 2 Мы все замечаем Оценивают результаты своей деятельности Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся их преодолевать
П Осуществляют поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя
К Имеют первоначальные навыки работы в группе 3 3 Что ты слышишь? Оценивают результаты своей деятельности Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми
П Строят логические умозаключения с помощью учителя
К Выполняют различные роли 4 4 Верю – не верю Ориентируются на понимание предложений и оценок учителя, товарищей Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся их преодолевать
П Осуществляют поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя
К Имеют первоначальные навыки работы в группе 5 5 Повторяй за мной Ориентируются на понимание предложений и оценок учителя, товарищей Р Планируют совместно с учителем свои действия в учебной и жизненной ситуации
П Строят речевое высказывание в устной форме с помощью учителя
К Слушают, понимают речь других людей 6 6 Я самый внимательный Оценивают результаты своей деятельности Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми
П Строят логические умозаключения с помощью учителя
К Выполняют различные роли 7 7 Кукловоды Ориентируются на понимание предложений и оценок учителя, товарищей Р Планируют совместно с учителем свои действия в учебной и жизненной ситуации
П Строят речевое высказывание в устной форме с помощью учителя
К Слушают, понимают речь других людей 8 8 Внимание – внимание! Применяют умения в области самоанализа и саморазвития Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся их преодолевать
П Осуществляют поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя
К Имеют первоначальные навыки работы в группе 2. Развитие памяти (7 часов)
9 1 Запомни и назови Проявляют сдержанность, терпеливость, вежливость в процессе взаимодействия Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся их преодолевать
П Осуществляют поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя
К Имеют первоначальные навыки работы в группе 10 2 Запомни и назови Проявляют сдержанность, терпеливость, вежливость в процессе взаимодействия Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся их преодолевать
П Осуществляют поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя
К Имеют первоначальные навыки работы в группе 11 3 Запомни точно Оценивают результаты своей деятельности Р Планируют совместно с учителем свои действия в учебной и жизненной ситуации
П Строят речевое высказывание в устной форме с помощью учителя
К Слушают, понимают речь других людей 12 4 Вспомни и найди Применяют умения в области самоанализа и саморазвития Р Планируют совместно с учителем свои действия в учебной и жизненной ситуации
П Строят речевое высказывание в устной форме с помощью учителя
К Слушают, понимают речь других людей 13 5 Кого не хватает? Оценивают результаты своей деятельности Р Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера ошибок
П Моделируют ситуацию с помощью учителя
К Учатся доверительно и открыто говорить о своих чувствах 14 6 Что изменилось? Ориентируются на понимание предложений и оценок учителя, товарищей Р Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера ошибок
П Моделируют ситуацию с помощью учителя
К Учатся доверительно и открыто говорить о своих чувствах 15 7 Кого не хватает? Оценивают результаты своей деятельности Р Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера ошибок
П Моделируют ситуацию с помощью учителя
К Учатся доверительно и открыто говорить о своих чувствах 3. Развитие восприятия (7 часов)
16 1 Фантазер Умеют выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности Р Планируют совместно с учителем свои действия в учебной и жизненной ситуации
П Строят речевое высказывание в устной форме с помощью учителя
К Слушают, понимают речь других людей 17 2 Дорисуй, соедини. Оценивают результаты своей деятельности Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся их преодолевать
П Осуществляют поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя
К Имеют первоначальные навыки работы в группе 18 3 Дорисуй, соедини. Оценивают результаты своей деятельности Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся их преодолевать
П Осуществляют поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя
К Имеют первоначальные навыки работы в группе 19 4 Что нарисовано? Оценивают результаты своей деятельности Р Планируют совместно с учителем свои действия в учебной и жизненной ситуации
П Строят речевое высказывание в устной форме с помощью учителя
К Слушают, понимают речь других людей 20 5 Какие звуки? Ориентируются на понимание предложений и оценок учителя, товарищей Р Планируют совместно с учителем свои действия в учебной и жизненной ситуации
П Строят речевое высказывание в устной форме с помощью учителя
К Слушают, понимают речь других людей 21 6 Цвета Ориентируются на понимание предложений и оценок учителя, товарищей Р Переносят навыки построения внутреннего плана действия из игровой деятельности в учебную
П Учатся наблюдать
К Договариваются и уважают разные мнения 22 7 Пуговицы Проявляют сдержанность, терпеливость, вежливость в процессе взаимодействия Р Переносят навыки построения внутреннего плана действия из игровой деятельности в учебную
П Учатся наблюдать
К Договариваются и уважают разные мнения 4. Развитие мышления (8 часов)
23 1 Сыщик Умеют выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся их преодолевать
П Осуществляют поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя
К Имеют первоначальные навыки работы в группе 24 2 Найди лишнее Оценивают результаты своей деятельности Р Планируют совместно с учителем свои действия в учебной и жизненной ситуации
П Строят речевое высказывание в устной форме с помощью учителя
К Слушают, понимают речь других людей 25 3 Сложи узор Оценивают результаты своей деятельности Р Планируют совместно с учителем свои действия в учебной и жизненной ситуации
П Строят речевое высказывание в устной форме с помощью учителя
К Слушают, понимают речь других людей 26 4 Сложи узор Оценивают результаты своей деятельности Р Планируют совместно с учителем свои действия в учебной и жизненной ситуации
П Строят речевое высказывание в устной форме с помощью учителя
К Слушают, понимают речь других людей 27 5 Угадай Оценивают результаты своей деятельности Р Переносят навыки построения внутреннего плана действия из игровой деятельности в учебную
П Учатся наблюдать
К Договариваются и уважают разные мнения 28 6 Угадай Оценивают результаты своей деятельности Р Переносят навыки построения внутреннего плана действия из игровой деятельности в учебную
П Учатся наблюдать
К Договариваются и уважают разные мнения 29 7 Аналогии Ориентируются на понимание предложений и оценок учителя, товарищей Р Планируют совместно с учителем свои действия в учебной и жизненной ситуации
П Строят речевое высказывание в устной форме с помощью учителя
К Слушают, понимают речь других людей 30 8 Подведение итогов Применяют умения в области самоанализа и саморазвития Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми
П Строят логические умозаключения с помощью учителя
К Выполняют различные роли
Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию интеллектуальной сферы у обучающихся с ОВЗ
I. Развитие внимания
1. Знакомство.
Упражнения «Моё имя», «Снежный ком». Введение ритуала приветствия и прощания. Создание доверительной обстановки. Игры: «Яблоко», «Хлопни в ладоши», «Зачеркни букву». Психомышечная тренировка.
2. Мы все замечаем.
Обучение способности концентрировать внимание, уметь сосредоточиваться на зрительной информации. Игры «Портрет», «Зачеркни букву», «Слушай музыку». Психомышечная тренировка.
3. Что ты слышишь?
Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах; умению слушать и слышать. Игры: «Отражение», «Ушки на макушке», «Бубен и колокольчик». Психомышечная тренировка.
4. Верю – не верю.
Обучение рефлексии, обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания. Игры: «Корректурные пробы», «Ловушка», «Бубен и колокольчик». Психомышечная тренировка.
5. Повторяй за мной.
Тренировка на дифференциацию заданий взрослого. Игры: «Делай то, что я говорю и показываю», «Пульс», «Ушки на макушке». Психомышечная тренировка.
6. Я – самый внимательный.
Увеличение объема внимания. Игры: «Узор», «Выложи кружочки», «Приятное воспоминание». Психомышечная тренировка.
7. Кукловоды.
Развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке. Игры: «Текстура», «Узор», «Погода», «Тряпичная кукла». Психомышечная тренировка.
8. Внимание – внимание!
Обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструкции. Игры: «Мышка – птичка», «Найди отличия», «Погода», «Скульптура». Психомышечная тренировка.
II. Развитие памяти.
9. Запомни и назови.
Развитие зрительной памяти. Игры: «Запомни картинки», «У оленя дом большой», «Каскад слов». Психомышечная тренировка.
10. Запомни и назови.
Развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени. Игры: «Запомни картинки», «У оленя дом большой», «Каскад слов», «Встречаемся и прощаемся с улыбкой». Психомышечная тренировка.
11. Запомни точно.
Обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Игры: «Что изменилось?», «Запомни и покажи», «Спрячь игрушки», «От улыбки станет всем сетлей». Психомышечная тренировка.
12. Вспомни и найди.
Обучение навыкам запоминания образа, ситуации в условиях уменьшения времени, развитие целенаправленного запоминания и припоминания. Игры: «Что изменилось?», «Купим мы, бабушка…», «Найди игрушки», «Тряпичная кукла». Психомышечная тренировка.
13. Кого не хватает?
Развитие целенаправленного запоминания и припоминания. Игры: «Рассмотри внимательно», «Свет, зажгись!», «Кто не на месте?», «Скульптура». Психомышечная тренировка.
14. Что изменилось?
Обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструкции. Игры: «Рассмотри внимательно», «Разучивание песни», «Кто не на месте?». Психомышечная тренировка.
15. Кого не хватает?
Развитие умения удерживать и воспроизводить текст песни (долговременной памяти); развитие вербальной памяти. Игры: «Что изменилось?», «Повторение песни», «Дыхание». Психомышечная тренировка.
III. Развитие восприятия.
16. Фантазер.
Развитие целостности восприятия. Игры: «Пирамидка», «Актер», «Дорисуй фигуры», «Шапка-невидимка». Психомышечная тренировка.
17. Дорисуй, соедини.
Развитие целостности восприятия, развитие наблюдательности, ориентирования на форму. Игры: «Пирамидка», «Форма», «Дорисуй фигуры», «Качели». Психомышечная тренировка.
18. Дорисуй, соедини.
Развитие наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания. Игры: «Что забыл нарисовать художник?», «В нашей группе 100 ребятишек», «Снежинки», «»Погладим котенка». Психомышечная тренировка.
19. Что нарисовано?
Развитие умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания. Игры: «Что нарисовано?», «В нашей группе 100 ребятишек», «Снежинки», «Кляксы». Психомышечная тренировка.
20. Какие звуки?
Развитие фонематического восприятия. Игры: «Определи звуки», «В нашей группе 100 ребятишек», «Точки», «Пантомима». Психомышечная тренировка.
21. Цвета.
Развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета. Игры: «Пуговицы», «Найди свой цвет», «Загадки», «Угадай». Психомышечная тренировка.
22. Пуговицы.
Развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине. Игры: «Пуговицы», «Регистр», «Загадки», «Послушай, что за окном». Психомышечная тренировка.
IV. Развитие мышления.
23. Сыщик.
Развитие умения декодировать информацию. Игры: «Чего не хватает?», «Сыщик», «Сравнение предметов». Психомышечная тренировка.
24. Найди лишнее.
Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать. Игры: «Чего не хватает?», «Сыщик», «Четвертый лишний», «Дыхание». Психомышечная тренировка.
25. Сложи узор.
Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей. Игры: «Четвертый лишний», «Сыщик», «Сложи узор», «Улюбка». Психомышечная тренировка.
26. Сложи узор.
Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Игры: «Найди лишнее слово», «Сыщик», «Сложи узор», «Встречаемся и прощаемся с улыбкой». Психомышечная тренировка.
27. Угадай.
Развитие мыслительных операций анализа и сравнения. Игры: «Сложи узор», «Тонет – не тонет», «Угадай предмет», «Тряпичная кукла». Психомышечная тренировка.
28. Угадай.
Развитие аналитического мышления. Игры: «Тонет – не тонет», «Мячик», «Угадай предмет», «Скульптура». Психомышечная тренировка.
29. Аналогии.
Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей. Игры: «Мостик», «Аналогии», «Сложи узор», «Кляксы». Психомышечная тренировка.
30. Подведение итогов.
Организация подведения итогов, обратной связи.

Список литературы:
Белопольская И. Л. и др. Азбука настроений. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет / И.Л. Белопольская. – М.,1994.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2010.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – М.: Генезис, 2002.
Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах.— М.: Генезис, 1998
Чистякова Г.И. Психогимнастика / Г.И. Чистякова. – М., 1990.