План-конспект урока по теме: Ледник.


ГБПОУ ВО «ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Конспект урока по теме:
«Ледники»
Разработала и провела:
преподаватель географии
Минакова Е.С.
2017
Цель урока: сформировать представление о ледниках.
Задачи:
- обучающие: сформировать основные понятия «ледник», «снеговая линия», «айсберг»; дать представление о видах ледников, значении в природе.
-развивающие: способствовать развитию умений анализировать информацию, делать выводы.
-воспитательные: воспитывать бережное отношение к водным объектам.
Ход урока:
1. Повторение пройденного материала
1. Изучаем, что за штуку
Географию-науку.
Сложно? Трудно? Интересно?
В жизни ей большое место
Чтобы в целом мир узнать,
Знанья надо получать.
В руки мне вчера попала
Запись странная попала
Что в бутылке пролежала,
Много лет, умы терзала. Все. Тону. Не помню кто я
Карты нет, и нет покоя
Я не помню где я, кто я
И случилось что со мною.
Помогите, отыщите.
Подпись: -200 ю.ш. 450 в.д. (учащиеся определяют где находится незнакомец)
2. Задание 1: определить название объектов, имеющие следующие координаты:
- 290 с.ш. 450 в.д.
- 480 с.ш. 20в.д.
- 140с.ш. 150 в.д.
- 160 ю.ш. 690 з.д.
3. Задание 2: Подберите пару: озеро-материк.
1. Байкал; 2. Каспийское; 3. Ньяса; 4. Эйр; 5. Чад; 6. Верхнее; 7. Ладожское; 8. Виктория; 9. Танганьика; 10. Гурон.
А. Евразия; Б. Северная Америка; В. Африка; Г. Австралия.
4. А сейчас ребята, я проверю у вас знание понятий по теме “озера”. Для этого я раздам первому варианту карточки с понятиями, а второму варианту карточки с формулировкой этих понятий. Нужно найти соответствие, например озеро-это скопление воды в природном углублении на суше т.е. встают поочередно два человека. Остальные ребята в классе контролируют ответы товарищей. Подведем итог опроса.
2. Изучение нового материала
1.Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град
Слой осадков тех велик,
И зовут его….(ледник)
2. Скажите, лед на реке, в море-это ледник или нет? Почему? Тогда, что такое ледник?
Ледник-это многолетние скопление льда на суше.
3. Формулировка целей урока:
На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с понятиями «фирн», «снеговая линия», «айсберг»; рассмотрим типы ледников: покровные, горные; выявим причины образования ледников.
4. Из чего образуется лед? (ответы учащихся)
Ледники образуются из снега, который не тает в течение длительного времени, снег уплотняется, превращается в зернистый лёд – фирн. В процессе дальнейшего уплотнения и перекристаллизации фирн становится настоящим льдом.
Итак, какие условия необходимы чтобы образовался лед? (ответы учащихся)
Условия образования ледника: низкие температуры в течение года, осадки, выпадающие в виде снега.
Скажите, возможно, ли образование ледников в вашей местности? (ответы учащихся)
5. Виды ледников.
Ледники бывают двух видов: горные и покровные.
Когда ледник будет называться горным, а когда покровным? (ответы учащихся)
Откройте физическую карту полушарий, посмотрите в условные знаки и найдите как обозначаются ледники?
Используя карту, приведите примеры территорий, на которых самые большие покровные ледники. (ответы учащихся)
Самый крупный горный ледник-ледник Федченко, в горах Памира, достигает длины почти 80км. Назван был ледник по фамилии людей, которые его открыли, Ольга и Алексей Федченко. Найдите Памир на физической карте.
6. Представьте себе, что ледники есть и в Африке. Найдите на физической карте полушарий гору Килиманджаро. Она расположена близко к экватору, однако, льды покрывают склоны этой горы. Давайте решим задачу и определим на какой высоте будет образовываться ледник.
Решение задачи: Абсолютная высота горы — 5895 м. На каждые 1000 м температура воздуха понижается на 6°С. 1.Сколько раз произойдет понижение температуры воздуха? 5895: 1000 = 5,9 раз. 2. На сколько градусов понизится температура воздуха с высотой?
6° Х 5,9 = 35,4°С. 3. Какой будет температура воздуха на вершине? t = (+25°С) - 35, 4°С = -10, 4°С. На определенной высоте (там, где температура воздуха будет около 0°С), для Килиманджаро эта высота составляет примерно 4300 м, возникает ледник. Ниже этой отметки температура воздуха положительная, поэтому выпавший снег тает, и ледник не образуется.
В горах существует линия, выше которой снег не тает, из-за этого происходит его накопление. Найдите в учебнике как называется эта линия. (ответы детей)
7. Ледник имеет свойство двигаться.
Лед скапливается в центре щита и медленно растекается в стороны. Доказательством движения ледника служит факт: «В Антарктиде в 1957 г. на американской научной станции Амундсен - Скотт точно в точке Южного полюса полярники установили памятный обелиск. Через некоторое время обнаружили, что обелиск переместился. Его вернули на место точно в точку полюса, он «отъехал» опять. Так как ежегодно перетаскивать тяжелый монумент дело хлопотное, то решили, как и раньше обозначать это место шестом с флагом, который из-за движения льда постоянно «возвращают на место». Горные ледники перемещаются быстрее. Отмечались отдельные случаи, когда ледники спускались со склонов со скоростью 150м/ сутки, все разрушая на своем пути. Покровные ледники «сползают», как правило, в моря или океан, от них откалываются айсберги - гигантские глыбы льда, которые оторвавшись от ледяного купола, «путешествуют» в океане вместе с течениями и ветрами. Айсберг (айс- лед, берг- гора).
Обломились горы льда с материка,Понесла их океанская река,Айсберг – это ледяной высотный дом,Над водою только крыша и балкон.На десятки километров он в длину,Может судно оказаться как в плену.Ни пройти, ни обогнуть: в нем нет “ворот”.
И умеет кувыркаться этот лед.Капитаны избегают тех широт,Где в тумане встреча с айсбергами ждет.
Демонстрация фотографий «Айсберги».
Послушаем сообщение о ледяных скитальцах-айсбергах. (рассказывает учащийся класса)
8. Значение ледников.
Ледники – это зло для человека или добро? (ответы учащихся)
1). Ледники –это богатейшие запасы пресной воды, лишь временно покинувшей океан и законсервированной на суше. 2). Ледники дают начало горным рекам. 3). Ледники можно транспортировать в жаркие страны, испытывающие недостаток пресной воды.
3. Закрепление изученного материала                                                        
1. Как и где образуются ледники?
2. Как участвует вода ледников в Мировом круговороте воды?
3. Как изображают горные ледники на карте ? Определите, на какой высоте они находятся. Питаются ли водой этих ледников реки?
4. На контурной карте отметить районы горных и покровных ледников.