Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению Игры народов Росси

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»


УТВЕРЖДАЮ
Директор школы_____________ Ю.П. Анохин
«____» сентября 2012
«____» января 2013
СОГЛАСОВАНО
Зам. дир. по УВР_____________ Е.П.Кучеренко
«____» сентября 2012
«____» января 2013
ПРОВЕРЕНО
Рук. МО_____________ Э.А. Бушкова
«____» сентября 2012
«____» января 2013



Рабочая программа
внеурочной деятельности
по спортивно- оздоровительному направлению
на 2012-2013 учебный год
Название курса «Игры народов России»
Класс__1 - г___________________________________________

Учитель (ФИО, категория) Осадчук Т.М. , II кв.категории











Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности  («Игры народов России») для учащихся 1 класса разработана  на основе  Примерной основной образовательной  программы  начальной  школы (стандарты  второго  поколения) 2010 г, Савинова  Е.С.;  комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных  учреждений   В.И.  Ляха (2007г.), допущенной Министерством  образования и науки Российской Федерации;  программы  по физическому   воспитанию   учащихся   1 – 4 классов  на основе   традиций     коренного  населения  Ханты – Мансийского  автономного  округа Синявского Н.И. (2003 год) и  программы  школы «Здоровье» по  формированию культуры  здорового  и  безопасного  образа  жизни.
Подвижная игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Игры народов России - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Цель: формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:
Обучающие:
приобретение знаний о русских народных играх, о традициях, истории и культуре русского народа;
обучение разнообразным правилам русских народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.
Развивающие:
Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
Гармоническое развитие функциональных систем организма ребёнка, повышение жизненного тонуса;
Повышение физической и умственной работоспособности школьника.
Воспитывающие:
формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
привить учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.





Прогнозируемые результаты применения программы направлены:
на формирование первичных общеучебных умений и навыков у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Помимо того, народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными игровыми традициями и культурой.
введение детей в предметную область физической культуры. Овладение детьми способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств. Обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития, то есть на опережающее актуальное состояние способностей ребенка, но не ограничивающее развитие других способностей (содействуя развитию силы, мы в тоже время угнетающе действуем на развитие гибкости и т.д.).
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения дети должны иметь представление:
об историческом наследии русского народа и русских народных игр;
о традициях русских народных праздников;
о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
должны знать:
историю возникновения русских народных игр;
правила проведения игр, эстафет и праздников;
основные факторы, влияющие на здоровье человека;
основы правильного питания;
правила поведения во время игры.
должны уметь:
выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
Организационные условия реализации программы.
Программа предназначена для детей 6-10 лет. Продолжительность реализации программы четыре года.
Занятия проводятся, как со всей группой, так и по подгруппам, индивидуально. Продолжительность занятия 30 минут. Программа рассчитана на проведение 1 занятия в неделю.
Для организации занятий необходимо специально оборудованное помещение (спортивный зал) или спортивная площадка.
Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (проведение соревнований по подвижным играм, турниров, малых спортивных олимпиад).

Ценностные ориентиры содержания курса
Предлагаемая программа знакомит учащихся с играми народов России, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры русского народа. Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей, ведь детские подвижные игры несут огромную, и может быть самую важную роль в физическом развитии ребенка. Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Таким образом, народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Рекомендуется создать благоприятные условия для проведения занятий в облегченной одежде. Основу учебного материала составляют игры, сходные по определённым признакам:
по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла);
по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);
по физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);
по отношению к структуре занятий (для подготовительной, основной, заключительной частей занятий).
Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить учителю планирование занятий с младшими школьниками и наглядно обозначить соответствие народных игр разделу программы.



















Учебно-тематический план


п/п
Содержание
Количество
часов

1.
Общие подвижные символические игры.
2

2.
Игры для формирования правильной осанки.
2

3.
Игры со скакалками
2

4.
Игры с бегом
2

5.
Игры с прыжками
2

6.
Игры с метанием, передачей и ловлей мяча
2

7.
Игры лазанием и перелезанием
2

8.
Игры для развития внимания
1

9.
Общеразвивающие игры
2

10.
Игры с разными предметами
2

11.
Игры с камешками, шариками и палками
2

12.
Хороводные игры
2

13.
Игры в помещении
2

14.
Игры в фанты
2

15.
Игры- шутки
2

16.
Сюжетные игры
1

17.
Загадки, шарады, каламбуры
1

18.
Праздник «Мир народных игр»
1

Итого часов:
32
















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Общие подвижные символические игры.
«Бабки», «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк», «Платок», «Пирожок».
2. Игры для формирования правильной осанки.
«Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».
3. Игры со скакалками.
«Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка».
4.Игры с бегом.
«Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», «Городок- бегунок».
5. Игры с прыжками.
«Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот», «Болото».
6. Игры с метанием, передачей и ловлей мяча.
«Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч», «Колодка», «Зевака».
7. Игры лазанием и перелезанием.
«Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи кованы».
8. Игры для развития внимания.
«Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки».
9. Общеразвивающие игры.
«Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек».
10. Игры с разными предметами.
«Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки».
11. Игры с камешками, шариками и палками.
«Двенадцать палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка».
12. Хороводные игры.
«Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли», «Жених ищет невесту», «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк».
13. Игры в помещении.
«Дедушка – рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза», «Колечко», «Все в кружок», «Слепой козёл».
14. Игры в фанты.
«Работа и забава», «Птичник», «Тяни - пускай», «Голуби».
15. Игры- шутки.
«Кольцо», «Чур», «Орехи», «Барабанщик», «Черепаха».
16. Сюжетные игры.
«Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».
17. Загадки, шарады, каламбуры.
«Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов».
18. Праздник «Мир русских народных игр».
Игры к различным народным праздникам: «Проводы берёзы», «Бой крашенками», «Шапочники», «Коробейники», «Сказочница», Гусиное перо», «Подвижки льда».





Методическое обеспечение и технологии программы:

Теоретический материал программы лучше давать темами, сообщение знаний организовывать в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности.
Практические упражнения объединяются в комплексы, которые периодически изменяются, обновляются; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов.
Занятия проводятся интегрировано. При проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащихся, его пониженные функциональные возможности, также то, что в группе могут быть ученики с различным диагнозом. Поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий.
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Здесь применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Борющаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты. Эти игры подразумевают знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.
Таким образом, при моделировании обновленной парадигмы педагогической классификации русских народных игр выявляется компонент, направленный на духовное совершенствование личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.
Материально - техническое обеспечение программы:
4 набора кубиков (по 9 штук в каждом);
10 мячей – прыгунок;
6 мячей для минибаскетбола;
25 платочков;
15 скакалок;
14 флажков;





















Литература:
Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие /Владос, 2001.
Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 1993.
Богданов В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие, 1990.
Журнал «Практика» (№ 4/2004 г.).
Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 1985.
Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991.
Железняк Ю.Д. Волейбол в школе, 1989.
Игнатьева В.Я. Гандбол: Пособие для институтов. Образовательные программы и методические материалы для реализации третьего дополнительного и урока физической культуры / Под ред. к.б.н. Э.И.Абрамова/Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Kypган, 2005.
Константинов Ю.С. Туристическая игротека. Учебно-методическое пособие /Владос, 2000 г./ физической культуры, 1983.
Клусов Н.П. Ручной мяч в школе. Пособие для учителей, 1986 г. Программа физического воспитания с оздоровительной направленностью для учащихся 1 – 9-х классов общеобразовательных школ Курганской области /Под ред. Л.З. Штода /Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган. 2004.
Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986.
Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 1998.
Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе.- /Новая школа/, Москва, 1997.
Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие / Пягай Л.П. / ТГПИ им. Д.И. Менделеева. – Тобольск, 2003.
Физическая культура для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе /Под ред. И.Д. Романовой / “Просвещение”. – М., 1979.
Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика, 1989.
Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики, 1992 г и др.
Газета «Спорт в школе», журнал «Физкультура в школе» (1997-2005)




Календарно-тематическое планирование


п/п
Содержание
Кол-во
часов
Дата
планируе мая
Дата
фактическая
Корректировка

1-2
Общие подвижные символические игры.
2
12.09.
19.09.



3-4
Игры для формирования правильной осанки.
2
26.09.
03.10.



5-6
Игры со скакалками
2
10.10.
17.10.



7-8
Игры с бегом
2
24.10.
07.11.



9-10
Игры с прыжками
2
14.11.
21.11.



11-12
Игры с метанием, передачей и ловлей мяча
2
28.11.
05.12.



13-14
Игры лазанием и перелезанием
2
12.12.
19.12.



15
Игры для развития внимания
1
26.12.



16-17
Общеразвивающие игры
2
16.01.
23.01.



18-19
Игры с разными предметами
2
30.01.
06.02.



20-21
Игры с камешками, шариками и палками
2
20.02.
27.02.



22-23
Хороводные игры
2
06.03.
13.03.



24-25
Игры в помещении
2
20.03.
03.04.



26-27
Игры в фанты
2
10.04.
17.04.



28-29
Игры- шутки
2
24.04.
01.05.



30
Сюжетные игры
1
08.05.



31
Загадки, шарады, каламбуры
1
15.05.



32
Праздник «Мир народных игр»
1
22.05.




Заголовок 115