Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно -оздоровительному направлению Подвижные игры 1- 4 классов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
среднее общеобразоательная школа №1им.М.А.Бухтуева
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по ВР Директор школы
________/Кудрявцева Н.В/ ________/Хайманова Р.Н/
«___»__________201__ г. Приказ от «__»_______201__г. № __
Рабочая программа внеурочнойдеятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Подвижные игры»
для учащихся 1-4 классов
Составила: Калин-оол Чодураа Март-ооловна,
учитель физической культуры.

Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.).
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих обучающихся, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжали существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
развитие сообразительности, творческого воображения;
развитие коммуникативных умений;
воспитание внимания, культуры поведения;
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
обучить умению работать индивидуально и в группе;
развить природные задатки и способности детей;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Содержание программы
Кружок «Подвижные игры» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В “Кладовую подвижных игр” вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место кружка в учебном плане
Программа рассчитана на 33 часа в год – 1 классы; 34 часа в год – 2-4 классы, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35-40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
– привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.Тематическое планирование 1 класса

п/пРазделы Кол.-во часов
1 Русские народные игры 8
2 Подвижные игры 17
3 Эстафеты 8
Всего: 33 часа
 
Тематическое планирование 2 класса

п/пРазделы Кол.-во часов
1 Русские народные игры 11
2 Подвижные игры 8
3 Эстафеты 7
4 Игры народов России 8
Всего: 34 часа 
Тематическое планирование 3 класса

п/пРазделы Кол.-во часов
1 Русские народные игры 10
2 Эстафеты 7
3 Игры народов России 17
 Всего: 34 часа
Тематическое планирование 4 класса

п/пРазделы Кол.-во часов
1 Русские народные игры 19
2 Эстафеты 8
3 Игры народов России 7
Всего: 34 часа 
Содержание образовательной деятельности представлено календарно – тематическим планированием.
Календарно - тематическое планирование
кружка «Подвижные игры»
1-й класс (33 часа)

п/пТема занятия Кол.-вочасов
Дата
1 Гуси-лебеди 1 2 У медведя во бору 1 3 Филин и пташки 1 4 Палочка- выручалочка 1 5 Блуждающий мяч 1 6 Классики 1 7 Ловишка в кругу 1 8 Пчелки и ласточки 1 9 К своим флажкам 1 10 Кот идет 1 11 Северный и южный ветер 1 12 Соревнования скороходов 1 13 Колдунчики1 14 Аисты 1 15 Пчелы и медведи 1 16 Хитрая лиса 1 17 Ловишки с приседаниями 1 18 Переправа с досками 1 19 Туннель 1 20 Собери урожай 1 21 На погрузке арбузов 1 22 Принеси мяч 1 23 Успей перебежать 1 24 С мячом 1 25 Весёлые старты 1 26 Совушка1 27 Мышеловка 1 28 Пустое место 1 29 Карусель 1 30 Кто быстрее? 1 31 Конники-спортсмены 1 32 Лягушата и цыплята 1 33 Карлики и великаны 1 Календарно - тематическое планирование
кружка «Подвижные игры»
2-й класс (34 часа)

п/пТема занятия Кол.-вочасов
Дата
1 Русская народная игра «Жмурки»
1 2 Русская народная игра «Кот и мышь» 1 3 Русская народная игра «Горелки» 1 4 Русская народная игра «Салки» 1 5 Русская народная игра «Пятнашки» 1 6 Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1 7 Русская народная игра «Фанты» 1 8 Русская народная игра «Салки с приседаниями» 1 9 Русская народная игра «Волк» 1 10 Русская народная игра «Птицелов» 1 11 Подвижная игра «Совушка» 1 12 Подвижная игра «Мышеловка» 1 13 Подвижная игра «Пустое место» 1 14 Подвижная игра «Карусель» 1 15 Подвижная игра «Кто быстрее?» 1 16 Подвижная игра «Конники-спортсмены» 1 17 Подвижная игра «Лягушата и цыплята» 1 18 Подвижная игра «Карлики и великаны» 1 19 Эстафета «Передача мяча» 1 20 Эстафета «С мячом» 1 21 Эстафета зверей 1 22 Эстафета «Быстрые и ловкие» 1 23 Эстафета «Вызов номеров» 1 24 Эстафета по кругу 1 25 Эстафета с обручем 1 26 Русская народная игра «Гори, гори ясно!»
1 27 Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» 1 28 Бурятская народная игра «Ищем палочку» 1 29 Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»
1 30 Марийская народная игра «Катание мяча»
1 31 Татарская народная игра «Серый волк» 1 32 Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» 1 33 Чувашская игра «Рыбки» 1 34 Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1 Календарно - тематическое планирование
кружка «Подвижные игры»
3-й класс (34 часа)

п/пТема занятия Кол.-вочасов
Дата
1 Русская народная игра «Краски» 1 2 Русская народная игра «Гори, гори ясно» 1 3 Русская народная игра «Ляпка» 1 4 Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» 1 5 Бурятская народная игра «Ищем палочку» 1 6 Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»
1 7 Кабардино-балкарская народная игра «Под буркой» 1 8 Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!» 1 9 Карельские народные игры «Мяч», «Я есть!» 1 10 Игры народов Коми «Невод», «Стой, олень!» 1 11 Марийская народная игра «Катание мяча» 1 12 Татарская народная игра «Серый волк» 1 13 Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» 1 14 Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка» 1 15 Чечено-ингушская игра «Чиж» 1 16 Тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба» 1 17 Мордовские народные игры «Котел», «Круговой» 1 18 Северо-осетинская игра «Борьба за флажки» 1 19 Чувашская игра «Рыбки» 1 20 Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз» 1 21 Эстафета «Вызов номеров» 1 22 Эстафета по кругу 1 23 Эстафета с обручем 1 24 Эстафета с мячом 1 25 Эстафета «Быстрые и ловкие» 1 26 Эстафета «Встречная» 1 27 Эстафета «Весёлые старты» 1 28 Русская народная игра «Салки» 1 29 Русская народная игра «Пятнашки» 1 30 Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1 31 Русская народная игра «Фанты» 1 32 Русская народная игра «Салки с приседаниями» 1 33 Русская народная игра «Третий лишний» 1 34 Русская народная игра «Птицелов» 1 Календарно - тематическое планирование
кружка «Подвижные игры»
4-й класс (34 часа)

п/пТема занятия Кол.-вочасов
Дата
1 Русская народная игра «Жмурки» 1 2 Русская народная игра «Кот и мышь» 1 3 Русская народная игра «Горелки» 1 4 Русская народная игра «Салки» 1 5 Русская народная игра «Пятнашки» 1 6 Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1 7 Русская народная игра «Фанты» 1 8 Русская народная игра «Салки с приседаниями» 1 9 Русская народная игра «Волк» 1 10 Русская народная игра «Птицелов» 1 11 Русская народная игра «Гори, гори ясно!» 1 12 Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» 1 13 Бурятская народная игра «Ищем палочку» 1 14 Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» 1 15 Марийская народная игра «Катание мяча» 1 16 Татарская народная игра «Серый волк» 1 17 Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» 1 18 Чувашская игра «Рыбки» 1 19 Эстафета «Передача мяча» 1 20 Эстафета «С мячом» 1 21 Эстафета зверей 1 22 Эстафета «Быстрые и ловкие» 1 23 Эстафета «Вызов номеров» 1 24 Эстафета по кругу 1 25 Эстафета с обручем 1 26 Эстафета «Весёлые старты» 1 27 Русская народная игра «Салки» 1 28 Русская народная игра «Пятнашки» 1 29 Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1 30 Русская народная игра «Краски» 1 31 Русская народная игра «Гори, гори ясно» 1 32 Русская народная игра «Третий лишний» 1 33 Русская народная игра «Пятнашки» 1 34 Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1 Методические рекомендации
Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и заканчивая сложными салками, разные условия и разные правила.
Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы.
Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
Раздел – «Русские народные игры», изучается с 1 по 4 класс.
Раздел – «Игры народов России», изучается со 2 по 4 класс.
Раздел – «Подвижные игры», изучается в 1-х и 2-х классах.
Раздел – «Эстафеты», изучается в 1-4-х классах.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
Цели изучения по каждому разделу
«Русские народные игры»
Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
«Игры народов России»
Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и другие физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
«Подвижные игры»
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты»
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.
Личностными результатами кружка «Подвижные игры»
являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметными результатами кружка «Подвижные игры»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий во время занятия;
учиться работать по определенному алгоритму;
Познавательные УУД:
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых, обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Режим занятий:
В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью 30-40 минут проводятся 1 раз в неделю.
Планируемый результат:
- у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движения;
- младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Материально-техническое обеспечение
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса “Физическая культура” в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед занятием.