Формы и методы информационно-коммуникативного взаимодействия с детьми-инвалидами

Формы и методы информационно-коммуникативного взаимодействия с детьми-инвалидами

В первую очередь, необходимо сказать, что информационно-коммуникативное поле представляет собой сложную динамическую совокупность субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, механизмов информационного влияния и нормативного регулирования, информационных сетей, средств коммуникации и обмена информацией, технологий управления информационными потоками и процессами.
Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности получение детьми с ограниченными возможностями здоровья общего  образования, а также для развития творческих способностей и дополнительного образования.
В настоящее время выделяют следующие информационно-коммуникативные формы взаимодействия с обучающимися детьми.
Современный мультимедийный компьютер, который представляет собой комплексное техническое средство, значительно расширяющее возможности воспитательного процесса. В «компьютерное» мероприятие можно включить как текстовый материал (причем как в «бук- венной», так и в звуковой, т. е. «речевой» форме); аудио эффекты (музыка, фонодокументы и т. д.); видеоряд (графика, схемы, фотографии, видео) и др. Практически неограниченный комплекс медиаобъектов позволяет добиться разнообразия форм представления информации. Это, в свою очередь, дает возможность, «переключая» уровни восприятия, максимально долго удерживать внимание участников мероприятия на его идее, избегая опасности их перенапряжения. Информация, продублированная через различные сенсорные каналы: текст, видео, 27 графику и звук усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, со- гласно теории ассоциативного запоминания (суть ее в том, что память о событии будет тем прочнее, чем больше сенсорных раздражителей ассоциируется с ним у человека).
Интернет как общедоступная глобальная компьютерная сеть, используемая для передачи информации.
Виртуальные олимпиады и конкурсы.
Участие в сетевых (как и в обычных) конкурсах бывает индивидуальным или групповым. При индивидуальном соревновании школьники получают возможность участвовать из дома - это часто бывает проще, чем пользоваться школьным компьютером. С другой стороны, командное состязание имеет свои преимущества: школьники учатся работать в команде, нередко с участием учителей-предметников, это повышает азартность процесса и способствует лучшему усвоению учебного материала. В Сети проводится большое количество различных конкурсов, для участия в которых не требуется работать в Интернете он-лайн, достаточно наличия электронной почты. Иногда в он-лайне может проводиться часть работы, или возможен выбор: например, зарегистрироваться для участия в конкурсе можно через веб-форму на сайте, а можно прислать анкету по электронной почте.
Дистанционные олимпиады
Дистанционной олимпиадой называется соревновательная групповая вопросно-ответная игра, направленная на внедрение в учебный процесс во внеурочное время проектного метода обучения. Достоинства такой формы проведения олимпиады: стимулирование интереса к изучаемому предмету с помощью интернет-технологий; исследовательский характер; стимулирование активности и самостоятельности учащихся при подготовке вопросов, в работе с литературой, развитие навыков коллективной работы участников олимпиады; сотрудничество между учащимися и учителем; заинтересованность и желание учиться.
Телеконференция.
Еще одним примером использования услуг Интернета в образовании служат телеконференции. В западных странах, где развитие телекоммуникаций происходит с некоторым опережением, использование on-line телеконференций стало одним из основных средств дистанционного обучения. Телеконференция позволяет организовать коллективную работу учащихся, реализовать методы деловых игр, мозгового штурма.
Телеконференции (ТКФ) являются одной из наиболее используемых и эффективных телекоммуникационных технологий в образовании, подразумевающих активную форму обучения. Они позволяют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие события, осознавать многие явления и исследовать их с различных точек зрения, решать поставленные проблемы совместными усилиями, задавать друг другу самые разные вопросы, делиться своими идеями и т.д. Основным элементом любой конференции является процесс обсуждения определенного вопроса (и выработка определенного суждения на этот счет). Отличительной чертой телеконференции является использование телекоммуникационных технологий для организации связи удаленных друг от друга участников обсуждения.
Moodle-система как ресурс для управления курсами (электронное обучение), а также для управления обучением или использование как виртуальной обучающей среды. Данная система реализует философию «педагогики социального конструкционизма» [3] и ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, не требующая их присутствия в определенном месте и поэтому особенно подходит для организации дистанционного обучения детей с ОВЗ.
Можно выделить следующие преимущества использования информационно-коммуникативных технологий для взаимодействия с детьми с ОВЗ:
1. Информационно-коммуникативные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
2. Использование мультимедийного компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Использование различных приложений Office, дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее, способствует формированию у учащихся рефлексии. Предлагаемые обучающие программы на ПК способствуют заинтересованности детей в обучении, усилению мотивации.
3. Виртуальные олимпиады, конкурсы, викторины вовлекают  детей с ОВЗ в активный учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. Использование интернет-технологий (программы Skype, электронной почты, поисковых систем, создание Web-страниц, проведение телеконференций и т.п.) - это окно в мир для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, способ не только получить информацию, удовлетворить потребность общения, но и возможность эффективного включения в социальную, экономическую, научную сферы жизни. Внедрение в практику обучения возможностей Интернета способствует повышению качества их образования, обеспечивает устойчивое развитие их способностей.
5. Несомненным преимуществом является модульный принцип, который положен в основу дистанционного обучения. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным потребностям учащегося.
6. Применение Moodle-системы (модулярная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) для методической и психолого-дефектологической поддержки процесса обучения, увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения, позволяет качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.