Конспект урока по литературе на тему «Своеобразие лирики А.А. Фета».

Тема: «Своеобразие лирики А.А.Фета».
Он - высокий, высочайший авторитет
в поэзии, в искусстве, в мысли.
В. Я. Брюсов
Цели урока:

Образовательная - познакомить учащихся с творчеством А.А.Фета,
с основными темами его лирики; раскрыть особенности его поэзии;
Развивающая - развивать умение систематизировать материал, умение конспектировать основные положения, логическое мышление, аналитические способности, память, внимание, выразительное чтение лирических произведений, устную монологическую речь, а также умение анализировать лирические произведения и делать выводы на основе прочитанного; развитие творческих способностей учащихся;
Воспитательная - воспитывать у учащихся чувства прекрасного, прививать внимательное отношение к слову, нравственные качества, интерес к творчеству А.А.Фета, уважение к взглядам поэта;

Тип урока: урок изучения нового материала
( урок-лекция с элементами беседы)

Материально-техническое оснащение: портрет А.Фета, иллюстрации, раздаточный материал, компьютер, презентация по теме «Своеобразие лирики А.А.Фета»

Литература:
Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе 8-11 кл. Методическое пособие. -2-е изд., стереотип. - Дрофа, 2004 г. – 320с.
Воронова О.Е. Есенин и Фет: уроки поэтического мастерства. Литературная традиция как предмет школьного изучения. –с.38, ж-л Литература в школе №6-1995 г.
Львова С.И. Уроки словесности 5-9 кл. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа 2000 г., 416 с. (Библиотека учителя)
Маймин Е. А.А. Фет., М.: Просвещение, 1989 г., серия “Биография писателя”, с.159. Книга для учащихся.
Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах, М.: Рольф, 2000 г., - 224 с.
6. Лебедев Ю.В. Литература 10 класс, часть 2, 2006г;



Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы начинаем изучать творчество А. А. Фета. Итак, на первом уроке по традиции мы поговорим о судьбе поэта, о его жизненном пути и конечно же о его лирике.

2.Изучение нового материала.
Метод обучения: репродуктивно – творческий, эвристический методы, выразительное чтение.

И личность, и судьба, и творческая биография Фета необычны и полны загадок. Жизнь поэта полна драматизма и противоречий, и то, что все эти противоречия и парадоксы переплелись в одном человеке, вызывало к Фету неоднозначное отношение.
Почти всю свою сознательную жизнь великий русский лирик Афанасий Афанасьевич Фет посвятил борьбе за право носить другую фамилию Шеншин, фамилию своего отца. А началось все буквально с момента его рождения.

сообщение учащегося

Происхождение поэта это самое темное место в его биографии. Никто не может с определенностью сказать, какова точная дата его рождения и кто был его настоящим отцом. Известно, что в начале 1820 года в Германии, в Дармштадте, лечился 44-летний русский отставной офицер Афанасий Неофитович Шеншин, богатый орловский помещик. В доме местного оберкригскомиссара Карла Беккера он познакомился с его дочерью, 22-летней Шарлоттой, бывшей замужем за мелким чиновником Иоганном Фётом. Осенью того же года она бросила мужа и дочь и бежала с Шеншиным в Россию. Шарлотта была уже беременна, но обвенчалась со своим любовником по православному обряду и взяла себе имя Елизавета Петровна Шеншина. Вскоре в семье родился мальчик, который был записан в метриках как сын Шеншина.
Таким образом, до 14 лет будущий поэт считал себя потомственным дворянином.
Но в 1834 году Орловское губернское правление учинило следствие и было установлено, что на момент рождения Фета брак Шарлотты Фет и Шеншина не был зарегистрирован, поэтому их сына посчитали незаконнорожденным.

Что разрушило идеальный мир?

Дело в том, что Афанасию не только запретили именоваться Шеншиным, но и вообще отобрали право носить какую бы то ни было фамилию. Но вскоре Фет в полной мере ощутил тяжелейшие последствия, связанные с его новой фамилией. Это были не просто оскорбления и злые насмешки приятелей, это была утрата всего, чем он должен был обладать по праву.

Почему это произошло?
Что он потерял с потерей фамилии?

Мальчика лишили всех привилегий, связанных со званием дворянина, права на получение наследства, он потерял положения в обществе, лишился национальности, российского гражданства. Потомственный дворянин, богатый наследник в один момент стал человеком без имени. Он почувствовал себя социально-отверженным человеком. Потеря имени для будущего поэта явилась величайшей катастрофой, изуродовавшей, как он считал, его жизнь.
С этого момента у Фета возникла идея-фикс, вернуть себе титул дворянина во что бы то ни стало. Вернуть то, что утратил – цель жизни. Все его мысли и разговоры сводились только к одному стать обычным русским помещиком Шеншиным, т.е. тем, кем он и должен быть на самом деле.
С той роковой минуты будущий поэт стал подписываться «К сему руку приложил иностранец Фет». Кстати, в университете он числился «студентом из иностранцев».
В 1838 году А. Фёт (именно так звучит настоящая фамилия поэта) поступил в Московский университет (образование получил в немецком пансионе на факультете философии).
Здесь он находит сторонников и друзей. В студенческие годы у Фета возникла дружба с Аполлоном Григорьевым, который познакомил Фета с Владимиром Соловьевым, Яковом Полонским и другими литераторами.

В это время и происходит "рождение поэта" - 18-летний "Афоня", как звали его друзья, начинает писать стихи, которые помещает в специальную "желтую тетрадь". Первый "студенческий" сборник вышел в 1840 г. под инициалами "А. Ф.", и назывался он "Лирический пантеон".Читатели по достоинству оценили талант юного лирика, для них было неважно, помещик он или сын простого чиновника.
Белинский в печатных отзывах неоднократно выделял Фета, заявляя, что «из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет», что среди его стихотворений «встречаются истинно поэтические».
Отзывы Белинского послужили Фету «путевкой» в литературу.
После выхода "Лирического пантеона" два крупнейших журнала 40-х г.г. 19 в.: "Москвитянин" и "Отечественные Записки" - стали охотно печатать стихотворения молодого поэта. За период с 1841 по 1845 г. г. в них были напечатаны 85 стихотворений. (Кстати, именно в это время из-за ошибки наборщика появляется у Фёта творческий псевдоним - Фет).
Среди этих стихотворений было стихотворение "Я пришел к тебе с приветом..." (1843 г.), которое стало "поэтической декларацией", " лирическим портретом" автора.

чтение стихотворения "Я пришел к тебе с приветом..." наизусть одним из учащихся

А. Фет как-то написал: " Поэзия требует новизны, под новизной я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства".

Какова тема стихотворения "Я пришел к тебе с приветом..."? (любовь)

Согласитесь, тема сама по себе стара, неоригинальна. Тогда в чем же новизна?
Необычно уже самое начало стихотворения:

Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что...

Фраза по законам грамматики построена неправильно. Для нас сейчас эта строка удачна, а вот современниками Фета она воспринималась как поэтическая дерзость (ведь пушкинская норма требовала точности в слове, сочетании слов). Сам автор шутливо, но не без гордости называл свои стихи стихами "в растрепанном роде".

Какие слова в стихотворении вы можете выделить?
(привет, солнце, свет, трепет листьев)

Какое настроение они передают?
(радость, счастье, любовь)

Радость, счастье, любовь - это то, о чем пришел рассказать Фет в русской поэзии. Поэзия Фета в целом очень жизнерадостна, оптимистична (не зря Фет своим учителем считал Пушкина). И чем суровее была к нему жизнь, тем ярче, теплее и радостнее становились его стихи. "Радуга фетовской поэзии победила мрак его жизни".
В стихотворении соотносятся мир чувств лирического героя и мир природы, они едины. Это еще одна особенность всей фетовской поэзии: человек, природа, красота - нераздельны.

В чем в последней строке стихотворения любовь и радость лирического героя находят свое воплощение? (в песне)

Таким образом, песня - высшая точка радости. Это открывает нам, пожалуй, самую яркую особенность лирики А. Фета - музыкальность. Поэт считал, что лирика и музыка не просто родственны, а нераздельны. Вот что он написал по этому поводу:
"Все вековечные поэтические произведения от пророков до Гете и Пушкина включительно - в сущности - музыкальные произведения - песни".
Музыка живет внутри человеческих слов, которые есть не только "смысл", но и "звук". Стихи Фета с легкостью ложатся на музыку, становясь песнями, романсами. Написанное в 1842 г. стихотворение "На заре ты ее не буди..." стало первым стихотворением А. Фета, положенным на музыку. Сделал это композитор Александр Егорович Варламов. Романс получил широчайшую известность, его распевали по всей России. У нас с вами есть возможность послушать его.

Прослушивание аудиозаписи романса "На заре ты ее не буди" на стихи А. Фета

Фет всей душой стремится к литературной деятельности, но неустойчивость социального и материального положения вынуждают его резко изменить свою судьбу.
Хотя радость творчества и литературный успех целительно действовали на «больную» душу Фета, но укротить его «бунтующую» идею-страсть они не могли. Он по-прежнему больше всего на свете желал стать тем, кем он должен был быть по праву помещиком Шеншиным.
В 1845 году, после окончания университета, он покинул Москву и поступил на службу в один из провинциальных полков, расквартированных в Херсонской губернии.

Как вы думаете, почему?
Почему он все оставляет и поступает в военную среду?

Служить он идет не по призванию, а потому что в то время определенный военный чин мог возвратить Фету дворянское достоинство.
Свою жизнь Фет сравнивал с «грязной лужей», в которой он нравственно и физически тонет, а испытываемые им страдания с «удушьем заживо схороненного» «Никогда еще не был я убит морально до такой степени».
Целых 8 лет он барахтался в «грязной луже». Дело в том, что за несколько месяцев до присвоения Фету первого офицерского чина был издан, чтобы затруднить доступ в дворянство выходцев из других сословий, указ, согласно которому для получения наследственных дворянских прав надо было иметь более высокое воинское звание.
«Как Сизиф, тащу камень счастья на гору, хотя он уже бесконечные разы вырывался из рук моих».
Еще во время армейской службы на Украине, гостя у своих друзей Бржеских в Березовке, Фет познакомился в соседнем поместье с одаренной музыкантшей Марией Лазич. Девушка была страстной поклонницей поэзии Фета, а лирик, в свою очередь, восхищался ее красотой и музыкальными способностями. Взаимное восхищение вскоре переросло в глубокое чувство.
В 1849 году влюбленный поэт написал своему другу Ивану Петровичу Борисову следующее «Я встретил существо, которое люблю и, что еще, глубоко уважаю Возможность для меня счастья и примирения с гадкой действительностью Но у ней ничего и у меня ничего вот тема, которую я развиваю и вследствие которой я ни с места»

Как вы думаете, что чувствовал Фет по отношению к Марии Лазич?

Какие противоречия переполняли Фета?

С одной стороны, он любил Марию Лазич, а с другой- хотел вернуть себе дворянский титул. И Фет не решился жениться на Марии, которую все же любил, объяснив это тем, что не имеет возможности содержать семью. «Я не женюсь на Лазич, и она это знает».
С этого трагического момента Фет был обречен на духовное одиночество.
полный разрыв отношений с Фетом, которого она страстно любила, толкнул ее на отчаянный шаг. Официальная версия была такова, что это был пожар от неосторожно брошенной спички (на Марии было легкое капроновое платье, которое моментально вспыхнуло), но те, кто знал, как она переживала разрыв с Фетом, считали, что это было самоубийство.
В одном из писем поэта есть такие строки «Она умоляет не прерывать наших отношений, она предо мною чище снега прервать неделикатно и не прервать неделикатно» И Фет медлил, откладывая минуты решительного объяснения предстоящей разлуки. Но объяснение все же состоялось.
«Вдруг ты встала, ко мне подошла И сказала, что все поняла Что напрасно жалеть о былом, Что нам тесно и тяжко вдвоем, Что любви затерялась стезя, Что так жить, что дышать так нельзя, Что ты хочешь решилась и вдруг Разразился весенний недуг, И, забывши о грозных словах, Ты растаяла в жарких слезах»
После объяснения произошла трагедия, последствия которой Фет ощущал всю жизнь.
Нет сомнений, что Фет любил Марию Лазич и ее смерть стала для него страшным ударом, оправиться от которого ему так и не удалось до конца своих дней. Ведь Мария была не только единственной любовью всей его жизни, она страстно верила в его поэтическую звезду и убеждала писать стихи. Уже на склоне лет, в 1878 году, в стихотворении «Alter еgо» («Второе Я») прозвучало запоздалое признание Фета и осознание той роли, которую Мария Лазич сыграла в его жизни.



«Ты душою младенческой все поняла, Что мне высказать тайная сила дана, И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить»

Поэтому фетовская тема любви часто имеет трагический оттенок. Это можно проследить в стихах, записанных на доске: «Напрасно, дивная, смешавшися с толпою» 1850. «Что за ночь! Прозрачный воздух скован» 1854. «Напрасно!» 1852. «Долго снились мне вопли рыданий твоих» 1886. «Когда читала ты мучительные строки» 1887. «Старые письма»1859. «Ты отстрадала, я еще страдаю» 1878

К середине XIX века в русской поэзии отчетливо обозначаются и, поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и так называемое «чистое искусство». Основным поэтом и идеологом первого направления был Некрасов, второго Фет. Поэты «чистого искусства» считали, что цель искусства это искусство, они не допускали никакой возможности извлечения из поэзии практической пользы.
Фет не только не считался с «духом времени» и пел на свой лад, но он решительно и крайне демонстративно противопоставлял себя демократическому течению русской литературы XIX века.
После большой трагедии, пережитой Фетом в молодости, после гибели возлюбленной поэта Марии Лазич, Фет сознательно разделяет жизнь на две сферы: реальную и идеальную. И только идеальную сферу он переносит в свою поэзию. Поэзия и действительность теперь для него не имеют ничего общего, они оказываются двумя различными. Поэзия была для Фета единственным способом уйти от действительности и повседневности и почувствовать себя свободным и счастливым.
Фет считал, что настоящий поэт в своих стихах должен воспевать прежде всего красоту, то есть, по Фету, природу и любовь.
Однако поэт понимал, что красота очень мимолетна и что моменты красоты редки и кратки. Поэтому в своих стихах Фет все время пытается передать эти мгновения, запечатлеть минутное явление красоты.
Так как особенностью лирики Фета является ее музыкальность, то стихи Фета уподобляют не только песням, но и произведениям живописи, а именно полотнам художников импрессионистов, за умение автора изображать предметы не в целостности, а в мгновенных, случайных фрагментах. Ярким примером стихотворения, написанного в стиле импрессионизма, является стихотворение "Шепот, робкое дыханье..."(1850), которое стало в свое время настоящим литературным скандалом.

Чтение стихотворения "Шепот, робкое дыханье..." наизусть одним из учащихся

Читатели поражались "безглагольности" стихотворения. Стихотворение насыщено действием, а между тем в нем нет ни одного глагола.
В стихотворении «Шепот. Робкое дыханье...» мир природы и мир человеческого чувства оказываются неразрывно связанными. В обоих этих «мирах» поэт выделяет еле заметные, переходные состояния, трудноуловимые изменения. И чувство, и природа показаны в стихотворении в отрывочных деталях, отдельных штрихах, однако у читателя они складываются в единую картину свидания, создают единое впечатление.
А. Фет - поэт "чистого искусства". Цель поэзии для него - сама поэзия. Многие были не согласны с подобным отношением к творчеству (например, Николай Алексеевич Некрасов), считая, что поэзия должна воспитывать в читателях граждан, говорить о житейском.
В 1853 г. в судьбе поэта совершился крутой поворот: ему удалось перейти в гвардию, в лейб-уланский полк, расквартированный под Петербургом. Получив возможность часто бывать в Петербурге, Фет сблизился с новой редакцией «Современника» – Н.Некрасовым, И.Тургеневым, А.Дружининым, В.Боткиным. Полузабытое имя Фета появляется в статьях, обзорах, хронике ведущего российского журнала, с 1854 там широко печатаются его стихи. Тургенев стал его литературным наставником и редактором и даже подготовил в 1856 новое издание стихотворений Фета.
После выхода нового сборника Некрасов писал «Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г-н Фет».
Воодушевленный похвалами ведущих критиков, Фет развил активнейшую литературную деятельность.
Его материальное положение, благодаря гонорарам за изданные стихи, в этот период тоже намного улучшилось. Однако на воинской службе дела шли весьма неважно.
Приблизительно в то же время, когда вышел его сборник стихов, появился новый указ отныне звание потомственного дворянина полагалось лишь тем военным, кто дослужился до чина полковника. Фет понимал, что осуществление его цели отодвинулось на столь неопределенно долгий срок, что продолжать делать военную карьеру становилось абсолютно бесполезным.
В 1857 году в Париже он женился на дочери весьма состоятельного московского торговца чаем , на некрасивой, но богатой женщине Марии Петровне Боткиной.

В 1858 году поэт вышел в отставку и поселился в Москве. Видимо, приданое Марии Петровны показалось ему недостаточным, и он решил пополнить полученный «сундук с червонцами» гонорарами от своей литературной деятельности. Фет проявлял потрясающую работоспособность, издавая невероятное количество новых произведений, качество которых оставляло желать лучшего. Фет признал, что лишен как «драматической» (он пытался писать и пьесы), так и «эпической жилки».
Примерно в эту пору ушел от столичной жизни, осев в Ясной Поляне, Лев Толстой. Фет решил последовать его примеру и уехать в имение в Степановке.
Фет стремился осуществить заветную цель вернуть отнятое несправедливой судьбой происхождение.
В 1862 году в журнале «Русский вестник» Каткова стало снова появляться имя Фета, но под произведениями совсем нового для него жанра статьями о «земледельческом деле».
Хозяином-землевладельцем Фет оказался хорошим, проявив в этом, совсем новом для него деле чрезвычайную практическую сметливость и присущие ему исключительные способности. Он не только привел купленное им запущенное село в надлежащий вид, но и приобрел мельницу и конный завод. Вскоре Фету стали принадлежать еще два имения.
Соседи-помещики относились к Фету с уважением и в 1867 году избрали его на почетную должность мирового судьи, на которой он оставался в течение 11 лет. Столь высокое положение в обществе открыло Фету возможность вплотную приблизиться к наиглавнейшей цели жизни вернуть утраченную фамилию и свое право на наследство.
И, наконец, после 40 лет душевных мучений и настойчивых усилий обрести положенное ему по рождению дворянское звание, Фет достиг своей цели. В конце декабря 1873 года вышел царский указ «о присоединении отставного гвардии штабс-ротмистра Афанасия Афанасиевича Фета к роду отца его Шеншина со всеми правами, званию и роду его принадлежащими».
Идея-страсть вынуждала его, как он писал в своих воспоминаниях, «принести на трезвый алтарь жизни самые задушевные стремления и чувства». Другими словами, трудный жизненный путь и безнадежно-мрачный взгляд на жизнь и на людей отягчили его тонкую поэтическую душу, ожесточили его характер, заставив со временем эгоистически замкнуться в себе.

«Я никогда не слышала от Фета, чтобы он интересовался чужим внутренним миром, не видала, чтобы его задели чужие интересы. Я никогда не замечала в нем проявления участия к другому и желания узнать, что думает и чувствует чужая душа», писала о поэте сестра жены Льва Толстого Т.А. Кузминская женщина, которой Фет посвятил одно из своих самых прославленных творений стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад».

чтение стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад» наизусть одним из учащихся
В стихотворении «Сияла ночь...» героиня может выразить свои чувства, свою любовь только через музыку, через песню:
Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

В его стихах о любви открывается большой мир переживаний, свойственных каждому человеку. Так, это стихотворение - не только о чувстве Фета к милой молодой Т.Кузминской, а о высокой человеческой любви вообще.
Нужно отметить, что по своим взглядам Фет был крайне консервативным человеком. Накануне отмены крепостного права Фет писал публицистические заметки, в которых защищал права помещиков.
Салтыков-Щедрин: «Фет спрятался в деревне. Там, на досуге, он отчасти пишет романсы, отчасти человеконенавистничает: сперва напишет романс, потом почеловеконенавистничает, потом опять напишет романс и опять почеловеконенавистничает».

3.Подведение итогов
Метод обучения: репродуктивно – творческий, эвристический методы.

Таким образом, между Шеншиным- человеком и Фетом – поэтом существовала пропасть. Эта двойственность поражала всех.
Но резкое различие между жестким, корыстолюбивым, тщеславным и пессимистичным Фетом, каким его знали окружающие, и его лирически-проникновенными стихами удивляло многих. «Что ты за существо не понимаю, писал Фету Полонский. Откуда у тебя берутся такие елейно-чистые, такие возвышенно-идеальные, такие юношественно-благоговейные стихотворения.. Какой Шопенгауэр да и вообще какая философия объяснит тебе происхождение или тот психический процесс такого лирического настроения Если ты мне этого не объяснишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой, никому не ведомый и нам, грешным, невидимый человек, окруженный сиянием, с глазами из лазури и звезд и окрыленный! Ты состарился, а он молод! Ты все отрицаешь, а он верит!.. Ты презираешь жизнь, а он, коленопреклоненный, зарыдать готов перед одним из ее воплощений»
Таким образом Полонский прекрасно сформулировал противостояние двух миров мира Фета-помещика, его мировоззрения, его житейской практики и мира божественной лирики, который по отношению к тому, первому, был, скорее, антимиром. Как для современников Фета, так и для нас внутренний мир поэта и помещика остался тайной за семью печатями.
Видимо, поэтому лирика Фета соткана только из красоты поэт ни разу не допустил проникновение в нее ужасной и жестокой правды жизни.

4.Домашнее задание, выставление оценок.
Метод обучения: беседа.






















15