Программа курса внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «Народные подвижные игры»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новокурлакская средняя общеобразовательная школа
Аннинского района Воронежской области
ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета
от « 31 » августа 2015 г.
протокол № ___1__
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МКОУ Новокурлакская СОШ
Директор школы ________Камсарина Г.В..
приказ №__106_от « 1 » сентября 2015 г.
Программа курса внеурочной деятельности
в рамках реализации ФГОС НОО
«Народные подвижные игры»
(спортивно-оздоровительное направление)
Разработчик рабочей программы:
учитель начальных классов
Мещерякова Галина Викторовна, I К К
Новый Курлак
2015
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Народные подвижные игры» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы внеурочной деятельности.
Нормативные правовые документы:
Конвенция о правах ребенка
Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, регистрационный № 15785);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2010, регистрационный № 19707);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011, регистрационный № 22540);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
Учебный план МКОУ Новокурлакская СОШ
В условиях современной цивилизации, в связи с резким снижением двигательной активности детей, возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми, которые являются традиционным, наиболее доступным и эффективным средством воздействия на развитие физических качеств учащихся начальной школы. Подвижные игры соответствуют потребностям растущего организма ребёнка, способствуют всестороннему гармоничному развитию детей, помогают формированию межличностных отношений, расширяют круг его представлений о традициях народов, развивают наблюдательность, сообразительность, самостоятельность, инициативность, помогают творчески осмыслить учебную задачу.
Курс «Народные подвижные игры» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Цель курса: содействие укреплению здоровья, приобщению детей к культуре народов России в процессе активного их участия в народных играх и состязаниях.
Задачи:
знакомить учащихся с разнообразием подвижных игр и забав народов России;
содействовать привитию интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом, как одному из условий здорового образа жизни;
учить правилам поведения в процессе коллективных действий;
воспитывать чувство коллективизма, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности за свои действия;
развивать двигательную активность в народных играх и состязаниях.
воспитывать уважение к народным традициям народов России.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа данного курса предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Программа представлена четырьмя блоками:
подвижные игры
русские народные игры
игры народов России
игры-эстафеты.
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и доступны детям разного возраста. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого являются традиционным средством педагогики, способствуют установлению прочных связей с коренным народом, обогащают духовные и социальные качества детей.
Познакомить детей с играми разных народов России – лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности.
Правильно организованный игровой двигательный режим укрепляет здоровье, дает возможность добиться значительного улучшения показателей психофизической подготовленности учащихся, и, что особенно важно, благодаря ему физические способности детей развиваются гармонично.
Подвижные игры могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном процессе
Программа курса «Народные подвижные игры», рассчитанная на реализацию в течение 1 года, структурирована в соответствии со спортивно-оздоровительным направлением, содействует укреплению здоровья, приобщению детей к культуре народов России в процессе активного участия в народных играх и состязаниях.
В соответствии с учебным планом школы на изучение курса «Народные подвижные игры» отводится 1 час в неделю продолжительностью 40 – 45 минут. Соответственно программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся в группе, наполняемостью 20 человек.
Данная программа ориентирована на воспитанников 8-10 лет (2, 3 классы).
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Народные подвижные игры» направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате обучений ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Универсальными компетенциями:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий подвижными играми;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Предметными результатами:
—организовывать отдых и досуг с использованием разученных подвижных игр;
— обобщать и углублять знаний об истории, культуре народных игр;
— представлять подвижные игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— формировать навыки здорового образа жизни;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Изменение отношения к своему здоровью:
Желание и умение вести здоровый образ жизни.
Повышение уровня физической подготовки школьников.
Повышение уровня качества знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
Снижение последствий умственной нагрузки.
Повышение социально-психологической комфортности в детском коллективе.
Снижение заболеваемости школьников.
Снижение психоэмоциональных расстройств.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п Раздел Кол-во ч Основное содержание
Подвижные игры 9 Правила техники безопасности на занятиях.
Игры типа перебежек и салок.
Подвижные игры с мячом, скакалкой и кеглями.
Подвижные игры на внимание и сообразительность.
Подвижные игры на санках и лыжах. Совершенствовать координацию движений.
Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе.
Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
Русские народные игры 8 Русские народные игры: «Жмурки», «Кот и мыши», «Горелки», «Пятнашки», «Два мороза», «Птицелов», «Охотники и зайцы», «Фанты, «Краски» и др. Провести знакомство с русскими народными играми, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость.
Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
Игры народов России 8 Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»
Бурятская народная игра «Ищем палочку»
Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»
Чувашская народная игра «Рыбки
Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»
Марийская народная игра «Катание мяча»
Татарская народная игра «Серый волк»
Чувашская игра «Рыбки Познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России.
Развивать силу, ловкость и физические способности.
Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
Игры-эстафеты 9 Эстафеты с мячами, скакалками и др. предметами
Весёлые старты
Спортивные соревнования
Праздник здоровья Познакомить с правилами эстафет.
Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения.
Воспитывать чувства коллективизма и ответственности
ИТОГО 34
Календарно-тематическое планирование

п/п Тема занятия Кол-во ч. Планируемые результаты Дата
план факт
Подвижные игры (4 ч) Правила техники безопасности на занятиях. Организационные вопросы 1 Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил.Коммуникативные: умение слушать, задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь в сотрудничестве.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач. 3.09 Игры типа перебежек и салок. 1 10.09 Игры типа перебежек и салок. 1 17.09 Подвижные игры с мячом. 1 24.09 Игры-эстафеты (4 ч) Эстафеты с мячом
1 Личностные: понимать причины успеха в игровой деятельности, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач, знать разученные игры, самостоятельно организовывать игры 1.10 Эстафеты со скакалкой
1 8.10 Эстафета зверей
1 15.10 Веселые старты. 1 22.10 Русские народные игры (4 ч) Русская народная игра «Жмурки» 1 Личностные: уважительное отношение к культуре родной страны.
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Коммуникативные: умение слушать, задавать вопросы.
Познавательные: знакомство с играми своего народа. 29.10 Русская народная игра «Кот и мыши» 1 12.11 Русская народная игра «Горелки» 1 19.11 Русская народная игра «Пятнашки» 1 26.11 Игры народов России (4 ч) Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» 1 Личностные: уважительное отношение к культуре народов России, толерантность при общении в коллективе.
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил.
Коммуникативные: навыки позитивного коммуникативного общения;
Познавательные: знакомство с играми народов, живущих в России.
3.12 Бурятская народная игра «Ищем палочку» 1 10.12 Башкирские народные игры: «Юрта», «Медный пень» 1 17.12 Чувашская народная игра «Рыбки 1 24.12 Подвижные игры (5 ч) Подвижные игры «Белки, орехи, шишки», «Земля, вода, огонь, воздух» 1 Личностные: активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Регулятивные: определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
Коммуникативные: умение слушать, задавать вопросы.
Познавательные: развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми. 14.01 Подвижные игры «Цветы», «Правильно – неправильно», 1 21.01 Игры на лыжах и санках. Правила техники безопасности на занятиях. 1 28.01 Подвижные игры «Ловкие лыжники», Лыжный хоровод», 1 4.02 Подвижные игры «Займи место», «Переправа» 1 11.02 Русские народные игры (4 ч) Русские народные игры «Охотники и зайцы», «Пятнашки» 1 Личностные: уважительное отношение к культуре родной страны.
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Коммуникативные: умение слушать, задавать вопросы.
Познавательные: знакомство с играми своего народа. 18.02 Русские народные игры «Два мороза», «Ручеёк», «Птицелов» 1 25.02 Русские народные игры «Фанты», «Краски» 1 3.03 Русская народная игра «Гори, гори ясно», 1 10.03 Игры народов России (4 ч) Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» 1 Личностные: уважительное отношение к культуре народов России, толерантность при общении в коллективе.
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил.
Коммуникативные: навыки позитивного коммуникативного общения;
Познавательные: знакомство с играми народов, живущих в России. 17.03 Марийская народная игра «Катание мяча» 1 31.03 Татарская народная игра «Серый волк» 1 7.04 Чувашская игра «Рыбки 1 14.04 Игры-эстафеты (5 ч) Эстафета «Весёлый мяч» 1 Личностные: понимать причины успеха в игровой деятельности, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач, знать разученные игры, самостоятельно организовывать игры 21.04 Эстафеты с преодолением препятствий. 1 28.04 Спортивные соревнования «Быстрые и ловкие» 5.05 Весёлые старты на улице 1 12.05 Праздник здоровья и подвижной народной игры. 1 19.05 Описание учебно-методического обеспечения курса
Лях В. И., Зденевич А. А. Комплексная программа физического воспитания 1-11 класс. М.: Просвещение
Гришина Г.Н. Любимые детские игры. М.: ООО «ТЦ Сфера»
Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов мира. М.: Просвещение
Фатеева Л.П. Подвижные игры для школьников. Ярославль: Академия развития, 2008
Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986.