Педагогическая система работы по совершенствованию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта.


Педагогическая система работы по совершенствованию мелкой  моторики  у детей  с нарушением интеллекта.
 Формирование двигательных навыков у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет важное, значение в целях совершенствования отклонений в их развитии. Знание своеобразия формирования двигательных навыков ( прежде всего навыков, связанных с совершенствованием мелкой моторики руки) дает возможность успешно осуществлять коррекционно-воспитательную работу в процессе различных учебных предметов, предусмотренных учебным планом школы, а также во внеклассное время.
Первоначально работа направляется на выработку элементарных двигательных актов, подготовку руки к целенаправленным движениям. Цель – активизация мелких групп мышц рук; расширение двигательных возможностей пальцев рук и органов артикуляции; обучение детей элементарным навыкам контроля несложных двигательных актов; подготовка руки ребенка к действиям с инструментами.      
 Следующий этап работы на формирование и совершенствование у детей более сложных дифференцированных моторных актов. Его цель – формирование избирательных высококоординированных действий пальцев рук; совершенствование зрительно-пространственной координации движений.
          На заключительном этапе работы полученные навыки автоматизировались и закреплялись, у учащихся совершенствовалась способность и регламентации скорости отработанных движений. Основная цель этого этапа – формирование у детей навыков.
         Главная задача первого этапа обучения – подготовка руки ребенка целенаправленным движением. Она решается через систему специальных коротких занятий и упражнений, проводимых как с целой группой испытуемых, так и индивидуально.         Особое внимание следует уделять учащимся с низким и очень низким уровнем развития мелкой моторики. Интенсивность моторной нагрузки, количество отдельного для нее времени регламентируется индивидуальными возможностями каждого ребенка. Совершенствование качества движений, повышение четкости регуляции двигательных актов осуществляется на основе развития и осознания детьми этих групп кинетических ощущений от собственных движений. Дети с низкими моторными возможностями нуждаются в дополнительных занятиях.
      Одним из компонентов основной части урока является пальчиковая гимнастика. Вначале основной части занятия следует проводить специальные упражнения: изолированные движения пальцев  и серии пальцевых движений.
         На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся воспроизводить произвольные движения по команде взрослого.
Начитать можно с простых упражнений, направленных на формирование умения свободно и непринужденно выполнять движения руками:
1.        Руки в стороны, подняты до уровня плеч («Самолеты»). Покачивая руками, как крыльями «заходим на посадку».
2.        Руки вперед, подняты до уровня плеч («Дельфины»). Синхронно опуская и приподнимая руки  «скользим по волнам».
3.        Руки наверх, подняты вертикально и параллельны одна другой («Дерево», «Жирафы»). Покачивая руками, качаемся «на ветру».
Также детям инресны такие упражнения:
1.        Движения кистью руки сверху вниз («маляр», «уточка плывет»);
2.        Движения кисти «вглубь» / «наружу» («крот роет нору»);
3.        Справа налево / слева направо («протираем пыль»);
4.        Движения кистью по кругу («пропеллер») и др.
         Для расширения двигательных возможностей пальцев рук детям предложите упражнения на манипулятивные действия с предметами (мячами различных размеров, и т.п.). Словесное сопровождение учителем предметных действий ребенка с называнием предметов, их свойств, назначения, положения в пространстве, последовательности выполняемых действий способствует развитию собственной речи детей.
         На уроках изобразительного искусства особое внимание уделяется подготовке руки ребенка к действиям с основными инструментами (альбом, простым и цветными карандашами, фломастерами). Рисование – инструментальное действие, оно сложнее,  чем просто движения рукой. Для рисования необходимы скоординированные движения пальцев, кисти, руки, туловища. Ребенок должен управлять ими, контролировать их.
         Формирование навыка владения инструментом включает в себя следующие компоненты: правильное держание карандаша, силу нажима карандашом  на бумагу; отработку качества изобразительной линии и равномерного раскрашивания поверхности.
         Обучение правильному движению карандаша начинают с показа этого способа, рассказа о взаимоположении  пальцев и при напоминании их названий. Затем педагог проверяет правильность удерживания карандаша каждым ребенком.  Не все умственно отсталые первоклассники могут сразу усвоить названый способ: держат карандаш слишком близко к заточенному концу, сильно выгибали или прогибали палец, держат карандаш излишне далеко от заточенного конца. В этих случаях показ повторяется индивидуально, с учетом особенностей держания карандаша каждым ребенком, с обязательным указанием выявленных ошибок.  Правильное умение держать карандаш закрепляется.
         На уроках письма следует проводить подготовку руки непосредственно к школьному письму. Эта работа проводится при ознакомлении детей с тетрадью и усвоением способа держания ручки при письме. Обращается внимание на правильность посадки ребенка за столом, расположение тетради, правильно фиксировались положение локтя и подвижность кисти во время письма.
         На каждом уроке можно использовать пальчиковую гимнастику.         Помимо пальчиковой гимнастики, детям можно предложить разнообразные задания (упражнения) в тетради: рисование простым карандашом прямых линий – вертикальных и горизонтальных, наклонных; рисование прямых и наклонных параллельных линий, рисование пол образцу предметов с помощью прямых линий (лесенок, домиков, елочек и др.); рисование полуовалов – верхних и нижних; рисование кругов и овалов; рисование зигзагов, плавно передвигая карандаш (ручку); рисование линий, полуовалов, овалов определенной величины; рисование по готовому контору, дорисовывание  недостающих элементов и т.п.
          Нарушения координации движений зачастую проявлялось при изображении вертикальных и горизонтальных линий. Для формирования соответствующих навыков подбираются специальные упражнения, которые включают одновременные движения двумя руками, кистями обеих рук или всеми пальцами обеих рук, попеременные движения руками, движения отдельными пальцами. С этой же целью используются специальные графические упражнения: обведение нарисованных линий, соединение опорных точек, контуров предметов, и пр.
         После этого совершается переход к формированию умений ориентироваться на листе бумаги. Для этого ребенок учится обозначать значком середину листа, левый верхний угол, правый верхний угол и т. д.
         В качестве рисунков используются простейшие формы с последующей их штриховкой или закрашиванием, что обеспечивает яркость их изображения и одновременно способствовало коррекции мышечных усилий. Штрихи при закрашивании выполняются в разных направлениях.      После формирования у детей умения ориентироваться на листе бумаги, переходим к развитию у них ориентировки по опорным точкам: предлагались зарисовки: по клеткам,  по контору, по образцу.
          Таким образом, переходя от простых заданий к более сложным, от учащихся требуется большая самостоятельность, а, следовательно, способность к самоконтролю.           
       На уроках изобразительного искусства школьники учатся дифференцировать не только силу нажима карандаша на бумагу, но и своевременно менять направления  движения. Движения по вертикали  и горизонтали чередуются  с движениями по косой, прямые линии – с дугообразными, зигзагообразными, петлями и штрихами.
        Используются следующие виды упражнений:
- штриховка специально подобранных «заготовок» (изображений различных предметов, геометрических форм); сначала закрепляются умение штриховки наиболее легкой формы – прямоугольной, затем более трудной – круглой, овальной, постепенно работа усложняется штриховкой и раскрашиванием изображений животных, игрушек, разнообразных предметов;
- та же штриховка, но с  целью отработки силы нажима на карандаш: окраска предмета  разными оттенками одного и того же цвета, что определяет интенсивностью нажима карандаша на бумагу и частотой штрихов;
- штриховка для отработки различных направлений движения карандаша по бумаге.
           Все занятия и упражнения направлены не только на развитие руки ребенка, но и на формирование у него внимательности, наблюдательности, памяти, аналитико-синтетической деятельности.
           На уроках письма работа усложняется разнообразными упражнениями с использованием линейки, трафаретов, шаблонов. Учитель учит детей правильно располагать инструменты на листе бумаги, прочно, но без лишнего напряжения удерживать их левой рукой, соотносить действия левой и правой руки. При рисовании различных орнаментов, узоров, а также при письме элементов букв обращается особое внимание на соблюдение ограничительных линий, наклона, промежутков между элементами  буквы, узоров. Используются новые виды штриховки: волнистыми и круговыми линиями, овалами полуовалами, петлями. Эти упражнения укрепляют мышцы пальцев, кисть руки, подготавливали ее к работе.
           На уроках трудового обучения и изобразительного искусства широко используются задания с разнообразного мелкого материала, бумаги, пуговиц, природного материала, пластилина, теста, работа с которым доставляет детям много радости.  
     Упражнения на совершенствование мелкой моторики пальцев рук начинаем с пальчиковой гимнастики. Можно использовать лабиринты, штриховка, выкладывание геометрических фигур из спичек, выполнение разных конфигураций из пальцев, изготовление несложных поделок из бумаги и т. п. По мере знакомства школьников  с грамотой, буквы, отрабатываемые или уточняемые на занятиях, зарисовываются детьми, обводились по точкам, выкладывались из мелких предметов, зерен, палочек. Это способствует закреплению и упрочению образа буквы в сознании ребенка и способствовало выработке соответствующих моторных навыков.
          Конструктивная деятельность имеет  большое значение для развития тонкой моторики, пространственных восприятий и представлений. Она приучает ребенка строго следовать поставленной цели, анализировать конструкцию, подбирать соответствующие конструкции составные элементы, учитывая их форму, цвет, размер и т.д.
Работу по развитию мелкой моторики у детей надо проводить систематически, уделяя ей не менее 3-5 минут на каждом уроке.
Существуют различные виды упражнений по формированию мелкой моторики.
Работа с мелкими предметами
Нанизывание бусин на верёвочку.
Работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины.
Работа с фасолью (выложить контур рисунка фасолью).
Работа со  счётными палочками.
Работа с бумагой.
Лепка (глина, пластилин, тесто).
Шнуровка на специальных рамках, ботинок.
Завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке (макраме).
Работа с проволокой, скрепками (цепочка из скрепок).
Закручивание шурупов, гаек.
Игры с конструктором, кубиками. 
Вывод:
Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.
Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук и крупные движения тела,  мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребёнка.
Список литературы
1.        Бгажногова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1987.
2.         Белкина, В.Л. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. Заведений  / В.Л. Белкина. – М.: Академический Проект: Гадеамус, 2005.
3.        Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. – М., 1976.
 4.         Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Академия, 2002.
5.         Воробьева Т.А. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики / Т.А. Воробьева, О.И. Крупкнчук. – СПБ.: КАРО, 2003.
6.        Воспитание и обучение во вспомогательной школе. // Под ред.  Воронковой В.В. – М.: Школа – ПРЕСС, 1994.
7.         Гаврина С.Ю. Развиваем руку – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать / С.Ю. Гаврина, Н.Л. Кутявина. – Ярославль: Академия развития, 2007.
8.        Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной школе. – М., 2001.
9.         Грошенков И.А. Формирование у учащихся вспомогательной школы графических навыков и умений. // Седьмая научная сессия по дефектологии . – М., 1975.
10.         Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. Свердловск, 1987.
11.         Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2009. - №6.
12.         Забрамная С.Д.  Исаева Т.Н. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. с.3-13. // Коррекционная педагогика (теория и практика) 2008. №1.
13.         Козленко А.А. Особенности двигательных нарушений у учеников вспомогательной школы. Киев, 1962.
14.         Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы. – Киев: Радянска школа, 1966.
15.        Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, - 1973.
        16.          Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков.  – М.: Библиотека Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, - 2002.
17.         Марцинкявичус И. Особенности моторики умственно отсталых школьников. // Проблемы олигофрении. – М., 1970.
18.         Мозговой В.М. О некоторых условиях формирования сложных двигательных навыков у умственно отсталых школьников. // Дефектология, 1972, №2.
19.         Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – Аристрель, 2010.
20.         Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1977.
21.         Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1986.
22.         Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие / И.Н. Садовникова. – М.: ВЛАДОС, 1997.