Коррекционно-развивающая программа по логопедии «Система коррекционной работы по устранению дизартрии у детей с нарушением интеллекта»



Коррекционно-развивающая программа по логопедии
«Система коррекционной работы по устранению дизартрии у детей с нарушением интеллекта»
Составитель: Кудряшова Раиса Львовна
учитель-логопед высшей категории.

Пояснительная записка.
Данная индивидуальная адаптированная коррекционно-развивающая программа составлена на основе результатов обследования речи детей 2 класса и разработана на основе рекомендаций: Филичевой Т.Б. «Основы логопедии», Логопедии под.ред. Волковой Л.С., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-групповая работа по коррекции звукопроизношения», Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей ФФН» и заключений ПМПк: Недоразвитием речи средней степени, обусловленное умственной отсталостью; осложненное дизартрией.
Программа составлена с учетом регионального компонента, который отражен в содержании заданий и упражнений. В региональном учебном плане на логопедические занятия во 2 классе отводиться 4 часа.
Актуальность программы.
У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие высших психических функций, в том числе речи. Нарушение у детей с умственной отсталостью носят системный характер. У них оказываются несформированными в той или иной степени все операции речевой деятельности. Нарушения речи разнообразны.
Среди речевых нарушений особенно часто встречается дизартрия. Причиной дизартрии являются неблагоприятные внешние факторы, воздействующие во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. При дизартрии ведущим дефектом является нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Нарушения произношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависимости от характера и тяжести поражения ЦНС. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, смазанная речь. В более тяжёлых - искажения, замены, пропуски звуков, нарушается темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невозможным.
Особенностью дизартрии является чаще всего её смешанный характер (сочетание различных клинических синдромов). Нарушение произносительной стороны речи с трудом поддаются коррекции. Они отрицательно влияют на формирование фонетического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы и вызывают вторичные отклонения в их развитии. Эти расстройства затрудняют процесс обучения детей. При сочетании дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная система логопедического воздействия.
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяется необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.
Система коррекционной работы при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-граммтической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является её сочетание с дифференцированным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, медикаментозным лечением.
Цель программы: формирование правильного звукопроизношения.
Задачи программы:
1.Развивать все компоненты речи.
2.Коррекция и развитее моторной сферы.
3.Коррекция дизартрии.
Характеристика речи
По результатам обследования грубых нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет, координация удовлетворительная. Мелкая моторика развита слабо. Объём движений ограничен. Нарушен мышечный тонус артикуляционной мускулатуры, движения языка неточные, количество движений ограничено. Фонематическое восприятие не развито. Речь фразовая, но фраза очень бедная и аграмматичная. Нарушено звукопроизношение-полиморфная дислалия. Воспринимает инструкцию педагога на бытовом уровне. Исходя, из результатов обследования и логопедического заключения, с Сергеем необходимо заниматься индивидуально.
Средства, формы и методы коррекционной работы:
- наглядность, коррекционные игры и упражнения, логопедическая гимнастика, логопедические игры;
- по данной программе проводятся индивидуальные занятия;
- наглядный и практический метод, выполнение действий по образцу, связь с окружающей средой.
Этапы реализации и сроки реализации.
Данная программа рассчитана на одно полугодие и состоит из двух этапов коррекционной работы: первый этап (подготовительный)- в течение года; второй этап-(формирование произносительных навыков) – на год. В этом году занятия проводятся по второму этапу.
Организация занятий: занятия проходят в кабинете логопедии, Календарное планирование по данной программе составляется на полугодие. Занятия проводится 2 раз в неделю по 20 мин.
Оборудование: Профили артикуляции, предметные картинки, «звуковые замки», сигнальные кружочки, алфавит, слоги, разрезная азбука, предметные картинки, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы, предметные картинки, на которых изображены предметы в действии, карточки с графическим изображением слов, схемы предложений, слова для справок. Серия сюжетных картин. Таблицы: «Зимние забавы», «Родственные слова», «Картинки по развитию речи», «Времена года. Зима.», «Времена года. Весна.», «Времена года. Осень.», «Времена года. Лето.», «Веселые часики.», кроссворды, ребусы. Опорные схемы, слова, картинки. Игрушки. Ударный инструмент. мячик. Учебные пособия: «Настольный театр», Азбука магнитная, Касса букв (классная), набор картинок «Обобщающие понятия», лото по сказкам, картинный словарь.
ИКТ:
1.Электронное издание. Н.С.Русланова. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет. «Посуда», «Продукты питания»
2.Электронное издание. Н.С.Русланова. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет. «Одежда», «Обувь», «Головные уборы».
3.Творческое объединение «Маски». Обучающая компьютерная игра «Азбука-малышка».
5. Музыкальное приложение к книге. Г.И. Анисимова «Новые песенки» для занятий в логопедическом детском саду.
6. Музыка для релаксации. 3 кассеты.
Структура занятия.
Оргмомент.
Психологический настрой
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для нормализации дыхания
Стимулирующий массаж.
Развитие фонематического восприятия и навыков звукобуквенного анализа
Стимулирующий массаж.
Фонетическая ритмика
Работа по теме
Стимулирующий массаж.
Развитие речи.
Стимулирующий массаж.
.
Определение результативности: для контроля результатов до начала и после окончания цикла занятий проводится обследование речи детей. Обследование всех компонентов речи проводиться по альбому О. Б. Иншаковой: звукопроизношение, фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа и синтеза, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Моторную сферу по диагностическим заданиям Н.И. Озерецкого, М.О. Гуревича и Т.Б. Филичевой: уровень сформированности двигательных навыков, координации движений, развитие мелкой моторики, двигательная активность артикуляционного аппарата и выявление наличия или отсутствия патологии артикуляционного аппарата, определение ведущей руки и ноги.
Предполагаемый результат: формированию первичных произносительных навыков.
Используемая методическая литература:
Аксенова А.К., Якубовская Е.В. «Дидактические игры по русскому языку 1-4 классов». Москва «Просвещение». 1987г.
Бессонова Т.П., Грибова О.Е. «Развитее речи» Москва «Просвещение» 2000г.
Быстрова Г.А., СизоваЭ.А., Шуйская Т.А. «Логопедические игры и задания».Санкт-Петербург «КАРО». 2001г.
Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика». Методическое пособие. Санкт-Петербург. «Детство-Пресс» 2003г.
Дурова Н.В. «Фонетика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки» Москва: Мозаика-синтез.2002г.
Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. Пособие для логопедов. I период, II период, III период. – М.; Издательство ГНОМ и Д . 2000г.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР» Пособие для логопедов. I период, II период, III период. – М.; Издательство ГНОМ и Д . 2000г.
Логопедия: учебное пособие для студентов. Под ред. Л.С.Волковой и др. 1989г.
Лопухина И.С.. «Логопедия» Санкт-Петербург. Изд «Дельта» 1997г.
Петрова В.Г. «Развитие речи у учащихся вспомогательной школы». Москва. «Педагогика». 1977г.
Парамоновап Л.Г. «Стихи для развития речи». Санкт-Петербург «Дельта». 1998г
Светлова И.Е. «Развиваем устную речь». Москва Изд. «ЭКСМО-Пресс». 2000.
Филичева Т.Б. «Основы логопедии». Изд. «Просвещение» 1989г.
Филичева Т.Б. Туманова Т.В. «Учись правильно говорить» Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов. Москва. МГПОИ. 1993г.
Филичева Т.Б. Туманова Т.В. «Формирование звукопроизношения у дошкольников» Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов. Москва. МГПОИ. 1993г
Первый этап коррекционной работы.
№ п/пНаименование и характеристика основных направлений коррекционной работы Коррекционно-развивающие задачи.
1. Создание предпосылок для импрессивной и экспрессивной речи.
Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе. Вызвать интерес к логопедической работе Воспитание усидчивости и терпеливости.
Развитие устойчивого внимания и умения переключатся из одного вида деятельности на другой.
Привитие умения контролировать отдельные действия.
2. Нормализация мышечного тонуса Термоаппликации на органы артикуляции.
Укрепляющий массаж органов артикуляции. Нормализация мышечного тонуса.
Дифференциация мышечного напряжения.
3. Развитие моторной сферы
Выполнение упражнениями на развитие мелкой и общей моторики по образцу и показу учителя, по инструкции. Целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога. Формирование умения согласовывать движения.
Укрепление моторики рук.
Развитие координации движений кисти рук и пальце.
4. Развитие фонематического слуха
Воспроизводить звуки.
Угадывание звуков.
Воспроизведение звуковых рядов.
Произнесение звуковых сочетаний с разной интонацией. Развитие зрительной и слуховой памяти.
Формирование пространственных представлений.
Формирование у детей ощущения от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, др.) в пространстве.
Развитие фонематического слуха.
Развитие умения на ощупь без зрительного контроля определять предметы, (по принципу игры «чудеснмешочек»).
5. Нормализация голоса
Проводить упражнения на вызывание более сильного голоса и на модуляцию голоса по высоте и силе. Работать над умением модулировать голос по высоте и силе.
6. Нормализация дыхания
Проводить кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха. Выполнять движения по подражанию, с помощью педагога. Фонетическая ритмика Мухиной А.Я. (гласные и свистящие) Формирование правильного речевого дыхания.
7. Развитие артикуляционной моторики для конкретных групп звуков
Пассивная и активная артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика для нарушенных звуков речи (гласные и свистящие звуки, шипящие). Развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия.
Развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.
Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении.
8. Звукопроизношение
Уточнение артикуляцию гласных звуков [а],[ы] [у] [о] [э], отработка артикуляции свистящих и шипящих звуков [c], [з], [ш], [ж], . Коррекция и развитие произносительных навыков.
9. Чтение и письмо
Письмо элементов букв, букв. Конструирование букв. Работа проводится на материале правильно произносимых звуков. Формирование навыков правильного письма.
Развитие наглядно образного мышления.
Календарно-тематическое планирование
Первое полугодие.
№п/пТема занятия, тема для повторения. Кол-во занятий Дата Направления коррекционной работы
Развитие фонематического восприятия. Формирование грамматического строя. Лексика. Развитие письменной речи
Обследование речи. Развитие слухового восприятия на речевых звуках. Различение слов близких по звуковому составу. Игра «Кто скажет дальше?». Уточнение артикуляции гласных звуков.
Развитие слухового восприятия на речевых звуках. Различение слов близких по звуковому составу. Игра «Кто скажет дальше?». Понятие звук.
Уточнение артикуляции свистящих звуков. Выделение звука [c] из ряда гласных звуков на слух. Игры «Отгадай кто это», «Что дальше»,
Постановка звука [с] Выделение звука [c] из ряда гласных звуков. Игры «Что изменилось?», «Эхо». Чтение и письмо слогов с буквой С.
Автоматизация звука [с] в слогах. Выделение звука [c] в слогах на слух. Изменение слов по падежам. Чтение и письмо слогов буквой С.
Автоматизация звука [с] в словах. Выделение звука [c] в словах. Изменение словосочетаний по падежам. Чтение и письмо слов буквой С .Автоматизация звука
[с] в предложении. Выделение звука [c] в предложении. Образование множественного числа существительных. Чтение и письмо предложений буквой С.
Обобщающее понятие «Овощи». Выделение звука из предложения.
Воспроизведение слоговых рядов. Постановка вопроса к картинкам с одушевленными и неодушевленными предметами. Обводка по точкам.
Автоматизация звука [с] в связной речи. Звуко-слоговой анализ слов с звуком [с]. Упр. Подобрать картинку к действию. Чтение небольшого текста буквой С.
Одушевленные предметы и неодушевленные. Выделение звука из предложения.
Воспроизведение слоговых рядов. Дидактические игры «Живые-неживые», «Телефон». Письмо элементов букв.
Уточнение артикуляции свистящих звуков. Выделение звука [з] из ряда звуков. Называние предмета по картинке. Чтение и письмо слогов с буквой З.
Постановка звука [з]
Выделение звука [з] из ряда звуков. Составление словосочетаний. Чтение и письмо слогов буквой З.
Автоматизация звука [з] в слогах. Выделение звука [з] в слогах на слух. Согласование количественных числительных с существительными. Чтение и письмо слов буквой З .Автоматизация звука [з] в словах. Выделение звука [з] в словах. Согласование существительных с числительными. Чтение и письмо предложений буквой З.
Автоматизация звука [з] в предложении. Выделение звука [з] в предложении. Составление предложений с опорой на слова вопроса. Чтение и письмо небольшого текста буквой З.
Обобщающее понятие «Учебные вещи». Звуковой анализ слогов ХА, АХ, ХУ, УХ и т.д. Составление простых предложений по сюжетной картинке. Письмо и чтение прямых и обратных слогов.
Автоматизация звука [з] в связной речи. Звуко-слоговой анализ слов с звуком [з]. Образование притяжательных прилагательных. Чтение и письмо слогов с буквой З.
Дифференциация звуков [с], [з]. Сравнение слов с разными гласными и согласными. Составление предложений со словом «нет». Чтение слов отличающихся одним звуком
Звук и буква В-Ф. Определение места звука в слове. Составление закрытых слогов со звуком. Проговаривание предложений в в игре «4-й лишний» по образцу. Печатание букв.
Составление и чтение слогов.
Постановка звука [ц] Выделение звука [ц] из ряда гласных звуков. Игра «Много-нет». Деление слов на слоги.
Автоматизация звука [ц] в слогах. Выделение звука [з] в слогах на слух. Образование множественного числа существительных. Слоговой состав слов.
Автоматизация звука [ц] в словах. Выделение звука [з] в словах. Упражняться в употреблении слов в винительном падеже. Слоговой состав слов.
Автоматизация звука [ц] в предложении и в связной речи. Выделение звука [з] в предложении. Согласование количественных числительных и существительных. Определение количества слогов в слове.
Чтение слогов и слов. Выделение звука Н из ряда гласных звуков, слогов, слов. Постановка вопроса к сюжетным картинкам. Составление закрытых слогов
Календарно-тематическое планирование.
Второе полугодие.
№ п/пТема занятия Кол-во
занятий Дата Направления коррекционной работы
Развитие фонематического восприятия. Формирование грамматического строя. Лексика. Развитие письменной речи
Составление предложений по сюжетным картинкам Выделение звука в слове.
Звуковой анализ. Дифференциация букв с-ц. Образование множественного числа Выкладывание слогов из двух слогов с последующей записью.
Составление предложений по опорным картинкам. Определение места звука в слове. Звуковой анализ. Тема «Зима».
Игры «Эхо», «Что прибавилось?», «Парные картинки». Письмо элементов букв
Уточнение артикуляции шипящих звуков. Выделение звука [ш] из ряда гласных звуков на слух. Игра «Чего не стало?». Чтение и письмо слогов с буквой ш.
Постановка звука [ш] Выделение звука [ш] из ряда гласных звуков. Игры «Отгадай кто это», «Что дальше»,
Чтение и письмо слогов буквой ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах. Выделение звука [ш] в слогах на слух. Игры «Что изменилось?», «Эхо». Чтение и письмо слов буквой ш.
Автоматизация звука [ш] в словах. Выделение звука [ш] в слогах на слух. Изменение слов по падежам. Чтение и письмо предложений буквой ш.
Автоматизация звука
[ш] в предложении. Выделение звука [ш] в словах. Изменение словосочетаний по падежам. Чтение небольшого текста буквой ш.
Автоматизация звука [ш] в связной речи. Выделение звука [ш] в предложении. Образование множественного числа существительных. Чтение и письмо слогов с буквой ш.
Обобщающее понятие «Птицы» Выделение звука в слове.
Звуковой анализ. Согласование существительных с прилагательными. Письмо элементов букв
Уточнение артикуляции шипящих звуков. Запоминание слоговых рядов. Выделение звука [ж]. Упр. Подобрать картинку к действию. Чтение и письмо слогов буквой ш.
Постановка звука [ж]
Воспроизведение слоговых рядов. Выделение звука [ж] в слогах. Называние предмета по картинке. Чтение и письмо слов буквой ж .Автоматизация звука [ж] в слогах, словах. Воспроизведение слоговых рядов.
Выделение звука [ж] в слогах. Составление словосочетаний. Чтение и письмо предложений буквой ж.
Автоматизация звука [ж] в предложении и связной речи. Преобразование слогов. Выделение звука [ж] в предложении. Согласование существительных с числительными. Чтение и письмо слогов с буквой ж.
Род имен существительных. Выделение звука в слове.
Звуковой анализ. Согласование существительных с прилагательными. Чтение и письмо слов с различной сложностью
Дифференциация звуков [ш], [ж]. Воспроизведение слоговых рядов. Образование притяжательных прилагательных. Чтение слов отличающихся одним звуком
Постановка звука [щ] Воспроизведение слоговых рядов. Выделение звука [щ] в слогах. Составление предложений со словом «нет». Деление слов на слоги.
Автоматизация звука [щ] в слогах. Воспроизведение слоговых рядов.
Выделение звука [щ] в слогах. Упражняться в употреблении слов в род. п. Слоговой состав слов.
Автоматизация звука [щ] в словах. Преобразование слогов. Выделение звука [щ] в словах. Игра «Много-нет». Слоговой состав слов.
Автоматизация звука [щ] в предложении и в связной речи. Преобразование слогов. Выделение звука [щ] в предложении. Образование множественного числа существительных. Определение количества слогов в слове.
Обследование речи. Воспроизведение слоговых рядов. Выделение звука [ч] в слогах. Упражняться в употреблении слов в винительном падеже. Чтение и письмо слогов с буквой Ч.