Основы психокоррекционной работы с детьми ОВЗ ЗПР.


Методологические основы психокоррекционной работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР). 
Перечень требований к организации коррекционного пространства (развивающей среды) в образовательном учреждении для детей с задержкой психического развития.
Особенности организации деятельности специализированного (коррекционного) детского сада для детей с ЗПР определяются особенностями психофизического развития данной категории детей и задачами коррекционно-образовательной работы с ними.
При проектировании коррекционно-воспитательного процесса педагогический коллектив должен действовать в нескольких направлениях.
1. Создание условий: необходимо создать специальную среду и подобрать соответствующее оборудование, пособия и игрушки (они должны отвечать требованиям безопасности и эстетики, иметь коррекционно - развивающую направленность).
Подобрать (а при необходимости обучить) педагогов, компетентных в проблеме ЗПР. Подобрать методические материалы для диагностики и реализации основных направлений работы согласно «Образовательной программе» специального детского сада (это учебно - методические пособия и программы, перспективные планы, формы рабочей и отчетной документации и др.).
2. Должна быть продумана организация жизни и деятельности детей и разработана соответствующие документы:
-Специальный «Режим дня».
-«Двигательного режима.
-«Учебного плана».
- «Сетка занятий».
При разработке данных вопросов следует стремиться к соблюдению баланса между различными видами деятельности, умственной и двигательной нагрузкой.
3. Задачи образовательной программы специального детского сада реализуются через различные формы работы с детьми:
- специальные занятия с опорой на основные дошкольные виды деятельности.
-режимные моменты.
- через такие формы работы, как досуг и, экскурсии, и т.д.
При планировании конкретного содержания оздоровительной и педагогической работы в каждой возрастной группе специалисты и воспитатели учитывают:
принципы специального обучения и воспитания
результаты диагностического обследования группы и каждого ребенка с целью определения или корректировки планов коррекционно – развивающей и воспитательно - образовательной работы.
Работа по построению и обогащению развивающей среды в группах ЗПР соблюдает следующие принципы:
принцип безопасности: безвредность, неопасность, округлые формы, гладкие поверхности, экологически безвредные материалы и д.п.
принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка - подбор оборудования материалов для групповой комнаты;
принцип уважения к мнению ребенка (воспитатель должен выстраивать для детей развивающую среду, он при этом должен стараться, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной).
комфортность (эмоциональная, психологическая);
информативность; развитие познавательной активности, любознательности;
функциональность: в группе должны находиться только те материалы, которые сейчас востребуются детьми и выполняют развивающую функцию.
многофункциональность;
эстетичность; привлекательность, развитие вкуса;
мобильность; все элементы разборные, раздвижные, на колесах.
принцип динамичности, ребенок постоянно развивается, меняясь, окружение, обстановка требуют изменений.
трансформируемость: раздвижная мебель – трансформер может превращаться из одного вида в другой, имеет то одно назначение, то другое, например, коробки-контейнеры на колесах: это вагоны, дома, комнаты, этажи, кроватки и др.
Для достижения максимальной эффективности коррекционно - образовательную работу с детьми необходимо строить с учетом: структуры отклоняющегося развития и варианта ЗПР;
- знаний о здоровье воспитанников и микросоциальных условиях;
- возраста ребенка, в котором он поступил в специальный детский сад и предполагаемой длительности пребывания в данном учреждении;
Таким образом, администрации и педагогам специального дошкольного образовательного учреждения при создании «адаптивной модели» специального детского сада приходится решать широкий круг организационно - методических и административно -хозяйственных вопросов, для достижения поставленных коррекционно – педагогических целей.
Взаимосвязь с родителями воспитанников.
План работы по взаимодействию с семьями детей с ЗПР
№ Формы взаимодействия (традиционные) Ответственный
1 Информационно – наглядные. Материалы на стендах, папки – передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки. Педагог – психолог, воспитатели и другие участники образовательного процесса
2 Индивидуальные. Беседы, консультации по освоению воспитанником программы АООП ЗПР, посещение проблемных семей (социальный педагог), Оказание социально-правовой поддержки семьям воспитанников. Профилактико –оздоровительная работа и контроль за эффективностью лечебных и оздоровительных мероприятий.
Педагог – психолог, воспитатели и другие участники образовательного процесса
3 Коллективные. Родительские собрания, для разъяснения родителям (законным представителям) степень их ответственности, за своевременно не оказанную помощь детям в коррекционно – развивающей работе специалистов, тематические консультации. Педагог – психолог, воспитатели и другие участники образовательного процесса
Формы взаимодействия (нетрадиционные)
1 Познавательные. Семинары – практикумы, родительские клубы, педагогическая гостиная и т.д. Педагог – психолог, воспитатели и другие участники образовательного процесса
2 Информационно – аналитические. Анкетирование, социологические опросы, «почтовый ящик». Педагог – психолог, воспитатели и другие участники образовательного процесса
3 Досуговые. Совместные досуги, праздники, участие в выставках, экскурсиях. Педагог – психолог, воспитатели и другие участники образовательного процесса
4 Наглядно – информационные. Информационные проспекты, дни открытых дверей, открытые просмотры занятий, режимных моментов и т.д. Педагог – психолог, воспитатели и другие участники образовательного процесса