Методика изучения осязания и мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИСоставитель Толстова Мария Сергеевна
Руководитель Лапшина Любовь Михайловна
№ Цель задания Содержание проб Диагностический материал Критерии оценивания
Первая серия заданий
Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»)
Автор: Осипова Лариса Борисовна
1 Изучение особенностей кинестетической основы организации движений пальцев (статическая координация или праксис «позы»).
«Пальчики подружились» - распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно;
«Пальчики поссорились» - распрямить ладонь правой руки, развести все пальцы в стороны и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно;
«Солдатик» - сжать правую руку в кулак, выдвинуть указательный палец («солдатик») и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно;
«Зайчик» - сжать правую руку в кулак, выдвинуть средний и указательный пальцы («ушки зайчика»), подвигать ими и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно;
«Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы правой руки, чтобы получилось кольцо, и удержать в этом положении под счет от 1 до 7; это же задание выполнить левой рукой, двумя руками одновременно.Нет 5 баллов – правильное выполнение задания;
4 балла – замедленное выполнение, с предварительным поиском нужной позы;
3 балла – выполнение правильное при наличии синкинезий;
2 балла – формирование позы с помощью второй руки;
1 балл – заданная поза не формируется.
2 Изучение особенностей кинетической основы организации движений. «Зарядка для пальчиков» - сжать-разжать кулак: правой рукой, левой, обеими (по 7 раз);
«Солдатик спрятался - появился» - сжать пальцы в кулак – выдвинуть указательный палец (солдатик появился – спрятался): правой рукой, левой, обеими (по 7 раз);«Зайчик спрятался – появился» - сжать пальцы в кулак – выдвинуть указательный и средний пальцы (зайчик появился – спрятался): правой рукой, левой, обеими (по 7 раз).Нет Вторая серия заданий
Исследование реципрокной координации движений
1 Изучение особенностей реципрокной координации.
Проба Н.И.ОзерецкогоОдновременное изменение положений обеих кистей рук: одна рука сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами.
«Кулак-ребро-ладонь» - ряд движений; Меняются лишь позы, сама рука не меняет местоположения. Задание выполняется сначала правой рукой (для правшей), затем левой. Для левшей - наоборот.
Демонстрируется испытуемому три раза подряд, при наличии затруднений ошибок демонстрация повторяется (не более трех раз). Нет 5 баллов – правильное выполнение задания;
4 балла – движения координированные, плавные, но замедленные;
3 балла – дезавтоматизация движений на истощении, нарушение координации ближе к концу выполнения задания;
2 балла – стойкое нарушение координации, изолированность движений; выполнение движения только совместно с экспериментатором;
1 балл – выраженная персевераторность.
2 Изучение синкенезий.
Проба Заззо из методики И.Ю. Левченко. Кисти ребенка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом.
Поочередно прикасаясь к каждому пальцу ребенка, кроме четвертого даем инструкцию: «Подними только этот палец!»
На контурном изображении помечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные (на второй руке) и двусторонние (на обеих руках).
Нет 5 баллов - задания выполняются без синкинезий;4 балла - односторонние синкинезии в части заданий;3 балла - односторонние синкинезии при выполнении каждого задания;2 балла - перекрестные синкинезии;1 балл - двусторонние синкинезии.
Третья серия заданий
Исследование графомоторного навыка
1 Оценить возможность усвоения двигательной программы при графическом предъявлении образца, ее автоматизации Обведение картинки по точкам;
Рисование узора по образцу;
Раскрашивание картинки; Картинка по точкам
Лист бумаги;
Схема узора;
Раскраска 5 баллов – правильное выполнение задания;
4 балла – в конце ряда замедляется, часто отрывает ручку от бумаги;
3 балла – при сохранной топологической схеме выраженное истощение, нарушение плавности, микрографии и макрографии;
2 балла – утрата топологической схемы в конце графического ряда;
1 балл – отсутствие топологической схемы.
Четвертая серия заданий
Исследование особенностей действий с предметами
Автор: Осипова Л. Б.
1 Изучение особенностей действий с мелкими предметами (ручной умелости, быстроты манипуляций с предметами). «Катание шарика ладонью». Детям предлагалось распрямленной ладонью со сближенными пальцами покатать шарик круговыми движениями в течение 7 сек. Маленький шарик (диаметр 3 см) Согласованность движений, двигательная маневренность, наличие формообразующих движений рук при катании шарика, объем выполнения пробы;
2 «Собери спички в коробочку».
«Собери кубики в коробку». Спички (15 шт.),
Набор кубиков. 5 баллов – правильное выполнение задания;
4 балла – движения координированные, плавные, но замедленные;
3 балла – дезавтоматизация движений на истощении, нарушение координации ближе к концу выполнения задания;
2 балла – стойкое нарушение координации, изолированность движений; выполнение движения только совместно с экспериментатором;
1 балл – выраженная персевераторность.