Справка по итогам адаптации учащихся первых общеобразовательных классов в 2013/2014 учебном году


Приложение к приказу
Директора МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №»
Е.А.
от 12.02.2014г №-пСправка по итогам адаптации обучающихся
первых общеобразовательных классов в 2013/2014 учебном году
В 2013/2014 учебном году в ОУ открыты и функционируют два первых общеобразовательных класса 1а класс с численностью 28 человек, классный руководитель О.Н. и 1б класс с численностью 28 человек, классный руководитель С.Н. Численный состав классов укомплектован с превышением нормативных показателей (норма-25 человек), что является одним из показателей, влияющих негативно на процесс адаптации учащихся первых классов. Классы были сформированы из детей, проживающих по микроучастку школы. 54 ребенка из 56-ти посещали детские дошкольные образовательные учреждения, 53 человек в городе Дзержинске и 1 ребенок посещал ДОУ в Нижнем Новгороде.
По составу классы формировались приблизительно из детей равных стартовых возможностей. Учебная деятельность первоклассников организована в соответствии с нормативными документами, с целью создания благоприятных условий для адаптации детей к обучению в школе:
письмо Министерства образования Нижегородской области от 15.09.2011 №316-01-52-4176/11 «О рекомендациях по обучению первоклассников в адаптационный период»;
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (2.4.2.2821-10(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 от 29.12.2010г № 189) с целью создания благоприятных условий для адаптации детей к обучению в школе;
Основная образовательной программой НОО МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №»
Учебным планом начального общего образования (21 учебный час)
Расписанием учебных занятий (5-дневная учебная неделя)
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование "ступенчатого" (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, ноябре-декабре по 4 урока в день по 35 минут каждый, с января
по май 4 урока ежедневно по 45 минут)
- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью
не менее 40 минут на воздухе или в помещении;
- организация учебного процесса без балльного оценивая знаний обучающихся и домашних заданий. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели у обучающихся облегченный учебный день в четверг, в это день нет уроков математики.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 1 класса не превышает 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счёт урока физической культуры. Недельная учебная нагрузка учащихся 1 класса в баллах
-22860topНаиболее высокая учебная нагрузка, как показано на графике, приходится на вторник, в этот день 5 уроков, пятый урок – физическая культура (в соответствии с нормами САНиПИН)
В ходе контроля осуществлено отслеживание режимных моментов работы 1-х классов, особенностей адаптации первоклассников, проведено собеседование с учителями 1-х классов: 1 а класс – учитель О.Н., 1б класс – учитель С.Н. Предметом отслеживания послужила проверка следующих режимных моментов:
организация учебных занятий в соответствии с расписанием 1-х классов;
соблюдение норм и требований СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189
к расстановке мебели и посадке обучающихся; 
проведение динамических пауз;
организация перемен; в 1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
Информация о мебели на 03августа 2013 года

п/п№
кабинета Ф.И.О. учителя Класс Общее количество Регулируемая мебель Не регулируемые
парт стульев 1. № 213 О.Н. 1а 15 30 вся 0
2. № 309 С.Н. 1б 15 30 вся 0
Вся мебель в 1-х классах регулируемая по высоте, по углу наклона к поверхности парты.
Класс Учитель Всего детей Из них Группа здоровья Физкультурная
группа
мальчиков
девочек I II III V оснподгспец А1а О.Н. 28 12 16 1 18 9 0 25 3 9
1б С.Н. 28 13 15 1 14 12 1 19 8 1
Один ребенок ФИ, учащаяся _ класса, инвалид детства (болезнь легких), группа здоровья ребенка V, физкультурная группа – специальная АПолучены рекомендации медицинских работников:
Класс Количество учащихся Рекомендации Колво %
1а 28 Ортопедический режим 8 28
ЛФК 18 64
Без соревнований, без бассейна, без лыж 0 0
Диетическое питание 1 3
Общий режим 5 17

28 Без соревнований, без бассейна, без лыж 4 14
Ортопедический режим 12 42
ЛФК 20 71
Общий режим 3 10

Из 58 человек первоклассников ( 1а,1б) имеют показания:
ортопедический режим – 36 человек -64%
рекомендована ЛФК – 38 детям – 50%
рекомендовано диетическое питание – 1 человеку (1б)
рекомендовано соблюдать ортопедический режим – 20 детям -35%
№№ МКОУ СОШ №18 Количество детей
1. МКДОУ № 35 1 чел.
2. МКДОУ № 36 20 чел.
3. МБДОУ № 39 1 чел.
4. МБДОУ № 44 14 чел.
5. МКДОУ № 57 1 чел.
6. МБДОУ № 61 1 чел.
7. МКДОУ № 80 9 чел.
8. МКДОУ № 92 1 чел.
9. МБДОУ № 114 1 чел.
11. МБДОУ № 120 1 чел.
12. МБДОУ № 127 1 чел.
13. МБДОУ № 135 1 чел.
14. МБДОУ № 143 1 чел.
15. МБДОУ
г.Нижнего Новгорода 1 чел.
16. Неорганизованные дети 2 чел.

Традиционно из ДОУ№36, 80,44 поступает наибольшее число первоклассников, так как школа поддерживает с этими учреждениями наиболее тесное сотрудничество в рамках преемственности. В течение I четверти ежедневно проводилось по 3 урока в традиционной классно-урочной системе и 1 урок нетрадиционный: урок-сказка, урок-экскурсия, урок-путешествие и т. п. Все 60 уроков в каждом классе, в проведены в нетрадиционной форме, отличной от урочной.
Это уроки:
1.Экскурсии по микрорайону школы, экскурсии по пришкольному участку, экскурсии посвященные изучению ППД на местности, экскурсии, посвященные наблюдениям за изменениям в осенней природе, экскурсии- ознакомления: в ДШИ №4 ( от 11 до 15 часов в каждом классе);
2. Уроки-викторины, соревнования, путешествия, уроки-сказки, уроки изучения подвижных игр на воздухе, музыкальные марафоны и т.д.
В режиме 1-х классов предусмотрена динамическая пауза, которая проводится после 2 урока на воздухе длительностью 40 минут или в помещении в форме, отличной от урочной. Динамическая пауза посвящена разучиванию коллективных подвижных игр. Однако, перемены для учащихся 1-х классов должным образом не организованы, часто проходят в форме неорганизованной подвижности в рекреации. Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно п.10.28. и п.10.29. СанПиН 2.4.2.2821-10 при организации групп продленного дня необходимо руководствоваться рекомендациями, изложенными в приложении 6 указанных санитарных правил, а кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями, и Посещенные уроки показали, что учителя выполняют все требования письма Минобразования России от 25 сентября 2000г. № 20021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы", планируют четвёртые уроки в первой четверти учебного года в нетрадиционной форме для лучшей адаптации учащихся к школьному обучению, что находит свое отражение как в Рабочих программах по предметам, так и в записях тем уроков в классных журналах.Предметы
(по расписанию, проводимые четвертыми
уроками и физическая культура 1 раз в неделю – 5 урок) 1а класс О.Н. 1б класс С.Н.
Физическая культура 27ч
25ч
Окружающий мир 9ч

Изобразительное искусство 9ч

Музыка 9ч

Технология 8ч 7ч
Проверка рабочих программ по учебным предметам
Обучение ведётся по утверждённым Рабочим программам педагога, с соблюдением требований к структуре документа:
Титульный лист
Пояснительная запискаЦенностные ориентиры содержания
Место в учебном планеРезультаты изучения (личностные, метапредметные, предметные)
Содержание курсаУчебно-тематическое планированиеМатериально-техническое и ресурсное обеспечение учебного предмета
1а класс обучается по УМК «Планета знаний», 1б класс по УМК «Школа России».
Ведение классного журнала
Классный журнал заполнен в соответствии с требованиями. Замечания по ведению журнала: замечания устранены в ходе проверки.
Проверка тетрадей
Внешний вид прописей (русский язык) соответствует требованиям. Прописи учащихся педагогом проверяются ежедневно. Объём и характер классной работы соответствует нормам учебной нагрузки.
Ведётся работа над развитием орфографических навыков по предмету.
Прослеживается взаимосвязь уроков русского языка и литературного чтения.
Ведётся ежедневная работа со слоговыми схемами.
Балльные оценки не выставляются
Оформление тетрадей по математике соответствует нормам. Осуществляется ежедневная проверка, учитель работает над формированием единого орфографического режима.
Занятость учащихся во внеурочное время
Учащиеся 1 класса посещают занятия внеурочной деятельности.
Посещаемость занятий составляет 100%.
Внеурочная деятельность организована во второй половине дня после динамической паузы и прогулки согласно расписанию занятий:
№ Название ОДО Охват уч-ся Расписание ОДО Ф.И.О. педагога ДОДень недели
Часы занятий Школьный компонент
Внеурочная деятельность в 1 классе в рамках введения ФГОС
1. ИЗО 1а,б кл. Вторник 12.45-13.10ч. Е.Н.
2. Хоровое пение 1а,б кл Среда 13.10.-13.35ч. К.В.
3. Хореография 1а,б кл Понедельник, среда, пятница 12.45-13.10ч. О.Н.
4. Кожаный мяч 1а,б кл Понедельник, среда 13.15.-13.40ч. В.М.
5. Математика и конструирование 1а,б клЧетверг 13.15.-13.40ч. С.Н., О.Н.
6. Уроки для души 1б кл. Четверг 12.45-13.10ч. С.Н.
7. Классный час 1а,б кл Пятница 13.30-14.00ч. С.Н., О.Н.
Диагностическое направление педагога психолога школы в 1-х классах
УУД Класс Сроки Инструментарий Отчетная документация
Личностные УУД
Самооценка
Мотивация учения
Эмоциональное и функциональное состояние обучающихсяРегулятивные УУД
Саморегуляция
Коммуникативные УУД 1-й класс
Стартовая диагностика Октябрь-ноябрь
(1 этап)
Методика «Лесенка» В.Г.Щур;
«Что мне нравится в школе?» (по Н.Г.Лускановой) – проективный рисунок;
Методика «Палочки и черточки» (У.В. Ульенковой);
Метод наблюдения Протоколы испытаний
(персонифицированные данные) – хранятся у психолога (самооценка и эмоциональное состояние).
Справки по результатам диагностики (в обобщенном виде) в материалах ВШ).Протоколы испытаний (персонифицированные данные) – передаются в папку учителя (мотивация учения и саморегуляция).
Уровень качества преподавания и качества знаний
В течение указанного периода были посещены уроки в 1а и 1б классах ( О.Н, С.Н.): чтения, письма, математики, технологии.
Уроки педагогов тщательно продуманы. Прослеживается реализация поставленных учителем целей урока. Этапы урока логически последовательны и дозированы по времени, содержание соответствует поставленным целям.
Уроки нацелены на формирование универсальных учебных действий, используются информационно-коммуникационные технологии. Содержание теории связано с практикой, используется жизненный опыт учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
Реализуется системно-деятельностный подход, организуется индивидуальная работа. Формируются навыки самоконтроля и самооценки.
Учащиеся демонстрируют личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; метапредметные результаты: предметные результаты: преобразование и применение опыта специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания. Посещенные уроки показали, что учителя выполняют все требования письма Минобразования России от 25 сентября 2000г. № 20021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы", планируют четвёртые уроки в первой четверти учебного года в нетрадиционной форме для лучшей адаптации учащихся к школьному обучению, что находит свое отражение как в Рабочих программах по предметам, так и в записях тем уроков в классных журналах.