Урок в 5 классе по теме: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»


Урок в 5 классе по теме: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»
Цель урока: освоение учащимися комплексом знаний о греческой колонизации.
Задачи:
продолжить знакомство учащихся с историей Греции
VIII-VI вв. до н.э., сформировать представление о причинах и направлениях греческой колонизации;
развитие навыков работы с исторической картой, текстом, умения устанавливать причинно-следственные связи;
развитие речи учащихся, формирование умения излагать собственную точку зрения.
Тип урока: комбинированный с элементами игровой деятельности, самостоятельной работы учащихся.
Понятия для усвоения: колония, колонизация.
Оборудование урока: учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2009 г., Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Часть 2. – М.: «Просвещение», 2014 г., карта «Образование греческих колоний», компьютерная презентация, красные и зеленые фишки, кораблик, закрепленный на магните.
План урока.
1.Причины греческой колонизации
2. Местоположение греческих колоний
3. Греки и скифы на северных берегах Черного моря.
Ход урока.
I. Организационный момент:
Учитель: «За окном сегодня снег, пасмурно, но только у нас есть уникальная возможность прямо сейчас из холодной зимы попасть на солнечный берег Греции (слайд №1). Предлагаю вам взойти на корабль и отправиться в плавание. Но чтобы нам не сбиться с нужного направления, проведем конкурс и определим, какой ряд лучше знает историю Греции, а значит, сможет выступить нашим экскурсоводом в путешествии по этой стране.»II. Актуализация полученных знаний в виде игры. За каждый правильный ответ команда учащихся получает красную фишку, за неполный ответ – зеленую.
Давайте определим капитанов, кто будет стоять у штурвала корабля (работа с картой):
1. - показать Древнюю Грецию
- показать Афинский полис
-показать Древнюю Спарту
2 . - В каком городе были Львиные ворота?
- Какой город не имел крепостных стен?
- Какой город носил имя бога?
3. А теперь проверим, как вы усвоили греческий язык (понятия):
- ареопаг - илоты
- архонты - демос
- демократия - полис
4. Даты
- в каком году в Афинах избрали архонтом Солона?
- когда началась Троянская война?
- когда Гомер создал свои великие поэмы?
5. Кому принадлежат и с чем связаны слова:
«Мать черная, земля многострадальная, с которой сбросил я позорные столбы»
«Даже мелкий воришка заслуживает казни, а за более тяжкие преступления я просто не могу ничего придумать страшнее»
«Все когда-то ликовали, а теперь меня всегда злобным взором провожают, словно я их злейший враг»
6. Назовите отличия Спарты от Афин (каждый ряд по одному отличию)
7. Объясните крылатые выражения (как возникли и что означают):
«Яблоко раздора»
«Нить Ариадны»
«Ахиллесова пята»
Подведение итогов.
III. Изучение нового материала
1.Ну что же у нас есть целая команда гидов, и мы можем смело пускаться в путь. Корабль нас уже ждет (слайд №2: Крымский п-ов, рядом с Севастополем крепим кораблик на магните). «Сократ шутливо говорил, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота». Что имели ввиду афинский мыслитель. С этим понятием мы уже встречались на уроках истории.
2.Ставит проблемный вопрос: В те времена, когда в Греции возникали города-государства, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. - Как вы думаете, почему? - Вспомните, что такое колония?Колонизация?
3.Сформулируем тему урока:
Тема урока (слайд №3), записываем в тетрадь. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
– Кто догадался, где стоит наш корабль? Когда Крымский п-ов и Севастополь вновь стали частью России? Ребята, а вы знаете, что на юге нашей страны, в т.ч. и в Крыму были найдены греческие поселения. На месте Севастополя был греческий город Херсонес, а на месте Керчи – Пантикопей. (слайд №2: фото Херсонеса и Пантикопея)
- Как же греки оказались в наших краях? (слайд №3) Что заставило их покинуть свою Родину? Куда направили они свои корабли? Вот на эти вопросы мы и должны с вами ответить в ходе нашего путешествия.
Но путешествие может быть опасным, нам могут встретиться морские разбойники – пираты. Давайте разомнем свои мускулы и покажем им, что мы сильные. Физкультминутка
4.Причины греческой колонизации.
Давайте попробуем представить, что могли нам рассказать люди, покидающие родину.
Учитель предлагает поработать в парах
Группа 1: рассказ крестьянина.
« Я бедный крестьянин, земля моя и купа и неплодородна ... ».
Продолжите рассказ.
Группа 2: рассказ торговца.
«Я - торговец. Мне говорили, что за морем можно выгодно обменять вино, оливковое масло на пшеницу ... ».
Группа 3: рассказ ремесленника.
«Я- ремесленник, делаю красивые керамические вазы. Говорят, что их 30 выгодно обменять за морем ... ».
Группа 4: знатный гражданин.
« Я происхожу из знатного рода. Однажды верный слуга сообщил мне, что в городе восстал демос и ... ».
Беседа с классом:
– Итак, ребята, по каким причинам они покидают родину?
А) не хватало плодородных земель для простых греков
Б) не хватало продуктов питания
В) стремление рядовых греков избежать военного столкновения между демосом и знатью.СЛАЙД-
Вывод: Из Греции уезжали разорившиеся крестьяне, торговцы и ремесленники, которые стремились найти плодородные земли, выгодно продать свои товары, а также те, кто вынуждены были покинуть ее по политическим мотивам .
5.- А что было важно для древних греков?( слайд №6) Подумайте, исходя из установленных нами причин колонизации, где греки основывали свои колонии?
6.Работа с картой учебника с.146.
Обратите внимание на легенду карты. Что обозначают на карте красные точки и коричневый цвет?
Объясните слова афинского мыслителя Сократа, который однажды сказал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Вокруг каких морей располагались новые поселения, основанные греками?
Назовите колонии греков, основанные на:
- Аппенинском п-ове,
- берегах Черного моря.
7. В то время на берегах Северного Причерноморья обитал таинственный народ – скифы. Рассказ учителя о скифах (слайд №7). На этих землях и была основана греческая колония Ольвия.
- Как выглядела Ольвия? Какие порядки там существовали? Работа с текстом параграфа с.146
IV. Закрепления изученного материала, рефлексия.
V. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Скифы – греческое слово, с помощью которого эллины обозначали кочующие народы, проживающие на территории Причерноморья между течениями рек Дона и Дуная. Сами скифы называли себя саки. Для большинства греков Скифия являлась диковинной землей, на которой обитали «белые мухи» – снег, и всегда царил холод, что, конечно, мало соответствовало действительности. Позднее, в византийских хрониках, скифами могли называть уже и славян, и аланов, хазар или печенегов. А римский историк Плиний Старший писал еще в I веке нашей эры, что «название «скифы» переходит на сарматов и германцев», и считал, что древнее наименование закрепилось за многими из наиболее отдаленных от западного мира народов. Название это продолжало жить и дальше, и в «Повести временных лет» неоднократно упоминается о том, что греки называли народности Руси «скифью». Считается, что самоназвание «скифы» означает «лучники», а началом возникновения культуры скифов принято считать VII век до нашей эры. Древнегреческий историк Геродот, у которого мы встречаем одно из самых подробных описаний жизни скифов, описывает их как единый народ, распадающийся на различные племена – скифов-земледельцев, скифов-пахарей, скифов-кочевников, царственных скифов и другие. Впрочем, Геродот также считал, что скифские цари – потомки сына Геракла, скифа. Скифы для Геродота – это дикое и непокорное племя. Одна из историй повествует о том, что греческий царь сошел с ума после того, как начал пить вино «по-скифски», то есть, не разбавляя, как не было принято у греков: «С этого времени, как спартанцы рассказывают, всякий раз, когда хотят выпить вина покрепче, говорят: «Налей по-скифски».