Конспект урока по теме: «Своеобразие лирики А.А.Фета, темы и мотивы»


Урок литературы в 10 классе по творчеству А.А.Фета.
Тема: «Своеобразие лирики А.А.Фета, темы и мотивы».
Цель:
Знать тематическое многообразие поэзии, импрессионистскую направленность поэтики А.А.Фета.
Познакомиться с понятием импрессионизм в живописи как основной общечеловеческой культуры на примере Клода Моне, Э.Дега, К.А.Коровина, с философскими аспектами Шопенгауэра и его влиянием на творческую мысль А.Фета.
Развивать компетенцию личностного самосовершенствования, в плане способности эмоционального восприятия поэзии А.А.Фета, живописи импрессионистов.
Оборудование: Портреты А.А.Фета, Клода Моне, Э.Дега, К.А.Коровина, аудиозапись романса П.А.Чайковского на слова А.Фета «Я тебе ничего не скажу…», фрагмент «Первого концерта для фортепиано с оркестром» П.И.Чайковского, репродукции картин Клода Моне, Э. Дега, К.А.Коровина.
Ход урока:
Оргмомент. Звучит фрагмент «Первого концерта для фортепиано
с оркестром» П.И.Чайковского.
Слова учителя на фоне этой записи:
- Истоки творчества любого художника в его биографии и личности.
На прошлом уроке мы познакомились с биографией А.Фета. Сегодня попытаемся объяснить феноменальность его личности и творчества.
Поэзия Фета – это сосредоточие на прекрасных мгновениях в жизни человека и природы. Именно на мгновения, потому что и человеческая жизнь, и мир, окружающий человека, по мнению Фета, – бессмысленны и безобразны. Сам поэт разделил свое существование на две жизни.
Какие? (Жизнь поэта и жизнь человека по фамилии Шеншин)
Учитель: Жизнь поэта Фета, автора прекрасных лирических стихов,
переводчика немецкого поэта Гейне, философа Шопенгауэра, друга
Льва Толстого, Аполлона Григорьева, поклонника красоты.
Жизнь человека по фамилии Шеншин, который всю жизнь страдал
от незаконнорожденности, от невозможности носить имя отца и иметь
дворянский титул, служака офицер, расчетливый помещик, ненавидящий прогресс. Поэзия для Фета была прорывом из мира скорби в мир красоты.
«Жизненные тяготы и заставляли…пробивать лёд, чтобы хоть на мгновение вздохнуть воздухом поэзии»,- говорит А.А.Фет.
И эта двойственность проникла и в литературу.
- Обратимся к критикам.
Ученик зачитывает высказывание Д.Цертелева (дом.задание):
«Может показаться, что имеешь дело с двумя, совершенно различными, людьми. Один захватывает вечные мировые вопросы так глубоко и с такой шириной, что на человеческом языке не хватает слов, которыми можно было бы выразить поэтическую мысль, и остаются только звуки, намеки, ускользающие образы, - другой как будто смеется над ним и знать его не хочет, толкуя, об урожае, о доходах, о плугах…»
Учитель: Эта «психологическая загадка» А.Фета объясняется философией Шопенгауэра, немецким философом, приверженцем которого был А.Фет. Он перевел многие труды Шопенгауэра.
- Что вы узнали о Шопенгауэре, о его философии? (дом.задание)
Ученик: В основе его философии лежит противопоставление искусства - жизненной практике, труду.
Учитель: Да, именно противопоставление подлинно свободной деятельности (искусства) и жизненной практики, законам железной необходимости. Каждая их этих сфер имела своих «служителей»: «людей гения» (творчество) и «людей пользы» (тех, кто зарабатывает свой хлеб трудом, не творческим, физически тяжелым). Фет осознавал себя и как «человека гения», и «человека пользы», Фета и Шеншина, и развел их в полярные отношения.
Я между плачущих Шеншин,
И Фет я только средь поющих, - признавался поэт.
- Может теперь вам будет понятно, почему в творчестве Фета отсутствует гражданские мотивы?
Ученики отвечают. (Фет считал, что в искусстве не может быть ничего, что омрачит душу читающего его стихи).
Учитель: Действительно, Фет сознательно уходил от гражданских мотивов, и не только потому, что придерживался консервативных взглядов. Это была сознательная установка на поэзию «чистого искусства».
-Дайте определение этого понятия (дом.задание)
Ученик: «Чистое искусство»— эстетическая теория, которая утверждала, что искусство и литература не должны выполнять социальных задач, не обязаны приносить «пользу», а должны служить лишь для эстетического наслаждения прекрасным. Идеи «чистого искусства» проявились в позднем творчестве Пушкина, например в стихотворениях «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа».
Учитель: Иначе эту теорию называют — «искусство для искусства». Приверженцами этой теории были, кроме А.А.Фета, были Ф.И. Тютчев,
И. Анненский, а на рубеже XIX-XX веков — в теориях и творческой практике декадентства: акмеисты, символисты. Теорию «чистого искусства» разрабатывали такие критики, как А.В. Дружинин, В.П. Боткин, П.В. Анненков.
Жизнь, по их мнению, - торжище инстинктов и страстей, ведущих все живое к постоянному страданию. И выходом из мира страданий и печали возможен только погружением в мир искусства, сотканному из красоты.
Поэзия – храм искусства, поэт – верховный жрец этого храма.
С бородою седою верховный я жрец… (А.Фет)
Работа в группах. Учитель: Давайте более подробно остановимся на том, в чем же Фет видел предназначение поэзии и поэта.
- Слово 1 группе.
Ученики (1 группы): Основными темами творчества Фета являются природа и любовь. Именно в них сосредоточена вся красота и очарование бытия. Причем, эти темы как бы проникнуты одна в другую. Картины природы, созданные Фетом, удивительны и вдохновенны. Природа для поэта, как и любовь, – источник радости, вдохновения, философского оптимизма и неожиданных открытий.
2 ученика читает наизусть:
ВЕСНА 
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
 
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
 
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад...
 
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.
Ученики 2 группы: Природа у Фета живет своей собственной жизнью, глубокой и таинственной. Поэзию Фета называют «безглагольной» Его стихи не излагают мысли, не изображают картину, а передают настроение, выражают состояние, впечатление.
2 ученика читают наизусть:
****
Когда вослед весенних бурь
Над зацветающей землей
Нежней небесная лазурь
И облаков воздушен рой,
 
Как той порой отрадно мне
Свергать земли томящий прах,
Тонуть в небесной глубине
И погасать в ее огнях!
 
О, как мне весело следить
За пышным дымом туч сквозных -
И рад я, что не может быть
Ничто вольней и легче их.
Вечер.Прозвучало над ясной рекою,Прозвенело в померкшем лугу,Прокатилось над рощей немою,Засветилось на том берегу.Далеко, в полумраке, лукамиУбегает на запад река.Погорев золотыми каймами,Разлетелись, как дым, облака.На пригорке то сыро, то жарко,Вздохи дня есть в дыханье ночном,-Но зарница уж теплится яркоГолубым и зелёным огнём.
Ученик: В этих стихотворения присутствие глаголов не указывают на действие, они скорее говорят о состоянии, в котором пребывает герой. Все как будто осязаемо, и в то же время, неуловимо.
Ученики 3 группы: Такое эскизное, будто мазками выполненное изображение характерно для импрессионистского искусства. Поэзия А.Фета сравнима с картинами импрессионистов.
1 ученик: Импрессионизм (от франц.Impression- впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приёмов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.
2 ученик: Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала « HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Le_Charivari" \o "Le Charivari" Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне. Изначально этот термин носил несколько пренебрежительный характер и указывал на соответствующее отношение к художникам, писавшим в этой манере. Кроме Клода Моне, импрессионизм выдвинул и других выдающихся мастеров кисти – Ренуар, Дега, Коровин.
Демонстрация репродукций Клода Моне, К. Коровина, Э.Дега
Ученик: В музыке импрессионистами были Равель, Дебюсси, Скрябин. В литературе – Оскар Уайльд, Ги де Мопассан. С поэзией Фета схожа лирика А.Блока, поэта-символиста начала XX века.
Учитель: Блоковская Незнакомка напоминает трагический и таинственный образ Женщины Фета, то приближающейся, то удаляющейся. Черты ее едва различимы.
…И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна… («Незнакомка»)
Учитель: Удивительную музыкальность лирики Фета отмечали многие композиторы. И с удовольствием писали музыку к его произведениям. Среди них были Римский-Корсаков, Балакирев, Рахманинов, Варламов, Танеев, Чайковский.
«Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант», - говорил П.И.Чайковский.
Друг А.Фета поэт Я.Полонский, восторгаясь одним из фетовских стихотворений «Упреком жалостью внушенным…»(1888 г.) об упоении красотой чистого человеческого чувства, писал автору: «Что ты за существо – не постигаю, ну скажи ради Бога и всех ангелов его, и всех чертей его, откуда у тебя берутся такие елейные – чистые, такие возвышенно-идеальные, такие юношески-благоговейные стихотворения?...» Учитель: Наш урок подходит к концу. Сегодня мы попытались приоткрыть завесу тайны творчества одного из самых лирических поэтов русской литературы. Надеюсь, он стал вам ближе и понятнее. Об этом вы напишите дома.
4.Домашнее задание:
Написать вывод по сегодняшнему уроку,
проанализировать понравившееся стихотворение и выучить наизусть.
Учитель: Благодарю вас за урок и на прощание предлагаю послушать романс П.И.Чайковского на слова А.Фета «Я тебе ничего не скажу…» (звучит романс)