Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению подвижные игры с элементами волейбола для 5 класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 34 им. Е.А. Зубчанинова городского округа Самара
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: на заседание МО учителей Зам. директора по УВР Директор МБОУ «СОШ № 34
предметников _______ Семенова И.А. ___________ Баннова Л.Е.
от «____»_________2015г «____»_________2015г «____»_________2015г
Протокол № Протокол №
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Подвижные игры с элементами волейбола»
для 5 классов
(срок реализации 1 год, возраст обучающихся 11 - 12 лет)
Составитель:
учитель физической культуры
Бурганов Н.К.
Самара 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физкультуре и спорту придается большое общественно – воспитательное значение. Занятия физической культурой и спортом способствуют совершенствованию всех функций организма, укреплению нервной, сердечно –сосудистой, дыхательной систем, опорно–двигательного аппарата, повышают сопротивляемость организма человека к неблагоприятным влияниям внешней среды, содействуют повышению общего культурного уровня.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Подвижные игры с элементами волейбола» для учащихся 5 классов разработана  на основе:
- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных  учреждений» под редакцией В.И.  Ляха, А.А Зданевича Москва «Просвещение» 2009г., допущенной Министерством  образования и науки Российской Федерации.
- «Внеурочная деятельность учащихся: Волейбол» под редакцией Г.А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, Маслов Москва «Просвещение» 2011г.
Новизна и актуальность данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта учащегося, его морально- волевых и нравственных качеств, коллективизма. Перспективность программы заключается: в направленном развитии двигательных способностей обучающегося и в обеспечении единства результатов общего и дополнительного образования, направленных на формирование ключевых компетенций, способствующих его личностному росту.
Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний и умений, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации, что повышает и самооценку спортсмена, и его оценку в глазах окружающих.
Рабочая программа подвижные игры с элементами волейбола предусматривает распределение материала на 1 год обучения. В  кружке занимаются учащиеся 11 - 12 лет.    Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу воспитанниками контрольных нормативов.
Цель:
Содействие физическому развитию воспитанников, воспитанию гармонично развитых, стойких защитников Родины, привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Задачи реализации программы:
-  укрепление здоровья и закаливание организма воспитанников;
-  содействие правильному физическому развитию, повышение общей физической подготовленности,
-укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию;
-развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
Отличительной особенностью данной программы является то, что она направлена не только на физическое развитие и совершенствование специальных умений и навыков, но и способствует общему развитию воспитанников: обучает работе с литературой, и развивает информационно – коммуникативную компетентность у воспитанников, что поможет их  дальнейшей социализации в современном обществе.
Основной принцип работы кружка, подвижные с элементами волейбола — выполнение программных требований по физической, технической, тактической, теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.Занятия проводятся в виде урока 1 раз в неделю по 1 часу по годичной программе.
Наполняемость группы от 15 человек.
Для успешного овладения программным материалом необходимо сочетать занятия в кружке с самостоятельной работой, которая предлагается детям в виде заданий, разработанных руководителем кружка совместно с воспитанниками.
В секцию принимаются дети, допущенные врачом к занятиям физической культурой.
Требования к уровню подготовки
 Знать:
- влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья.
-способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
-гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям;
-правила игры в волейболе;
-технику и тактику игры в волейбол;
-строевые команды;
- правила подвижных игр;
Уметь:
-выполнять индивидуально, специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств – быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;
-соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении соревнований;
-выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите;
-выполнять технические действия с мячом и без мяча;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
-осуществлять правила подвижных игр и соревнований по волейболу;
-работать с книгой спортивной направленности;
Формы учебно-тренировочной работы
Формы организации занятий:
1.Рассказ, работа с литературой, показ и отработка спортивных упражнений и техники игры; практические занятия – тренировки, игра в волейбол по упрощенным правилам; выступления воспитанников.
2.Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором упражнений по общей физической подготовке (разминки), методики проведения упражнений и отдельных частей урока.
3.Руководитель кружка должен систематически следить за успеваемостью своих воспитанников в общеобразовательной школе, поддерживать контакт с родителями, учителями, классными руководителями. Он должен привить навыки к общественно полезному труду, сознательному отношению к занятиям,  воспитывать такие качества, как чувство товарищества, смелость, воля к победе.
4.Вся воспитательная работа в кружке волейбола осуществляется в соответствии с планом воспитательной работы.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложении в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
метод упражнений;
игровой;
соревновательный;
круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
в целом;
по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Методика проведения подвижных игр с элементами волейбола.
К подвижным относятся игры, направленные преимущественно на общее физическое развитие и не требующие специальной подготовки играющих. Они построены на свободных, разнообразных и простых движениях, связанных с вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп, просты по своему содержанию и правилам.
Игра в отличие от строго регламентированных движений, всегда связана с инициативным моментом решения двигательных и дидактических задач и протекает на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. Не нужно считать каждую игру чем-то неизменным. В большинстве игр возможны вариации, поэтому не надо бояться экспериментировать и переделывать правила, которые можно как упрощать, так и усложнять. Не следует недооценивать похожие игры, поскольку для детей даже маленькая деталь приобретает огромный смысл. Одна и та же игра, если ее преподнести разными способами, будет по-другому восприниматься. Главное, чтобы играть было весело, интересно и полезно.
Очень важно учитывать количество обучающихся и их подготовку, так как в каждом классе могут быть группы учеников с различным уровнем подготовки, следовательно, для одних игру можно усложнить, а для других – облегчить.
Обучающихся надо учить играть: практически показывать им наиболее целесообразные и экономные игровые приемы в волейболе, наиболее выгодные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Особое значение приобретает достаточное наличие четких правил, исключающих произвольное толкование обязанностей и действий играющих.
При организации и проведении подвижной игры необходимо придерживаться следующих правил:
• правила игры должны быть просты, точно сформулированы, доступны для понимания детей;
• игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, если она не дает достаточной пищи для непосредственной мыслительной и двигательной деятельности;
• для детей игры будут интересными тогда, когда каждый из играющих станет активным ее участником;
- исключение даже малейшей возможности риска, угрозы здоровью детей (но не исключать трудныеправила);
• безопасность используемого инвентаря;
• игра не должна унижать достоинства играющих;
• при проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от трудного — к легкому, от сложного — к простому, т.е. вначале проводить более трудную (новую) по содержанию игру, а наиболее легкую и более живую проводить в конце урока;
• подвижные игры с элементами должны чередоваться со спокойными;
• на уроках игры имеют параллельно оздоровительному, познавательное значение, поэтому в них на равных решается не только двигательная, но и умственная задача;
• ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально.
Объяснение игры
Правильное объяснение игры в значительной мере влияет на ее успех. Рассказ педагога должен быть кратким (затянутое объяснение может помешать восприятию игры), логичным, последовательным, интересным.
Алгоритм объяснения игры может быть следующим:
• название игры;
• роли играющих и их расположение на площадке;
• содержание игры;
• цель игры;
• правила игры.
Подвижные игры, знакомые обучающимся и не занимающие много времени, можно проводить, например, с целью разминки перед упражнениями, которые связаны со значительными мышечными напряжениями.
После таких упражнений возможно проведение относительно спокойных игр. Подвижные игры с бегом, прыжками, включаемые перед упражнениями, требующими большой концентрации внимания, точности движений, могут затруднять последующее успешное выполнение подобных упражнений.
Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит педагогу, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр.
Надо стремиться к тому, чтобы дети научились играть в подвижные игры с элементами волейбола по собственному побуждению, выполняя основные правила игры, соблюдая дисциплину, доводя игру до конца. В процессе игры важно контролировать и стимулировать действия учеников.
Соревновательность способствует возникновению особого эмоционального и физиологического фона, который позитивно воздействует на организм, помогая проявлению максимальных функциональных возможностей. Однако пользоваться соревновательным методом надо осторожно: при неправильном подходе он может вызвать сильное нервное возбуждение и отрицательно сказаться на самочувствии и поведении детей.
При организации командных подвижных игр необходимо помнить, что детям интересно играть, когда команды примерно равны по силам. Поэтому, составляя команды, педагог должен достаточно хорошо знать игровые силы участников и – по мере надобности – волевым решением регулировать их.
Планируемые результаты
Результатом занятий являются результаты второго уровня: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, культура, здоровья), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания. Этому способствуют следующие формы проведения занятий: обсуждения в группах, подвижные игры, самостоятельная организация и проведения занятий, соревнования. Знание и умение их использовать становятся высшей ценностью участие учеников в школьных и городских соревнованиях по физической культуре, дистанционных конкурсах о ЗОЖ.
В результате изучения данного курса в 5 классе обучающиеся получат возможность формирования.
Личностных результатов:
Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; уважительно относиться к культуре других народов;
Освоить мотивы спортивной тренировки и личностный смысл занятий в спортивной секции,
Проявлять этические чувства, доброжелательную и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования;
Соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
Метапредметные результаты включают освоенные школьниками УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
Владеть
Применять полученные знания в игре.
Контролировать свое самочувствие.
Планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Определять общую цель и путей её достижения.
Распределять функции и роли в совместной деятельности и осуществлять взаимный контроль.
Конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
Характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса.
Излагать факты истории развития волейбола.
Предметные результаты
Планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
Использовать подвижные игры с элементами волейбола как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
Измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
Организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
Выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснить ошибки и способы их устранения;
Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам поведения;
Взаимодействовать со сверстниками по правилам поведения подвижных игр и соревнований;
В доступной форме объяснять правила(технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Учебно - тематический план занятий

п/п
Наименование темы Количество часов
Всего Теоретические занятия Практические занятия
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ на уроках подвижных игр с элементами волейбола. 1 1 2. Развитие волейбола. Основы техники и тактики игры. 1 1 3. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. 1 1 4. Общая и специальная физическая подготовка 10 10
5. Подвижные игры 15 15
6. Основы техники и тактики игры 5 5
7. Контрольные испытания 1 1
Всего 34 Календарно-тематическое планирование
№ Тема Кол-во ч. Содержание Вид учебной деятельности учащихся
1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ на уроках подвижных игр с элементами волейбола. Правила игры и методика судейства соревнований. 1 Правила игры и методика судейства соревнований. Эволюция правил игры по волейболу. Упрощенные правила игры. Действующие правила игры. Становление волейбола как вида спорта
Последовательность и этапы обучения волейболистов. Знать инструкцию по технике безопасности и правила игры.
2-3 Обучение перемещениям волейболиста. Обучение передаче мяча сверху двумя руками. Подвижная игра. 2 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом.
Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места). Подвижная игра «Мяч Ловцу». Уметь перемещаться в стойке игрока. Знать правила игры.
4 Передача мяча двумя руками сверху. Подвижная игра. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Передача мяча сверху в парах. Тоже, ток сидя на полу. Подвижная игра «Передал садись». Знать технику выполнения передачи мяча сверху.
5 Верхняя передача мяча в средней и низкой стойке. Нижняя прямая подача. Подвижная игра. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Верхняя передача мяча в средней и низкой стойке и после перемещения. Нижняя подача в парах через сетку с 3-6м. Подвижная игра «Поймай и передай» Уметь выполнять верхнюю передачу в стойках
6 Нижняя прямая подача. Броски набивного мяча в цель. Подвижная игра. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Передача мяча сверху в парах. Нижняя прямая подача через сетку. Подвижная игра «Мяч капитану» Уметь выполнять нижнюю прямую подачу и знать правила игры.
7 Развитие волейбола. Основы техники и тактики игры. Учебная игра по упрощенным правилам пионербол. 1 История возникновения волейбола (показ презентации о виде спорте). И влияние нагрузки на организм спортсмена. Учебная игра по упрощенным правилам пионербол. Знать историю возникновения волейбол и основные правила волейбола.
8 Передача мяча сверху в тройках. Подвижная игра. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Передача мяча сверху в парах. Передача мяча в тройках, двое по очереди набрасывают мяча, а третий после перемещения выполняет передачу сверху. Подвижная игра «Мяч в обруче». Уметь выполнять приём и передачу мяча сверху двумя руками.
9 Круговая тренировка по станциям. Специально прыжковые упражнения. Подвижная игра. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Круговая тренировка по стациям. СПУ по лесенке.(5-8 видов) Подвижная игра «Попади в щит». Уметь самостоятельно выполнять упражнение для развития физических качеств
10 Передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Учебная игра по упрощенным правилам пионербол. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Передача мяча сверху. Передача мяча снизу двумя руками в парах, а также сидя на скамейке. Нижняя подача с 6м. Учебная игра пионербол. Уметь выполнять передачу мяча снизу двумя руками, нижнюю подачу мяча.
11 Передача мяча снизу в тройках. Нижняя боковая подача. Подвижная игра. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Передача мяча сверху. Передача мяча в тройках, двое по очереди набрасывают мяча, а третий после перемещения выполняет передачу снизу. Нижняя боковая подача через сетку с 6м. П.и. «День и ночь». Уметь выполнять передачу мяча снизу двумя руками, нижнюю боковую подачу мяча.
12 Подвижная игра. Эстафеты. Учебная игра по упрощенным правилам пионербол. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Подвижная игра «Охотники и утки». Эстафеты с различными предметами. Учебная игра по упрощенным правилам пионербол. Знать правила подвижной игры.
13 Специально – прыжковые упражнения. Подвижная игра. Эстафеты. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Специально – прыжковые упражнения по лесинке 6-10 видов. Эстафеты с различными мячами. Подвижная игра «Попади в щит», «Перестрелка». Уметь самостоятельно выполнять упражнение для развития физических качеств
14 Передача мяча снизу с падением и перекатом в сторону. Подвижная игра 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Передача мяча сверху и снизу. Передача мяча снизу с падением в сторону,один игрок выпоняет бросок мяча, другой сбоку у мата выполняет падение и передачу мяча. П.и. «Мяч над головой» Уметь выполнять приём и передачу мяча сверху двумя руками, выполнять нижнюю прямую подачу
15 Прием мяча снизу после перемещения игрока. Подвижная игра. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Передача сверху. В парах 5-6м друг от друга, один баррасывает другой принемает мяч снизу над собой, тоже самое ток через сетку. П.и. Охотники и утки. Уметь выполнять приём мяча снизу двумя руками, знать правила подвижной игры.
16 Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена во время соревнований и после него, показ презентаций на эту тему. А также влияние нагрузки на организм спортсмена, показ видео роликов, презентаций и т.д. Знать понятия о гигиене, врачебном контроле и самоконтроле. А также влияние нагрузки на организм спортсмена.
17 Имитация нападающего удара. Нижняя боковая подача. Подвижная игра. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Имитация нападающего удара через сетку, а также с малым мячом. Нижняя боковая подача с 6м. П.и. «Волейбольные салочки» Уметь выполнять на технику имитацию нападающего удара и знать правила подвижной игры.
18 Верхняя и нижняя передача в тройках. Нижня прямая подача мяча. Подвижная игра. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Верхняя и нижняя передача мяча в парах, а также в тройках через сетку. Подвижная игра «Мяч над головой». «кто быстрей» Уметь выполнять верхнюю и нижнюю передачу мяча, выполнять нижнюю прямую подачу.
19 Круговая тренировка по станциям. Подвижная игра «Перестрелка» 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Круговая тренировка по станциям ( в зависимостия от количества человек). Подвижная игра «Перестрелка». Уметь самостоятельно выполнять упражнение для развития физических качеств
20 Прямой нападающий удар. Подвижная игра. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячами. Передача мяча сверху. Имитация Н.у., а также через сетку с партнером. Подвижная игра «Прими подачу», «Кто быстрей». Уметь выполнять приём и передачу мяча сверху двумя руками, выполнять прямой нападающий удар
21 Верхняя прямая подача. Прямой нападающий удар. Подвижная игра. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Верхняя прямая подача через сетку. Прямой Н.у. В парах через сетку, один набрасывает мяч через сетку, другой выполняет удар по нему. Подвижная игра. «Прими подачу». Уметь выполнять верхнюю прямую подачу, выполнять прямой нападающий удар.
22 Индивидуальные задания по карточкам. Подвижная игра. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом в парах. Индивидуальные задания по карточкам. Подвижная игра День и ночь» Уметь самостоятельно выполнять упражнение для развития физических качеств
23 Прием мяча снизу двумя руками. Прямой нападающий удар. Учебная игра пионербол. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом в парах. Передача мяча сверху и снизу. Прием мяча снизу п парах через сетку.Прямой нападающий удар с малым мячом, а также со 2,4 зоны. Учебная ига пионербол. Уметь выполнять приём мяча снизу двумя руками, выполнять прямой нападающий удар
24 Одиночное блокирование. Индивидуальные тактические действия в нападении. Подвижная игра 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Одиночное блокирование у сетки во 2,3,4 зоне. Имитация ИТД на площадке, перемещения в с мячом и т.д. Подвижная игра «Охотники и утки» Уметь выполнять одиночное блокирование и ИТД в нападении.
25 Индивидуальные задания по карточкам. Эстафета. Подвижная игра. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Ученики волняют индивидуальные задания по карточкам. Эстафета с мячами. Подвижная игра «Перестрелка». Уметь самостоятельно выполнять упражнение для развития физических качеств.
26 Одиночное блокирование. Верхняя прямая подача. Эстафеты. Подвижная игра. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом в парах. Передача мяча сверху и снизу. Одиночное блокирование во 2,3,4 зоне,а также после перемещения. Верхняя прямая подача. Подвижная игра «Поймай и передай. Уметь выполнять одиночное блокирование на технику,выполнять верхнюю прямую подачу.
27 Специально-прыжковые упражнения. Учебная игра по упрощенным правилам пионербол.
1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом в парах. Передача мяча сверху и снизу. Уметь самостоятельно выполнять упражнение для развития физических качеств.
28 Круговая тренировка по стациям. Эстафеты с различными предметами. Подвижная игра. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Круговая тренировка по станциям от 7 до 10 стации. Эстафеты с различными предметами. Подвижная игра «Воробьи и вороны». Уметь самостоятельно выполнять упражнение для развития физических качеств.
29 Верхняя прямая подача. Прямой нападающий удар. Учебная игра по упрощенным правилам - пионербол. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ.Разминка с мячом. Верхняя подача из за линии 9м. Прямой нападающий удар с малым мячом, а потом с 2 и 4 зоны. Учебная игра пионербол. Уметь выполнять верхнюю прямую подачу, выполнять прямой нападающий удар.
30 Сдача контрольных испытании по специальной подготовке. Учебная игра по упрощенным правилам пионербол. 1 Медленный бег 2-3 мин. ОРУ. СБУ. Сдача контрольных испытании. Учебная игра по упрощенным правилам пионербол. Уметь выполнять контрольные нормативы и правила и игры.
32 Специально – прыжковые упражнения. Броски набивного мяча. Подвижная игра. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Специально-прыжковые упражнения по лесенке 5 – 8видов. Броски набивного мяча из различных И.п. Подвижная игра. «Мяч ловцу» Уметь выполнять специально – прыжковые упражнения на технику.
33 Прием мяча снизу с последующим падением на бедро. Подвижная игра. 1 Медленный бег 1-3мин. ОРУ. СБУ. Разминка смячом. Передача мяча сверху и снизу. Прием мяча снизу с падением в сторону на бедро, выполняется на мате, одни набрасывает, другой принемает мяч снизу. Подвижная игра перестрелка. Уметь выполнять приём мяча снизу двумя руками и знать правила подвижной игры.
34 Игровая тренировка. Итоги года. Домашнее задание на лето. 1 Медленный бег 2-3 мин. ОРУ. СБУ. Разминка с мячом. Учебная игра по упрощенным правилам (пионербол). Домашнее задание на лето. Уметь применять свои знания в игре.
Содержание
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Первый урок посвящается организационным вопросам. Учитель знакомится с группой, рассказывает о задачах работы секции, о содержании учебно-тренировочных занятий, о требованиях к занимающимся, о программе и расписании занятий, о технике безопасности на уроках.
Развитие волейбола
Характеристика волейбола как средства физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и международные.
Физическая культура и спорт в России.
Коллектив физической культуры — основное звено физкультурного движения
Организация, задачи, содержание работы коллективов физкультуры.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль.
Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом с учетом его специфических особенностей. Режим дня и питания с учетом занятий спортом. Предупреждение спортивных травм на занятиях волейболом. Гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий волейболом.
Правила игры в волейбол.
Состав команды, замена игроков, костюм игрока. Упрощенные правила игры. Основы судейской терминологии и жеста.
Общая и специальная физическая подготовка (В процессе занятий) .Значение общей и специальной физической подготовки для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивно-технического мастерства.
Основы техники и тактики игры.
Характеристика основных приемов техники: перемещения, стойки, передачи, подачи, нападающие удары. Значение технической подготовки для роста спортивного мастерства. Понятие о тактике. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые тактические действия.
Практические занятия
Общая физическая подготовка. (Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости; совершенствование навыков естественных видов движений; подготовка к сдаче нормативов)
Строевые упражнения. Команды для управлении группой. Понятия о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.
Гимнастические упражнения. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и парные. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы. Упражнения с резиновыми амортизаторами на гимнастических снарядах (подъемы переворотом, наклоны у гимнастической стенки и т. д.). Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения с набивными мячами, гантелями (бег, прыжки, приседания).
Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед, назад, кувырок вперед из упора присев). Подготовительные упражнения для моста у гимнастической стенки.
Легкоатлетические упражнения. Бег: бег с ускорением до 40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Эстафетный бег. Прыжки: через планку с поворотом на 90 °С с прямого разбега. Прыжки в высоту способом «перекидным».
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20—30 м). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно— спиной. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (массой от 2 до 5 кг), с поясом — отягощением.
Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх, то же, с наживным мячом (или двумя) в руках (до 5 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держаться на уровне лица — быстрое разгибание ноги.
Многократные броски набивного мяча (массой 1—2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления Стоя на расстоянии 1 — 1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т. д. (выполняются ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания мячом стены.
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же, с отягощением. Напрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество прыжков подряд также увеличивается постепенно. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота— 40—80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но прыжки с разбега в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных и волейбольных мячей, укрепленных на разной высоте.
Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев — на месте и в сочетании с различными перемещениями.
Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах. Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками. Многократные передачи баскетбольного мяча. Упражнения для кистей рук с гантелями, кистевыми эспандерами. Многократные броски волейбольного мяча в стену.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой. Упражнения с резиновыми амортизаторами. Упражнения с набивными мячами, волейбольными мячами (совершенствование ударного движения по мячу на резиновых амортизаторах). Подачи с силой у тренировочной сетки (в сетку).
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз — стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Броски набивного мяча массой 1 кг «крюком» в прыжке — в парах и через сетку. Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота—1,5—2 м) или на полу (расстояние — от 5 до 10 м). Метание выполняется с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же, через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной сетки. Удары выполняются правой и левой рукой с максимальной силой.
Техника нападения.
Перемещения и стойки. Стартовая стойка (исходное положение): низкая. Скачок вперед. Сочетание стоек и перемещений.
Действия с мячом. Передачи мяча: верхняя передача в парах, тройках; передача в стену с изменением высоты передачи или расстояния до стены; передача мяча в стену в сочетании с перемещениями; передача на точность с собственного подбрасывания.
Нападающие удары: прямой нападающий удар сильнейшей рукой (броски теннисного мяча через сетку); удары по мячу в держателе и с собственного подбрасывания, с подбрасывания партнера.
Техника защиты. Действия без мяча: скачок вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.
Действия с мячом: прием мяча снизу двумя руками (отбивание мяча снизу двумя руками в парах, с различными заданиями; многократное подбивание мяча снизу над собой); прием снизу — с подачи; одиночное блокирование (стоя на подставке в зонах 4, 2, 3).
Тактическая подготовка.
Тактика нападения. Индивидуальные действия. Выбор способа отбивания мяча через сетку (стоя на площадке): передачей сверху двумя руками, кулаком, снизу. Чередование нижних подач в дальнюю и ближнюю к сетке половины площадки. Подача (нижняя) на точность в зоны (по заданию).
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Выбор места: при приеме мяча, посланного противником через сетку. При блокировании (выход в зону удара). При страховке партнера, принимающего мяч с подачи, передачи. При действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху двумя руками или снизу)
Групповые действия. Взаимодействия игроков внутри линии при приеме мяча от нижней подачи и передачи. Игроков задней линии: игрока зоны 1 с игроком зоны 6; игрока зоны 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроком зон 5 и 1. Игроков передней линии: игроки зоны 3 с игроком зон 4 и 2. Игроков зон 5, 1 и 6 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (при обманных действиях).
Командные действия. Расположение игроков при приеме мяча от противника, «углом вперед».
Контрольные игры и соревнования. Правила соревнований.
Практические занятия. Сдача нормативов. Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола. Учебно-тренировочные игры, товарищеские встречи.
Контрольные испытания. Сдача нормативов по специальной подготовке весной (Апрель – Май) в конце учебного года.
Физическое   развитие   и  физическая   подготовленность

п/п Содержание требований (вид испытаний) Девочки Мальчики
1 Бег 30 м с высокого старта  (с) 5,9 5,7
2 Бег 30 м, 6х5  (с) 12,5 12,0
3 Бег 92  м, «елочка»  (с) 32,7 31,0
4 Прыжок в длину с места  (см) 140 160
5 Метание баскетбольного мяча из – за головы двумя  руками, сидя   (м) 3,0 4,0
Методическое обеспечение программы
Занятия проводятся в спортивном зале. Для проведения подвижных игр с элементами волейбола имеется следующее оборудование и инвентарь:
1.  Сетка волейбольная                                              - 2 шт.
2. Стойки волейбольные                                            - 2 шт.
3.  Гимнастическая  стенка                                        - 5 пролетов
4.  Гимнастические   скамейки                                   - 6 шт.
5. Гимнастические маты                                            - 8- 10шт.
6.   Скакалки                                                               8-15 шт7.  Мячи набивные (масса 1 кг)                                 - 5 шт9.  Мячи  волейбольные                                            - 8-12 шт.
10.  Рулетка                                                                -1 шт.
11. Компьютерная техника                                        -1 шт.
13. Литература и интернет ресурсы
Приложение
Сборник подвижных игр с элементами волейбола
6350276225Эстафеты с элементами волейбола
Самым сложным моментом в организации волейбольных эстафет является формирование команд. С одной стороны, выбранный способ деления на команды должен занимать минимальное количество времени, а с другой, команды должны быть примерно равными по силам. Кто, как не учитель, сможет сделать это правильно?
После каждой проведенной эстафеты следует разобрать типичные ошибки, чтобы не допускать в дальнейшем нарушений техники элементов волейбола.
Поймай и передай
На одной из разделенных волейбольной сеткой сторон площадки выстраиваются в колонны две, три или четыре команды лицом к сетке, расстояние до которой определяет учитель. На противоположной площадке напротив своих колонн на заданном расстоянии стоят ученики – по одному от каждой команды. Стоящие первыми в колоннах держат в руках мяч. По сигналу они выполняют подачу через сетку на противоположную сторону площадки и уходят в конец своих колонн. Стоящие на другой стороне площадки ученики стараются поймать мяч или подобрать его с пола, затем подбегают к ограничительной линии, обозначенной учителем, и выполняют передачу в свою колонну. Новый направляющий ловит мяч и повторяет задание. Эстафета заканчивается, когда стоявшие первыми в колоннах ученики примут передачи. Побеждает команда, закончившая эстафету раньше других.
Правила 
1. Подачи и передачи выполняют только из-за ограничительной линии, обозначенной учителем.2. Если мяч не перелетел через сетку, совершивший ошибку ученик повторяет упражнение.3. При выполнении подачи мяч не должен касаться сетки.
4. Подачи выполняют все члены команды.5. Направляющие в колоннах, приняв последнюю передачу, поднимают мяч над головой.
Мяч капитану
Команды выстраиваются в колонны не менее чем в 1 м друг от друга. К ним лицом на расстоянии, установленном учителем, встают капитаны с мячом в руках. Перед колоннами и капитанами проводятся ограничительные линии. По сигналу капитаны посылают свои мячи любой волейбольной передачей первым игрокам в колоннах. Те выполняют встречную передачу и уходят в конец колонн. Эстафета заканчивается, когда все участники выполнят передачу своим капитанам. Выигрывает команда, раньше выполнившая задание.
Правила 
1. Запрещается наступать на ограничительную линию.2. Не разрешается нарушать очередность выполнения передач в колоннах и пропускать передачи.3. При неудачном выполнении ученик повторяет передачу.4. При падении мяча его подбирает тот, кому была адресована передача.5. По окончании эстафеты капитаны поднимают мячи над головой.6. Можно порекомендовать менее подготовленных учеников ставить в начало колонн – тогда им будет легче выполнить передачу.
Передача мяча с третьего темпа
Расстановка – та же, что и в предыдущей эстафете. Во главе колонн встают более подготовленные игроки – разводящие. По сигналу учителя капитан передает мяч разводящему, который выполняет передачу над собой и отходит чуть в сторону. Следующий за разводящим ученик выполняет передачу своему капитану и уходит в конец колонны. Разводящие во время проведения эстафеты не меняются. Игра заканчивается после того, как капитаны получили передачи от всех участников команд. Выигрывает команда, закончившая эстафету раньше других.
Правила 
1. Запрещается наступать на ограничительную линию.2. Разводящий, не сумевший выполнить передачу над собой, должен повторить попытку.3. При неудачной передаче мяч подбирает игрок, которому она адресована, и выполняет ответную передачу.4. Запрещается нарушать очередность выполнения передач мяча в колоннах и пропускать передачи.
Мяч в обруче
Команды стоят в колоннах перед ограничительной линией. Перед каждой колонной лежат 3–4 обруча в 3 м один от другого. В каждом обруче находится волейбольный мяч. По сигналу направляющие в колоннах бегут к первому обручу, берут мяч, встают в обруч и выполняют верхнюю передачу над собой, затем ловят мяч, кладут его в обруч и бегут к следующему. Выполнив верхнюю передачу во всех обручах, игроки бегут к своим командам, передают эстафету следующим участникам и уходят в конец колонн. Когда последний участник возвращается к своей команде, все ученики в колоннах поднимают руки, сигнализируя о завершении эстафеты.
Правила 
1. Запрещается наступать на ограничительную линию.2. Мяч при верхней передаче должен взлететь на высоту не менее 1 м над головой игрока.3. Если мяч выкатится из обруча, участник эстафеты должен сам вернуть его на место.
Попади в щит
Игроки стоят в колоннах перед ограничительной линией. У направляющих в руках волейбольные мячи. Перед баскетбольным щитом на противоположной стороне площадки проводят ограничительную дугу при помощи 3–4-метровой веревки и мела. По сигналу направляющий бежит к ней и, стараясь не наступить на нее, выполняет верхнюю передачу, стремясь попасть в баскетбольный щит, затем подбирает мяч, бежит к своей колонне и передает его следующему участнику. Выигрывает команда, у которой окажется больше удачных попаданий.
Правила 
1. Запрещается наступать на ограничительную линию.2. Запрещается посылать мяч в щит броском, а не верхней передачей.3. Разрешается выполнять передачу в щит не более трех раз – до первой удачной попытки.4. Мяч нужно не бросать, а передавать в руки следующему участнику.
Подача в щит
Содержание и правила – те же, что и в предыдущей эстафете, но вместо верхней передачи применяется нижняя прямая подача.
Пионербол
Игру проводят по общепринятым правилам с теми же переходами, что и в волейболе, после выигрыша очка.
Варианты 
1. Игра проводится по традиционным правилам, но двумя мячами.2. Использовать можно только верхние передачи мяча.3. Перебрасывать мяч через сетку можно только верхней передачей.4. Все перебрасывания мяча заменяют верхними передачами.5. Ввод мяча в игру выполняют нижней прямой подачей из-за линии нападения.
Мяч над головой
Учащиеся делятся на команды с равным числом игроков. Время игры – обычно 1–1,5 мин. – сообщается заранее. Одновременно могут играть две, четыре команды и более. Игроки каждой команды произвольно располагаются на отведенной им части площадки и берут мячи. Каждая команда выбирает одного человека, который будет контролировать игру команды-соперницы. По сигналу учителя все играющие начинают выполнять верхнюю передачу над собой. Ученик, уронивший мяч или поймавший его, либо нарушивший правила, выбывает из игры и садится на скамейку запасных. Побеждает команда, у которой после сигнала об окончании игры на площадке осталось больше игроков.
Правила 
1. Не разрешается заступать на площадку команды соперников.2. Не разрешается ловить мяч.
Мяч перед собой
Правила – те же, что и в предыдущей игре, но верхнюю передачу заменяют нижней.
Волейбольные салочки
Класс делится на две команды. Все игроки произвольно расходятся по площадке. Участники водящей команды надевают цветные ленточки через плечо или лыжные номера. По сигналу учителя они начинают передавать мяч друг другу любым волейбольным способом, затем ловят его и броском стараются осалить соперников. Осаленные игроки садятся на скамейку. Через 3–4 мин. игры команды меняются ролями. Выигрывает команда, осалившая больше игроков.
Правила 
1. Передвигаться по площадке могут участники, у которых в данный момент нет мяча.2. Игрок водящей команды, получивший мяч, может передвигаться по площадке только после выполнения им передачи.3. Упавший на пол мяч передают игрокам водящей команды.4. По предварительной договоренности игрок противоположной команды, поймавший мяч, может:– не считаться осаленным и продолжить игру;– принести своей команде очко, дающее право следующему осаленному ученику остаться в игре или вернуть на площадку ранее осаленного.
Передача центровомуКоманды располагаются на площадке, образуя два, три круга или более. В середину каждого круга встает центровой с волейбольным мячом в руках. Каждая команда выбирает одного человека, который будет контролировать игру команды-соперницы. По сигналу центровой последовательно посылает мяч любой передачей ученикам, стоящим в его кругу. Тот выполняет ответную передачу. Соблюдая очередность, передачи выполняют все стоящие в кругу. Если до окончания игры центровой успел передать мяч всем игрокам, он продолжает выполнять передачи по второму кругу. Затем центровых игроков меняют.
Правила 
1. Мяч передают по кругу строго по очереди.2. Падение и ловля мяча не считаются ошибками, счет выполненных передач сохраняется.
Прими подачу
Класс делится на две команды. Первая произвольно располагается на одной стороне волейбольной площадки. Игроки второй встают на другой стороне площадки за лицевой линией в одну шеренгу, а ее направляющий получает волейбольный мяч. По сигналу игрок второй команды выполняет подачу через сетку. Любой игрок первой команды должен принять подачу и выполнить передачу одному из своих товарищей, а тот – поймать мяч. Если это ему удается, первая команда получает одно очко. Когда все игроки второй команды выполнят подачу, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Правила 
1. Подача выполняется только по сигналу учителя.2. При неудачной подаче первая команда тоже получает очко.3. За каждую принятую подачу с последующей передачей и ловлей мяча первой команде присуждают очко.4. После приема мяча первая команда передает мяч второй под сеткой.5. Игроки второй команды выполняют по одной подаче, соблюдая очередность.6. Подачу можно выполнить любым волейбольным способом.
Эстафета с мячами
Цель игры: обучение быстро и точно передавать мяч другому игроку, развитие ловкости и координации движения.
На игровой площадке проводится черта. Играющие дети разделяются на 2—3 команды с равным числом игроков. Команды становятся у черты в колонны на расстоянии вытянутых рук друг за другом. Расстояние между колоннами 1—1,5 м. Ноги играющих расставлены на ширину плеч. Стоящий первым в колонне ребенок держит в руках мяч. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток и т. д.) или его команде: «Вверх!..» или «Поднять руки!..» все дети поднимают руки вверх, а стоящий первым ребенок передает мяч через голову второму, второй — третьему и т. д., пока мяч не получит последний ребенок в колонне. Когда мяч получает последний играющий, то он бежит и отдает мяч воспитателю. Побеждает команда, игрок которой первым отдал мяч воспитателю.
Варианты игры:
· сначала мяч передается вверху спереди назад, а потом в обратном направлении: сзади наперед, а поэтому воспитателю отдает
мяч игрок, стоящий первым;
· мяч передается назад внизу между широко расставленными ногами;
Охотники и утки
Цель игры: развитие глазомера, ловкости.
На игровой площадке чертится круг диаметром 5— 8 м (в зависимости от возраста игроков и их числа).
Все играющие делятся на две команды: «утки» и «охотники». «Утки» располагаются внутри круга, а «охотники» за кругом. «Охотники» получают мяч. По сигналу или по команде учителя «охотники» начинают мячом выбивать «уток». «Убитые утки», в которых попал мяч, выбывают за пределы круга. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все «утки» из круга. Во время броска мяча «охотникам» нельзя переступать черту круга.
Когда будут выбиты все «утки», команды меняются местами.
Вариант игры: из числа играющих выбираются 3— 4 «охотника», которые стоят в разных концах площадки. У каждого «охотника» по малому мячу. Играющие разбегаются по площадке, но не выходят за ее пределы. По сигналу или команде учителя все играющие останавливаются на своих местах, а «охотники» целятся и бросают в них мячи. Играющие могут уклоняться от летящего мяча, но им нельзя сходить со своего места.
Выбитые «утки» выходят из игры. Выигрывает «охотник» выбивший наибольшее число «уток».
Развивает: глазомер, ловкость
День и ночь
Цель игры: развитие силовой выносливости, быстроты реакции.
На игровой площадке на некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой —
девочки. Между ними находится ведущий. Команда мальчиков — «ночь», команда девочек — «день». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков.
Правила игры: «осаленные» переходят в команду соперника.
Категория: Азербайджанские народные игры
Развивает: быстроту реакции, силовую выносливость
Список литературы для учителя:
1.  Волейбол/Под ред. А. Г. Айриянца. М., 1996г.
2. Жаров К.  П.  Волевая подготовка спортсменов. М.,  1996 г.
3. Железняк  Ю. Д.  Тактическая  подготовка  волейболистов.  Смоленск,  1995г
4. Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу. М., 2000 г.
5. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. М., 1998 г.
6. Железняк Ю. Д.  и др. О методах и  организации    отбора    в спортивные школы по волейболу. М., 1991 г.
7. Волейбол в школе. Железняк Ю.Д.,Слупский Л.Н. Москва «Просвещение»,1989г.
8. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов, Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. М.:Просвещение,2011г.
9. Голомазов В. А. В. А. Голомазов, В. Д. Ковалев, А. Г. Мельников
Волейбол в школе. Пособие для учителя. М, «Просвещение». 1976,.
10. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов
образовательных  учреждений» под редакцией В.И.  Ляха, А.А Зданевича.
Москва «Просвещение» 2009г., допущенной Министерством  образования и наук
Р.Ф.
11. Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания.
Москва.«Просвещение» 2007.
12. Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005.
Список литературы для воспитанников
1. Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе/ М.В.Видякин.- Волгоград: Учитель, 2006 г.
2. Фурманов А   Г. Волейбол на лужайке, в парке, на траве. М., 1992 г.
3. Фидлер М. Волейбол. М.,  2002 г.
4. Энциклопедия «Аванта +», 2006 г.
5. «Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; - Волгоград: «Учитель»,2008.
6. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.