Рабочая программа по формированию грамматического строя речи в 5 классе для детей с нарушением интеллекта


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой; Сб.1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 224 с. Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.К. Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой «Русский язык». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2002.
В начальном обучении предмет письмо и развитие речи занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета письмо и развитие речи носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.
Структурно и содержательно программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков русского языка во 2 - 4 классах.
Основной целью курса являются: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике; формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
-вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
-учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
-формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
-развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
-воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие навыков каллиграфии;
-развитие фонетико-фонематических представлений;
-формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-развитие высших психических функций;
-развитие речи, владение техникой речи;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
-коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы.
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.
Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.
Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 5 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
В 5 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Графические навыки у учащихся совершенствуются к 5-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана на 102 часа, из расчета 3 час в неделю, в том числе 10 часов отводится для проведения контрольных работ.
Основной формой организации процесса обучения письму и развитию речи является урок.

Содержание программы
Повторение пройденного в начале года
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы
Алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
Слово
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Связная речь
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.
Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Письмо и чистописание
Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывание с дальнейшим ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:
1 группа – И, Ц, Ч, Л, М, А, Ш, Щ;
2 группа - О, С, З, Х, Ж, Е, Э, Я;
3 группа – У, Н, К, Ю, Р,В;
4 группа - Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.
Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
-анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
-звуко - буквенный анализ слова,
-овладение правописанием слов, предложений, текстов,
-различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
-работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
-ответы на последовательно – поставленные вопросы,
-совершенствование графического навыка,
-списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
-самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
-работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
-развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
-работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
-составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
-анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
-списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
-писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
Учащиеся должны знать:
-алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Учебно-тематическое планирование
№ Наименование разделов Всего часов
1. Повторение. 6
2. Звуки и буквы. 71
3. Слово. 43
4. Предложение. 29
5. Связная речь. 10
6. Повторение пройденного. 11
Итого 102
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2002.
2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: - М.: «Просвещение», 2009.
3. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Читай, думай, пиши. – М.: «Просвещение», 2006.
4. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.- М.: «Просвещение», 2000.
5. Соболева О.П. «Сборник контрольных работ по русскому языку для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида». Белгород: Издательство Бел РИПКППС, 2007
6. 350 развивающих упражнений по русскому языку: Увлекательное пособие для учителей нач. кл. и мл. школьников/ Авт.- сост. Н. А. Юрьева.- Мн.: ООО «Юнипресс» 2004.
7. Волина В.В. «Великая грамматика», М., 1994.
8. Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2001.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по формированию грамматического строя речи в 5 классе для детей с нарушением интеллекта
№ Наименование раздела
Тема урока Количество часов Практическая часть (вид работы, количество часов) Основные понятия (на урок или на тему, раздел) Дата проведения урока
по плану
1-2 Повторение (6 ч)
Предложение. Выражение в предложении законченной мысли. 2 Предложение. В тексте … предложений. Я составил предложение. 3-4 Связь слов в предложении. 2 Разные буквы на конце в слове – это окончания. Я выделил окончания. 5-6 Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам. 2 Я вставил слова. Я составил предложение по схеме. Я составил предложение из слов II.Звуки и буквы. (45ч)
Алфавит (8ч). 7-8 Алфавит. Звуки и буквы. 2 В алфавите 33 буквы. 10 букв гласных. 21 буква согласная. Буквы обозначают звуки 9-10 Расположение слов в алфавитном порядке. 2 Я расположил слова по алфавиту. 11-12 Гласные и согласные звуки. 2 Гласные и согласные звуки.
Гласные ударные и безударные 13-14 Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные. 2 Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак на конце и в середине слова (6ч). 15-16 Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. 2 Мягкий знак. На письме ь обозначает, что согласный произносится мягко. 17 Правописание Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. 1 Мягкий знак звука не обозначает. На конце слова. Я подчеркнул мягкий знак. 18 Правописание Ь для обозначения мягкости согласных в середине слова. 1 Мягкий знак в середине слова. Я вставил слова, составил предложения. 19-20 Перенос слов. 2 Правила переноса слов. Нельзя переносить так. Так надо переносить 21 Контрольная работа№ 1 «Разделительный мягкий знак». 22-23 Работа над ошибками. Дополнение предложений по вопросам. 2 Гласные после шипящих(4ч). 24-25 Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи–ши, ча–ща, чу–щу. 2 Слоги жи – ши пишутся с буквой и. Слоги ча – ща пишутся с буквой а. Слоги чу – щу пишутся с буквой у. 26-27 Упражнения в написании гласных после шипящих. 2 Я вставил буквы. Часто льёт дождь. Опустели леса и поля. Дует сильный ветер. Ударные и безударные гласные(6ч). 28-29 Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. 2 30-31 Ударные и безударные гласные. 2 32-33 Правописание ударных гласных. 2 34-35 III.Слово.( ч)
Названия предметов, действий и признаков (20ч).
Названия предметов. Классификация слов и постановка вопросов кто? что? к словам, обозначающим названия предметов. 2 Названия предметов – это слова, которые отвечают на вопросы кто? что? кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём? 36-37 Изменение слов, обозначающих названия предметов, по числам. 2 38-39 Изменение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам. 2 40-41 Названия действий предметов. 2 Названия действий – это слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал(а)? что будет делать? 42 Изменение формы слова, обозначающего названия действий, по вопросам. 1 43 Выделение названий предметов и действий в тексте по вопросам. 1 44-45 Названия признаков предметов. 2 Названия признаков – это слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? 46 Изменение слов, обозначающих названия признаков, по вопросам. 1 Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сёл, улиц – это имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. 47 Связь слов – предметов.
Связь слов – признаков. 1 Названия морей, рек, озёр, гор – это имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. 48 Определение названий предметов, действий, признаков в тексте по вопросам. 1 49 Контрольная работа №2 «Названия предметов, действий и признаков». Предлоги пишутся отдельно от других слов. 50 Работа над ошибками. Описание несложных знакомых предметов и картин по вопросам.     1 Предлоги без, под, над, около, перед, до. Предлоги пишутся отдельно от других слов. 51 Имена собственные (6ч).
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, сёл, улиц. 1 52 Большая буква в названиях рек, морей, озер, гор. 1 53 Упражнения в правописании имен собственных. 1 54 Предлоги(6ч).
Предлог как отдельное слово. Правописание предлогов. 1 Я составил предложение. 55 Раздельное написание предлогов без, под, над, около, перед, до. 1 Родственные слова. Общая часть. Хлебный, хлебушек, хлеборезка. Хлеб – общая часть. 56 Правильное употребление предлогов в речи. 1 Родственные слова близки по смыслу. В них повторяется общая часть 57 Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов 1 58 Контрольная работа №3 «Предлоги». 59 Работа над ошибками.
Составление предложений, используя вопросы. 1 Наша речь состоит из предложений 60-61 Родственные слова(10ч).
Родственные слова. Выделение общей части и установление общности смысла. 2 62-63 Выделение корня.
Подбор родственных слов. 2 Слова в предложении расположены в определённом порядке. 64 Контрольная работа№4 «Родственные слова». Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. 65 Работа над ошибками. Составление рассказа по сюжетным картинкам и опорным словам. 1 66 IV.Предложение.
Предложение (8ч).Предложение как единица речи и выражение законченной мысли. 1 67-68 Членение речи на предложения. 2 69-70 Расположение слов в предложении в определенном порядке.(192-193) 2 71-72 Предложение. Связь слов в предложении. 2 73 Изменение слов в предложении по вопросам.(197-198) 1 Повествовательные и вопросительные предложения. Знаки: точка, вопросительный, восклицательный 74 Постановка вопросов к словам в предложении. (199- 201) 1 75 Упражнения в дополнении предложений по вопросам. 1 Восклицательное предложение. Восклицательный знак ставится в предложениях, которые выражают приветствие, приказание или сильное чувство (радость, испуг, удивление). 76 Распространение предложений. 1 Знаки препинания в конце предложения (5ч). 77-78 Повествовательные и вопросительные предложения. 2 Сказуемое главный член предложения. Отвечает на вопросы что делает? что делал(а)? что будет делать? 79 Построение вопросительных предложений. 1 Обозначает названия действий. 80-81 Восклицательное предложение и его интонационное оформление. 2 Подлежащее - главный член предложения. Отвечает на вопросы кто? что? 82-83 Постановка знаков препинания в конце разных по интонации предложений. 2 Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. 84 Контрольная работа №5
«Знаки препинания в конце предложения». 85-86 Главные и второстепенные члены предложения(11ч).
Работа над ошибками. Понятие о сказуемом. 2 87-88 Выделение сказуемого в предложении. 2 Главные и второстепенные члены предложения. 89-90 Понятие о подлежащем. Выделение подлежащего в предложении. 2 91-92 Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. 2 93-94 Второстепенные члены предложения. 2 95 Контрольная работа с грамматическим заданием № 6 «Главные и второстепенные члены предложения». 96 Работа над ошибками. Дополнение предложений второстепенными словами. 2 97-98 Выделение главных и второстепенных членов предложения. Грамматический разбор предложения. 2 99-100 Повторение «Родственные слова». 2 101-102 Повторение «Предлоги». 2 ИТОГО: уроков –102 ч
уроков Р. к. – 10
Контр. работ- 4
Самост. работ- 2