Народные подвижные игры во внеурочной деятельности для учащихся начальной школы.


Народные подвижные игры во внеурочной деятельности для учащихся начальной школы.
Авторы:
Кириллова Анжелика Владимировна, учитель физической культуры
МАОУ «Лицей № 78 им. А.С. Пушкина». Республика Татарстан. Г. Набережные Челны.
Кириллов Дмитрий Петрович, учитель физической культуры
МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 45 с углубленным изучением отдельных предметов» Республика Татарстан. Г. Набережные Челны.
Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа.
Набережные Челны
2013 г. Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
В течение часа можно провести от двух до пяти игр. Это зависит от их характера, методики проведения, а также от состава занимающихся.
Мышление у детей младшего школьного возраста (особенно у учащихся 1 -3 классов) в основном образное, предметное, но к третьему году обучения оно начинает уступать место мышлению понятиями о познаваемых предметах и явлениях окружающей действительности. Развивается умение сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Возникают возможности для проявления большей сознательности в игровых действиях. Появляется критическое отношение к действиям и поступкам своих товарищей. Всё это позволяет усваивать более сложные игры с большим количеством правил.
Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В игре воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Многие из народных игр существуют с незапамятных времён и передаются из поколения в поколение. Время вносит в сюжеты некоторых народных игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создаётся множество усложнённых вариантов, но их двигательная основа остаётся неизменной. Народные игры знакомят детей с национальной культурой, с их обрядами и обычаями.
Велико значение народных игр в воспитании физических качеств:
Быстроты, ловкости, силы, выносливости гибкости. Причём в народных играх физические качества развиваются в комплексе.
Дети 7 – 9 лет владеют всеми видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание) ещё недостаточно совершенно, поэтому народные игры, связанные с естественными движениями, должны занимать у них большое место.
Хлопушки(Әбәкле)
Количество играющих: 20 – 30 человек.
Место: Зал или площадка.
Подготовка: На противоположных сторонах площадки отмечаются двумя параллельными линиями два «города». Расстояние между ними 15 – 20 м. Все дети выстраиваются у одного из «городов» в шеренгу, принимая следующее исходное положение: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперёд ладонью вверх. Выбирается водящий.
Описание. Водящий подходит к стоящему у «города» и неожиданно задевает кого – либо по ладони. Водящий и «запятнанный» бегу к противоположному «городу»: кто быстрее добежит, тот остаётся в новом «городе», а оставшийся становится водящим.
Правила:
Нельзя начинать бег до того, как водящий коснётся чьей – либо ладони;
Вовремя бега игроки не должны мешать друг другу.
Методические указания: Игра продолжается до тех пор, пока участники её не перейдут в новый «город». Игру можно организовать одновременно в двух местах.
Педагогическое значение. Игра воспитывает быстроту реакции, скорость бега.
«Удержи палку» - (Таяк биетү)
Количество играющих: 20-30 человек.
Место и инвентарь: Зал илиплощадка,2-4 палки длиной 50-70см
Подготовка:Играющие разбиваются на 2-4 численно равные команды. Члены команд строятся в колонны по одному. Впереди колонн на расстоянии 3-4м проводится линия.
Описание. Игроки, стоящие первыми в команде,выходят на 3-4м вперёди ставят вертикально на ладонь деревянную палку.Кто дольше удержит палку в равновесии,тот приносит своей команде одно очко, другие соответственно 2,3,4 очка.Затем то же задание выполняют игроки, стоящие вторым,и т.д.Выигрывает команда,набравшая наименьшее количество очков.
Правила:
1) Упражнение начинают выполнять только по команде учителя.
2) Нельзя придерживать палку другой рукой.
Методические указания: В соревнование можно включить и другие условия:удерживая палку в ладони,сесть, встать,перенести палку на другую руку, и т.д.К судейству(подсчёту очков) следует привлекать помощников.
Педагогическое значение: Игра совершенствует навык равновесия, приучает к точности движений,способствует развитию чувства коллективизма.
“Лисичка и курочки”- (Төлке һәм тавыклар)
Количество играющих: 20-30 человек.
Место и инвентарь: Зал или площадка.
Подготовка: На одном конце площадки находятся в «курятнике» (на начерченный на полу квадрат) «курочки» и «петухи», на противоположном стоит «лисичка»
Описание: “Курочки” и “петух” ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зёрна и т. п.Они отходят от “курятника” на 15 -30 метров.К ним подкрадывается “лисичка”. “Петух” кричит: “Ку – ка – ре- ку!”. По этому сигналу “курочки” и “петух” бегут в “курятник”. За ними бросается “лисичка”, которая старается “запятнать” любого из игроков.Запятнанный,становится “лисичкой”.
Правила:
Нельзя начинать бег до сигнала “петуха”.
“Лисичка” не имеет права заходить в “курятник”.
Методические указания: Если водящему не удаётся «запятнать игрока», то он водит повторно. Чтобы игра проходила быстрее, можно на площадке нарисовать жуков, бабочек зёрна и т. п.
Педагогическое значения:Игра способствует совершенствованию навыков бега, ориентировки, развивает сообразительность.
“Кто первый?”- (Узыш уены)
Количество играющих: 10-30 человек.
Место и инвентарь: Зал или площадка.
Подготовка: Играющие делятся на две равные команды и строятся, взявшись за руки, в шеренги.Расстояние между ними 20-30 м.
Описание: По сигналу учителя обе шеренги двигаются навстречу друг другу и образуют один общий круг на середине площадки лицом к центру. Взявшись за руки, все идут вправо(влево) сначало медленно, а затем увеличивая скорость движения переходят на медленный бег.По команде учителя “Все на места!” участники игры раъединяют руки и начинают бег наперегонки, стараясь первыми вернутся на свои места, построится в шеренгу и поднять руки вверх. Выигрывает игрок и команда, которые сумеют это сделать быстрее.
Правила:
Начинать бег можно только по команде.
Нельзя мешать бегущим игрокам.
Методические указания:Игру можно проводить под музыку. Во время ходьбы и бега по общему кругу нужно следить за тем, чтобы дети крепко держались за руки и не отпускали их до команды учителя.При большом количестве играющих, игру можно проводить несколькими группами.
Педагогическое значение:Игра способствует совершенствованию навыков бега, развитию быстраты реакции.
“Двадцать палочек” - (Егерме таяк)
Количество играющих: 20-30 человек.
Место и инвентарь: Площадка, полено, доска, двадцать палочек.
Подготовка:На противоположных концах площадки проводятся две линии. Расстояние между ними 20-60м. У одной линии на полене устанавливают доску так, чтобы один её конец был опушен на землю, а другой приподнят. На опущеный конец доски кладут двадцать палочек. Рядом с доской становиться выбранный водящий. Остальные игроки строятся в одну шеренгу на этой же линии.
Описание: Один из игроков нажимает ногой на верхний конец доски- палочки летят вверх и в разные стороны. По этому сигналу игроки, стоящие в шеренге, начинают бег. Они должны добежать до линии, проведённой на противоположном конце площадки и вернуться обратно. Водящий быстро собирает палочки , кладет на опущенный конец доски и старается “ запятнать” любого из возвращающихся игроков. “Запятнаный” становиться водящим, и игра начинается вновь.
Правила:
1) Водящий должен собрать все двадцать палочек.
2) Ловить игроков можно только до линии.
Методическое указание: Если до возвращения игроков водящий не успеет собрать палочки то, снова выполняет роль водящего.
Педагогическое значение: Игра способствует развитию скорости бега, быстроты реакции, ловкости, ориентировки.
“Палку в круг” – (Түгәрәккә таяк ыргыту)
Количество играющих: 15-30 человек.
Место и инвентарь: Площадка, 9 деревянных палок длинной 50-60см, толщиной 2-3см.
Подготовка. Играющие делятся на 2-3команды. Проводится линия метания. На расстоянии 8-12 метров от линии метания чертят 2-3 круга диаметром два метра. В каждой команде по три деревянные палки.
Описание: Игроки, соблюдая очередь в своей команде, бросают с черты палку вкруг. За удачный бросок (палка целиком осталась в кругу) даётся 3 очка,за частично удавшийся (палка каким – то концом выходит из круга) – 1 очко, за неудачный – 0 очков. Команда, набравшая наибольшее количество очков, считается победительницей.
Правило: Игроку, переступившему во время броска линию метания, очки не засчитываются.
Методические указания: Каждый участник команды бросает палку поочерёдно по сигналу учителя, который вместе с помощниками оценивает бросок и объявляет очки. После того как учитель объявит очки, набранные той или другой командой, ученики бросившие палки, подбирают их и передают следующим участникам своей команды, а сами встают в колонну по одному слева.
Педагогическое значение: Игра совершенствует навыки метания.
“Стоп” (Әби калу уены)
Количество играющих: 15-30 человек.
Место и инвентарь:Площадка, доска с приспособлением для мяча (на одном конце – углубление или прибит брусок), полено и маленький мяч.
Подготовка. На полено кладут доску так, чтобы один её конец был опущен на землу, а другой приподнят. На опущеный конец доски кладут мяч.Выберают водящего.Он находится рядом с мячом.Здесь же остальные игроки становятся в шеренгу.
Описание.Один из игроков нажимает ногой на верхний конец доски:мяч летит вверх,водящий бежит за ним.В это время остальные участники игры должны успеть отбежать подальше от водящего.Поймав мяч,водящий кричит: “Стоп!” Все останавливаются.Водящий бросает мяч в того, кто находится к нему поближе.Тот, в кого попадает мяч, становится водящим. Если мяч не попадает в игрока,водящий выполняет свою роль повторно.
Правила:
1) “запятнанным” считается игрок, в которого попадает с лету;
2) С разрешения учителяможно ловить мяч, но если мяч не будет пойман, то игрок считается “запятанным” и становится водящим.
Методическое указание. После того как водящий поймает мяч, ему разрешается (по догововоренности перед началом игры) сделать два-три шага в сторону игрока, который стоит ближе в нему.
Педагогическое значение. Игра способствует закреплению навыков бега,метания мяча, развивает быстроту, точность и ловкость движений.
Литература:
1) Э.Галеев,Я. Ханбиков “Татарские народные игры и праздники.”- Казань. Татарское книжное издательство, 1985 .
2) З.М.Кузнецова “Народные подвижные игры на уроках физической культуры”
Набережные Челны ,1996.