Обобщение опыта работы ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Антонычева Надежда Борисовна, учитель начальных классов,
ГБОУ РХ«Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Пространственная ориентировка - один из важных видов человеческой активности. Она необходима для многих направлений деятельности. Врачи и педагоги, занимавшиеся изучением детей с нарушением интеллекта еще в прошлом веке, отмечали их слабую ориентировку в окружающем пространстве. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при умственной отсталости. Во время школьного обучения отклонения в пространственной ориентировке отчетливо обнаруживаются в процессе овладения грамотой, на уроках ручного и профессионального труда, географии, рисования и др. Так, ученики с большим трудом ориентируются на тетрадном листе бумаги, а также в большом пространстве - в классе, физкультурном зале, во дворе. Часто в начале обучения они не соблюдают строку, пишут буквы зеркально, не могут расположить в тетради материал в нужном порядке. Изображая объекты, резко изменяют их величины, сдвигают их вправо или влево (Т.Н.Головина, И.А.Грошенков). Словесные указания учителя по поводу того, где должен быть расположен рисунок (нижний угол, середина, правая сторона), особенно в тех случаях, когда сообщаются две пространственные характеристики {верхний правый угол), мало помогают школьникам. Они нуждаются в конкретном показе. Аналогичные факты наблюдаются и на уроках физкультуры, на которых большую сложность для учеников представляют построения и передвижения в зале по требуемым направлениям. В старших классах на уроках труда у умственно отсталых школьников возникают затруднения при разметке материала, при размещении будущего изделия на плоскости. Часто они делают это крайне неэкономно не столько по небрежности, сколько из-за недостаточно сформированной ориентировки в пространстве.
Таким образом, чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Начинать коррекционно-развивающей работу в данном направлении необходимо с упражнений, направленных на развитие представлений о схеме собственного тела. Упражнения: "Покажи у себя лоб", "Возьми газету в правую руку", "Надень кольцо на средний палец левой руки", принятие исходных положений рук с закрытыми глазами по команде учителя: руки вверх, руки на плечи, руки на голову и т.д. Можно использовать дидактические игры: «Весёлая зарядка», « На зарядку становись», « Скульптор». Обучающимся моего класса очень нравится игра «Остров сокровищ». Игра направлена на освоение пространства с опорой на схему собственного тела. Ребенок легко будет ориентироваться в пространстве листа только после того, как это пространство "поймет его тело". Кроме того, игра способствует развитию внимания и контроля. Ребёнку предлагается: "Давай поиграем так: сейчас ты будешь роботом на дистанционном управлении, который придуман для поисков клада в опасных для человека местах. Я буду говорить тебе маршрут передвижения, а ты в точности исполняй каждую инструкцию. Если нигде не ошибешься, то найдешь клад (спрятанная игрушка, конфетка или что-то еще, что нравится вашему ребенку). Итак, внимание! Три шага вперед, повернись направо, два шага влево, прыжок назад, повернись налево, пять шагов вперед, повернись спиной к окну и сделай вправо четыре шага, встань так, чтобы оказаться ближе к стулу, но дальше от стола, подними правую руку, повернись кругом, присядь. Загляни под книгу. Что ты нашел?!" Давая инструкцию, необходимо использовать как можно больше слов, обозначающих пространственные характеристики среды: вперед, назад, вправо, влево, ближе, дальше, правее, левее, перед, за, выше, ниже, на, под, справа от, слева от, между, внутри, сзади и т. д. Когда у ребенка станет все получаться, можно усложнить игру инструкцией наоборот: "Давай представим, что ты сломанный робот и все делаешь наоборот. Если я скажу вправо - иди налево, скажу вперед - иди назад. Договорились?" Это усложнит задачу ребенка. Теперь, чтобы правильно выполнить инструкцию, ребенку необходимо мысленно перевернуть услышанное направление. А чтобы еще усложнить игру, можно придумать условный сигнал (например, хлопок в ладоши или звонок в колокольчик), по которому ребенок будет превращаться то в исправного робота, то снова в сломанного. Это условие дополнительно поможет ребенку развить контроль и внимание.
Игра «Весёлая зарядка» На что направлена игра: благодаря этому заданию ребенок закрепит представления о схеме тела, научится переводить зрительно-гностическое пространство в телесно-гностическое и наоборот, что будет очень полезно для развития пространственных представлений в целом.
Взрослому: Нужно вместе с ребенком на листах бумаги схематично изобразить человечков в разных позах (например, рис. 1), затем показывать их ребенку в любом порядке. Его задачей будет быстро принять нарисованную позу. Можно показывать друг другу карточки по очереди, дав задание ребенку проверять, правильно ли у вас получилось. Чтобы было веселее, можно играть всем классом. Тогда выигрывает тот, кто быстрее и правильнее принял заданную позу. Кто первым правильно выполнит задание, получает одно очко. Очки можно обозначить с помощью пуговиц или монет. Когда зарядка закончится, подсчитайте полученные очки и определите победителя.
Можно поиграть и в «Зарядку наоборот». Попросите ребенка закрыть глаза и придайте его телу определенную позу. Пусть он немного постоит в ней и почувствует расположение частей тела. Затем, открыв глаза, ребенок должен схематично изобразить, в какой позе он находился с закрытыми глазами. Затем поменяйтесь с ребенком ролями. В конце игры нужно подсчитать полученные очки и определить победителя.
Есть и третий вариант игры «Непослушный спортсмен». Для игры вам понадобятся карточки, которые вы можете вырезать из цветной вклейки (рис. 1 «Веселая зарядка»). Вы показываете карточки в любом порядке, но теперь задача ребенкапринять нарисованную позу, сделав все наоборот. Например, если на карточке нарисована левая рука, поднятая вверх, то нужно опустить вниз правую руку
Можно предложить детям игру «Зеркало» и «Сломанное зеркало». В этих играх нужно копировать позу напротив стоящего с таким условием, что всё, что один из игроков делает правой рукой, второй должен повторить тоже правой и т.д. В "Сломанном зеркале" копирование происходит наоборот.
Одновременно с упражнениями, направленных на развитие представлений о схеме собственного тела необходимо учить детей ориентации в пространстве листа. Для этого также использую дидактические игры. Например, игра «Муха», которая поможет ребенку научиться не только ориентироваться в пространстве листа, но и закрепить понятия "лево-право", "верх-низ", развивает внимание. Перед обучающимися ставиться задача: «В центре поля сидит муха, которая пытается выбраться из клетки. На каждый ход она может пролететь только одну клеточку. Я буду говорить, куда муха полетела, а ты внимательно следи за ее передвижением. Как только она вылетит за границы клетки, сразу хлопай в ладоши, чтобы ее поймать. Если ты успеешь хлопнуть, пока я не сказала следующий ход, то "пойманную" муху сажаем тебе в мешок, а если мухе удастся тебя запутать и вылететь из клетки незаметно, то мы выпускаем ее в окно. Всего будет 5 мух. Каждый раз муха начинает свой полет из центра клетки. Если в конце игры мух в окне окажется больше - значит, муха оказалась проворнее тебя, если мух будет больше в твоем мешке - значит, соревнование с хитрой мухой выиграл ты. Начнем? Муха полетела вверх, вправо, вниз, вниз, вправо (хлопок), вниз..." Если ребёнку сложно уследить за перемещением мухи только глазами, на первом этапе можно разрешить ему следить за мухой, помогая себе пальчиком или передвигая пуговицу, которая помещается в клетку, к которой находится муха. Если ребёнок хлопнул в нужный момент, муха рисуется в мешке, а если, потеряв муху, не хлопнул или хлопнул тогда, когда муха сидит в клетке, - муха рисуется в окошке. По мере тренировки можно ускорять темп и удлинять маршрут "полёта" мухи, заставляя ребёнка ориентироваться в пространстве листа быстрее. Существует другой вариант игры, говорю, что муха стала очень непослушной и всё делает наоборот. Когда ей говорят направо, она летит налево и т.д. Задача остаётся прежней - вовремя поймать муху, не дав ей вылететь за пределы поля. Если дети умеют читать, то можно провести игру «Пчёлка». Эта игра аналогична игре "Муха". "Пчелка в отличие от мухи очень трудолюбива и летает не просто так, а собирая с цветов нектар, чтобы потом сделать из него мед. Если ты будешь следить за ее полетом и вместе с ней собирать с цветов буквы, то узнаешь, какое слово у нее получилось. Давай попробуем. Итак, пчелка полетела вниз, влево, вверх, вверх - остановилась - запиши первую букву; летит снова: вправо, вверх, влево - остановилась; вниз, вправо, вверх, вверх - остановилась и забрала третью букву; теперь летит за последней: вправо, вверх, влево, влево, влево, вниз - остановилась. Какое слово у тебя получилось?» Если ребенок сделал все правильно, то собирая буквы по предложенному маршруту, у него должно получиться слово. Например, "гном". Слова, которые можно собрать на данном поле: РЕКА, КОМАР, НОРКА, КРЕМ, НОГА, КРАН, ГОРКА, НОМЕР, МАРКА... Можно нарисовать такое же поле, как на образце, и вставить туда любые другие буквы. В последующем можно увеличить размер поля, например, сделать его размером 4x4. Ребенку даётся задание:
Для того, чтобы научить обучающихся ориентироваться в пространстве не только относительно себя, но и относительно других объектов, я использую следующие дидактические игры – «Разложи предметы», «Лабиринт», «Художник» и т.д. Для игры «Разложи предметы» понадобятся ластик, карандаш и тетрадь (можно использовать любые другие предметы). Задача для ребёнка правильно расположить эти предметы в соответствии с инструкцией. "Представь, что ты работаешь помощником продавца канцтоваров. Чтобы покупатели лучше видели товар, попробуй разложить его разными способами которые тебе будет называть продавец: положи карандаш на тетрадь; положи тетрадь на карандаш; положи карандаш между ластиком и тетрадью; положи карандаш так, чтобы он одновременно оказался под тетрадью и ластиком; положи ластик ближе к карандашу, чем к тетради; положи тетрадь слева от карандаша, но справа от ластика и т.д.
Игра «Лабиринт» Лабиринты можно использовать различные. Сложность этого задания заключается в том, что ребёнок должен ориентироваться в инструкции с точки зрения идущего по нарисованной дороге героя, а не со своей позиции. Если это покажется сложным, можно дать ребёнку маленького солдатика или другую игрушку, которую он сможет провести по нарисованному маршруту, поворачивая на перекрёстках направо или налево из положения идущего героя.
«Художник» Для этой игры необходимо вырезать картинки, которые можно наклеивать, а можно просто прикладывать, чтобы можно было их использовать несколько раз.
Ребенку даётся задание: «Представь, что ты художник! Сейчас мы будем с тобой создавать картину. Я буду твоим помощником. Чтобы тебе было легче, я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь расположить в этом месте. Начнем с солнышка. Расположи его, пожалуйста, в верхнем левом углу. Вверху и посередине листа мы поместим облако. Птичка у нас будет лететь под облаком и слева от него. В нижнем левом углу у нас будет стоять забор, а справа от забора дом. В нижнем правом углу растет ель, а слева от нее гриб. В нижней части листа посередине растет кустарник. Слева от гриба, но справа от кустарника, гуляет петушок. Справа от дома сидит котенок, а за ним цыплята. Между котенком и кустарником растет цветок. Улитка ползет от цыплят вправо. Девочка стоит за цветком. Молодец! У тебя получилась очень красивая картина! Давай мы теперь придумаем к ней название.
Дети очень любят рисовать, поэтому они с удовольствием участвуют в игре «Отражения». Эта игра направлена на развитие умения ориентироваться в «перевёрнутом» пространстве, способствует уменьшению зеркальности при письме: Для детей ставится задача: "Снеговик спешит к детишкам на праздник - Новый год. Проходя по пруду, он решил взглянуть на себя, чтобы увидеть, как он выглядит, все ли у него в порядке. Но... отражения своего он не увидел. Помоги, пожалуйста, снеговику: нарисуй его отражение."
«Пространственные разукрашки» с их помощью ребёнок научится ориентироваться в речевом обозначении пространства с опорой на зрительный образ. В этой игре задача ребёнка правильно разукрасить картинки в соответствии с инструкцией.
Игры на развитие пространственных представлений, на формирование графической составляющей образа буквы, слова:
Золотой ключик;
Загадочные слова;
Разрезные буквы;
Очень нравится детям играть в « Разрезные буквы» Чтобы подготовиться к игре, необходимо разрезать цветные буквы и перемешайте. Задача ребенка - выбрать все кусочки одного цвета, узнать букву по элементам и сложить ее. Если у ребенка это вызывает затруднение, можно положить перед ним азбуку, чтобы он видел все буквы наглядно. Чтобы закрепить не только графический образ, но и звучание буквы, к каждой готовой букве придумываем вместе с ребенком по три слова, начинающихся с нее или небольшие предложения, в которых все слова начинаются с заданной буквы. Например: зеленый заяц зевал, ленивая лошадь летала. Такое занятие будет не только полезным, но и веселым, чтобы сделать эту игру еще более "волшебной", можно сказать: "Злой волшебник заколдовал все буквы, разбив их на кусочки, чтобы дети никогда не смогли научиться читать и знать его волшебные заклинания. Для того чтобы снять заклятие, нужно сложить все буквы из кусочков".
Золотой ключик направлена игра: на формирование графической (зрительно-пространственной) составляющей образа буквы, слова, развитие внимания.
Ребёнку даётся задание: «Помоги Буратино разгадать загадку мудрой черепахи Тортилы. Чтобы прочитать зашифрованную поговорку, дорисуй все фигурки до ключа. Рисовать нужно красным карандашом. Если ты правильно дорисуешь недостающие линии, то сможешь увидеть буквы красного цвета, которыми написана зашифрованная фраза.»
В этом задании ребёнку важно не только правильно дорисовать недостающие линии, но и узнать получившуюся букву. Если ребёнок правильно дорисовал линии, но не может узнать букву, попросите нарисовать эту букву рядом без контурных линий.
Чтобы ещё лучше закрепить образы букв, можно предложить ребёнку выкладывать буквы , например из шнурка. Выкладывание буквы из шнурка или лепка их из пластилина поможет более прочному формированию образа буквы.
Путешествие по азбуке эта игра направлена не только на развитие пространственных представлений, но и на формирование образа буквы и слова, что поможет ребенку преодолеть возможные трудности при письме и чтении. В этом задании ребенку надо правильно отгадать загадку, путешествуя по азбуке по заданному маршруту. Вы называете ребенку адреса» (описания), где спрятались буквы из слова-отгадки, он находит и записывает или запоминает их. В итоге должно получиться слово-отгадка.
Пример: «Первая буква слова спряталась на две буквы вниз и одну букву направо от буквы «М», вторая буква спряталась слева от буквы «Б», следующая буква между буквой «У» и буквой «Э», следующая буква на три буквы вверх и одну влево от буквы «Ъ» и последняя буква спряталась над буквой «Е». Должно получиться слово ЧАШКА.
Варианты слов для путешествия могут быть разные. Например, надо отгадать загадку. «Сейчас ты будешь путешествовать по волшебной стране, где живут загадки, а азбука поможет тебе их разгадать. Если ты правильно соберешь все буквы, то ты сможешь узнать отгадку.
- Без крыльев летят, Без ног бегут, Без паруса плывут Отгадка: первая буква находится выше буквы «У», но ниже «Й», следующая буква справа от «А», но слева от «В», следующая между «К» и «М», четвертая буква спряталась над буквой «Е», пятая над «П», а последняя буква находится слева от «Б». Какое слово у тебя получилось?
Если ребенку трудно дается изучение словарных слов в русском языке, то вы можете зашифровывать именно их.
Игры, которые помогут сформировать квазипространство: некоторая упорядоченность в системе знаков и символов, например, представления о времени, понимание логико-грамматических конструкций ( «собака хозяина» или «хозяин собаки»; правильный ответ на вопрос «Мальчик спасён девочкой. Кто кого спас?) Понимание квазипространственных отношений также помогает понять смысл художественных текстов.
12 месяцев;
Поезд времени;
Братья-месяцы;
Угадай-ка. Эту игру можно провести в виде соревнования. Если ребёнок отвечает правильно, то получает одно очко, а если он ошибается, то очко остаётся у учителя.
Вопросы:
Можно ли весной собрать урожай яблок?
Правда ли, что апрель бывает в середине лета?
Правда ли, что перед июнем бывает июль?
В августе расцветают первые цветы?
Лето бывает перед весной?
Всегда ли после осени наступает зима?
Можно ли в октябре собрать букет из желтых листьев?
Правда ли, что декабрь первый месяц весны?
Правда ли, что после августа наступает сентябрь?
Можно ли в июне слепить снеговика?
Правда ли, что январь первый зимний месяц?
Правда ли, что октябрь бывает в середине осени?
Летом идет снег?
Правда ли, что год начинается с декабря?
Можно ли зимой в лесу встретить зайца в белой «шубке»?

С целью развития пространственных представлений можно использовать и другие формы и методы работы: складывать оригами, собирать пространственные головоломки, складывать кубики, играть в кубики Коса; искать клад, узнавать на ощупь сложенные в мешочек мелкие предметы; лепить из пластилина; вырезать аппликации из бумаги; строить различные сооружения из конструктора; собирать пазлы; складывать мозаику и т.д.
Из опыта своей работы, считаю, что дидактические игры и занимательные упражнения способствуют более успешному формированию у учащихся младших классов с нарушением интеллекта пространственных представлений.
Список литературы.
Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. – М.: Айрис-прес, 2007.
Сунцова А.В., Кудрюкова С.В. Изучаем пространство: лево-право, верх – них, близко – далеко. – М.: Эксмо, 2009.
Сунцова А.В., Кудрюкова С.В. Учимся ориентироваться в пространстве. – СПб.: Питер, 2008.