Мастер-класс на тему «Использование технологии «Синквейн» в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ.»


Мастер - класс
«Использование технологии «Синквейн» в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ.»
Автор:
учитель-логопед
Любовь Владимировна Лысенко,

Аннотация к мастер-классу
«Синквейн в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ»
Цель: дать представление об инновационной технологии развития речи детей с ОВЗ, о значении этой технологии в обогащении и активизации словаря, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Показать значимость технологии и в других видах деятельности.
Задачи:
Познакомить с технологией, способствующей активизации мыслительной деятельности, развивающей умение выделять главное и обобщать, совершенствующей словарную работу, как основу развития речи в целом;
Отработать возможные варианты применения синквейна в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР;
Обсудить эффективность предлагаемых приемов работы.
Актуальность:
Заявленная тематика обусловлена тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается замедленный темп речевого развития, трудности формирования всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики). Дети с ОВЗ, даже не имеющие нарушений звукопроизношения, медленно актуализируют слова, долго их вспоминают, у них происходит сужение значения слов. Всё это диктует необходимость поиска новых эффективных технологий, методов и приёмов коррекционно-развивающей работы. Использование в коррекционно-развивающей работе синквейна имеет позитивное воздействие на речевое развитие детей с ОВЗ.
Адресная группа: учителя-логопеды, учителя начальных классов.
Оборудование:
Мультимедийная презентация.
Карандаши и бумага для самостоятельной работы.
Синквейн, разрезанный на отдельные слова, для отработки приёма «Мозаика».
Опорные картинки для самостоятельного составления синквейна.
Памятки по составлению синквейна.
Структура мастер-класса:
Организационный момент.
Теоретическая часть:
Краткое обоснование основных идей, актуальности заявленной тематики;
Раскрытие понятия «синквейн», правила составления синквейнов, этапы работы предшествующие составлению синквейнов;
Демонстрация вариантов использования синквейнов в коррекционно-развивающей работе;
Выводы, практическая значимость представленного материала.
Практическая часть:
Совместная работа с детьми с показом алгоритма составления синквейна;
Самостоятельная работа детей по отработке алгоритма составления синквейна: синквейн-загадка, синквейн-мозаика, составление синквейна по опорным картинкам.
Чтение и анализ детских синквейнов.
Итоговая рефлексия.
Ожидаемый результат:
Предоставлена информация по теме мастер-класса;
Продемонстрированы возможные варианты применения синквейна в работе с детьми с ОВЗ;
Рассмотрена целесообразность и эффективность предлагаемой технологии.
Предложенные в ходе мастер-класса приёмы работы могут быть рекомендованы к использованию учителям-логопедам, педагогам образовательных организаций, воспитателям дошкольных организаций, родителям. Использование синквейна на занятиях позволяет педагогу сочетать в работе элементы основных образовательных областей: познавательно-речевое развитие, коммуникативно-личностное развитие и творческое развитие ребёнка, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Цель мастер-класса: дать представление об инновационной технологии развития речи, о значении этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Показать значимость данной технологии и в других видах деятельности.
Задачи:
Познакомить с технологией, способствующей активизации мыслительной деятельности, развивающей умение выделять главное и обобщать, совершенствующей словарную работу, как основу развития речи в целом;
Отработать возможные варианты применения синквейна в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ;
Обсудить эффективность предлагаемых приемов работы.
Актуальность: У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается замедленный темп речевого развития, поздно формируются звуки, запаздывает развитие связной речи. У детей младшего школьного возраста с ОВЗ часто наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики), т.е. массированное нарушение речи, что затрудняет общение со сверстниками и взрослыми, неблагоприятно сказывается на усвоении школьной программы. Уровень сформированной языковой компетенции определяется по лексическому запасу ребенка, умению актуализировать слова в самостоятельной речи. Дети с ограниченными возможностями здоровья, даже не имеющие нарушений звукопроизношения, медленно актуализируют слова, долго их вспоминают, у них происходит сужение значения слов, замена названия частей предмета названием целого предмета, утрачиваются слова, обозначающие предметы и явления, которых в данный момент уже не наблюдают.
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.
Адресная группа: учителя-логопеды, учителя начальных классов.
Оборудование: карандаши и бумага для самостоятельной работы.
Раздаточный материал: синквейн, разрезанный на отдельные слова, для отработки приёма «Мозаика», опорные картинки для самостоятельного составления синквейна, памятки по составлению синквейна.
План проведения мастер-класса:
I.Теоретическая часть:
Что такое «Синквейн».
Задачи «Синквейна».
Этапы построения работы.
II.Практическая часть:
Совместная работа с детьми 2 класса (4 ребёнка условно возрастной нормы, 2 ребёнка с ОВЗ) с показом алгоритма составления синквейна на доске.
Отработка алгоритма составления синквейна: синквейн-загадка, синквейн-мозаика, составление синквейна по опорным картинкам. Задания подобраны, дифференцировано, для детей с ОВЗ более лёгкий вариант и дополнительные пояснения.
Обсуждение полученных результатов.
Подведение итогов.
Теоретическая часть
Развитие лексико-грамматической стороны речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ отстает от возрастной нормы. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются у них в неумении выбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях выражаются у таких детей в неумении правильно подобрать окончания слов. Для них характерны низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточная работоспособность на занятиях, неустойчивое внимание, малая инициативность в игровой деятельности, ограниченные возможности распределения внимания. Так же сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания.
Опыт работы с младшими школьниками с ОНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного цикла коррекционно-развивающих занятий в речи детей с особыми образовательными потребностями, при хороших диагностических показателях, остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли. Поэтому необходимо искать новые эффективные методы коррекционно-развивающей работы. Таким методом для меня стал синквейн.
Синквейн — в переводе с французского — «пять строк», это форма из пяти строк нерифмованного стихотворения. Технология синквейн не требует создания специальных условий для применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность логопеду оценить уровень усвоения ребенком лексики коррекционно-развивающего занятия. Эта технология носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Правила составления синквейна:
В первой строке – должна находиться сама тема синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?
Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?
В третьей строке – содержатся уже 3 слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает?
В четвертой строке — автор пишет уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант для ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста, когда эта фраза состоит из четырех-пяти слов.
Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что
Цель применения синквейна в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ: совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом.
Задачи синквейна:
расширить и активизировать словарный запас ребёнка;
совершенствовать грамматический строй речи;
активизировать мыслительную деятельность;
совершенствовать навык использования в речи прилагательных и глаголов;
развивать умение выделять главное и обобщать;
развивать связную речь.
Прежде чем приступить к составлению синквейнов, необходимо научить ребёнка полно и точно выражать свою мысль, выделять главное, обобщать, а так же пополнить его лексический запас. Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна проводится со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. И может продолжаться в начальной школе.
Большинство школьников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.
Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Свою работу я начинала с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то можно спросить, как назвать его по другому (папа, мужчина). Надо требовать от детей ответа одним словом, обозначающим предмет.
Работу можно построить по определенному плану:
предлагается называть те слова, которые обозначают живые предметы, затем – неживые, далее - называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос;
предлагается назвать несколько действий, которые могут производить изображенные предметы (дерево – растет, цветет, качается, засыхает, скрипит );
предлагается называть то, что изображено на картинках (чайник кипит, девочка прыгает). Нельзя объединять два слова в предложение;
называть несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий) дети называет предмет: это огурец;найти слова, подходящие к графическим изображениям костер, солнце – горит, светит, яркий, жаркий.
После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова), можно подводить их к понятию о предложении и начинать работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнением, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Примеры составления синквейна:
1. Кукла.
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
1. Машина.
2. Быстрая, мощная.
3. Едет, обгоняет, тормозит.
4. Я люблю кататься.
5. Транспорт.
1. Дождь.
2. Мокрый, холодный.
3. Капает, стучит, льется.
4. Я не люблю дождь.
5. Вода.
Умелое и рациональное использование метода синквейна в коррекционно-развивающей работе имеет позитивное воздействие на речевое развитие детей с ОНР: словарный запас у детей увеличивается, речь становится богаче, ярче, дети перестают бояться высказывать свои мысли вслух.
Новизна данной методики заключается в создании условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать, грамматически правильно оформлять свою речь. Составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В основном, практикуется использование синквейна как заключительного задания по лексической теме. В результате работы в данном направлении у детей с ОНР развивается языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление. Эта работа готовит ребенка к краткому пересказу. Самое главное, что синквейн получается у всех!
Практическая часть
Совместная работа с детьми: показ алгоритма составления синквейна на доске. Составление синквейнов по выбранным лексическим темам совместно с аудиторией с записью на доске:
1.Ёжик.
2.Колючий, серый.
3.Фыркает, ползает, собирает.
4.Колючий ёжик собирает грибы.
5.Густой лес.
1.Берёза.
2.Кудрявая, белоствольная.
3.Растёт, склоняется, качается.
4.Берёза – символ нашей Родины.
5.Шелест.
На занятиях по развитию связной речи можно, используя слова из синквейна, придумать рассказ.
1.Заяц.
2.Белый, пушистый.
3.Боится, прячется, убегает.
4.Мне жалко зайца.
5.Лес.
В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
Самостоятельная работа детей:
Отгадывание синквейна – загадки. Каждому ребёнку даётся индивидуальная карточка с синквейном без первой строки. Надо отгадать, о чём синквейн и вписать слово. Дети с ОВЗ это слово находят в предложении.
Синквейн «мозаика». Детям даётся карточка с пятью строчками, задание - составить синквейн из напечатанных и разрезанных слов, наклеить на карточку. Для детей с ОВЗ каждая строка синквейна напечатана определённым цветом, первое слово наклеено на карточку, остальные слова дети подбирают самостоятельно, опираясь на дополнительную цветовую подсказку.
Самостоятельная работа детей с опорными картинками для синквейна.
Синквейн используется не только в работе с детьми, но и с взрослыми на темы любви, дружбы, войны и другие. В данном случае синквейн может употребляться, как рефлексия.
Практическая работа с педагогами: каждая творческая группа составляет синквейн на предложенную тему, зачитывает.
Темы синквейнов для работы в творческих группах: радость, счастье, война, беда, улыбка, дружба, веселье, враг.Обсуждение полученных результатов, подведение итогов.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается школьниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет педагогу гармонично сочетать в работе элементы основных образовательных областей: познавательно-речевое развитие, коммуникативно-личностное развитие и творческое развитие ребёнка, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Используемая литература:
Т.А. Ткаченко «Учимся говорить правильно»
М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет»
Душка Н.Д. « Синквейн в работе по развитию речи дошкольников».