Программа ««Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»


Рабочая программа специалиста
учителя –логопеда
Ермаковой Анны Станиславовны
«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии,
на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»
для группы учащихся 3-4 классов

1. Пояснительная записка
1) Актуальность программы.
«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» Л.С. Выготский
Современная психология рассматривает письмо как сложную форму речевой деятельности. Письмо формируется сознательно на 5-7 году, в процессе целенаправленного обучения. Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно превращаются в автоматизированный навык.
Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди обучающихся как коррекционных, так и массовых школ, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. В их письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. Диагностика письменной речи обучающихся младших классов показывает, что ошибки, встречающиеся в письменных работах, сложно отнести к какому-либо виду дисграфии (по классификации Р.И. Лалаевой), чаще всего встречаются смешанные виды дисграфии (например, дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза и аграмматическая с элементами акустической и оптической дисграфии). В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений.
Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанной дисграфии.
2) Научная обоснованность
При составлении данной программы опираюсь на теорию А.Р. Лурия «О психофизиологической основе письма», на классификацию дисграфии, предложенную сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1989 году. Методические разработки и научные исследования принадлежат ученым таким, как: В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Г.М. Сумченко, Г.А. Волкова, Ю.Г. Демьянов, СБ. Яковлев, Г.А. Волкова, Л.С. Волкова.
При составлении учебной программы использованы пособия по коррекционной работе с обучающимися, имеющие речевые нарушения:
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. рецензенты: зав.каф.сурдопедагогики и логопедии НИИ дефектолог АПН СССР, доктор педнаук, профессор Е.Ф. Соботович.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2
Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.-М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.
Ишимова О.А. «Логопедическая работа в школе» пособие для учителей и методистов
Адресат программы: обучающиеся 3-4 классов, испытывающие затруднения при овладении письменной речью.
Цель программы: коррекция нарушений письменной речи у обучающихся 3-4 классов.
Задачи программы:
Развитие фонематического анализа и синтеза;
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста;
Формирование и развитие грамматически правильной речи;
Формирование и развитие выразительной, связной речи;
Обогащение словарного запаса;
Развитие фонематического восприятия;
Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического.
Развитие познавательных процессов: слухового внимания,зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,логического мышления.
3) Рекомендации к применению программы
Данная программа не рекомендована для детей с задержкой психического развития и другими отклонениями в развитии.
4) Содержание
Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:
Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
Работа по преодолению аграмматической дисграфии;
Работа по преодолению оптической дисграфии;
Работа по преодолению акустической дисграфии;
Каждый раздел программы включает в себя задачи, содержание коррекционно-логопедической работы. Непосредственно в календарном плане указаны темы коррекционно-логопедической работы.
Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза
Задачи:
формирование, развитие и совершенствование навыка анализа структуры предложения;
формирование, развитие и совершенствование навыка слогового анализа и синтеза;
формирование, развитие и совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза.
Содержание коррекционно-логопедической работы:
Развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц, включающих в себя:
определение количества, последовательности и место слов в предложении;
выделение гласного звука из слога, слова;
работа по дифференциации гласных и согласных звуков в составе слова;
определение количества, места слога в слове;
составление слов путем перестановки, добавления звуков, слогов; вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места;
•определение последовательности, количества и позиционного места в слове.
Работа по преодолению аграмматической дисграфии Задачи:
формирование, развитие и совершенствование умения точногосоотнесения слова с предметом, явлением, действием;
формирование, развитие и совершенствование полноценных представлений о морфологическом составе слова;
формирование, развитие и совершенствование умения грамматического оформления речи;
•формирование, развитие и совершенствование связной речи.Содержание коррекционно-логопедической работы:
уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей, и дальнейшее его обогащение как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей активно пользоваться различными способами словообразования.Последовательное накопление «гнезд» родственных слов.
уточнение, развитие и совершенствование грамматически правильного оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложениях, моделями различных синтаксических конструкций.
развитие навыков связного высказывания, включающее в себя: установление последовательности высказывания; отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения; совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Работа по преодолению оптической дисграфииЗадачи:
развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
дифференцировка смешиваемых букв на письме.
Содержание коррекционно-логопедической работы:
уточнение представлений о форме, величине, цвете;
ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве;
конструирование и реконструирование букв;
нахождение, выделение букв.
4. Работа по преодолению акустической дисграфии Задачи:
развитие слухового восприятия;
формирование и развитие представлений о звуках;
развитие фонематического анализа и синтеза;
развитие навыка дифференциации смешиваемых звуков по звонкости-глухости, по твердости-мягкости.
Содержание коррекционно-логопедической работы:
уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков
сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
6)Длительность программы
Продолжительность данной программы зависит от результатов логопедической работы.
7)Количество занятий в неделю
Выбор количества часов зависит от уровня сложности речевого нарушения, индивидуальных особенностей детей, скорости усвоения материала. Параллельно с коррекционно-логопедической работой по преодолению различных видов дисграфии должна проводиться работа по развитию познавательной сферы. Курс включает в себя занятия в течение всего учебного года, продолжительностью 45 минут и проводятся 2-3 раза в неделю.
8) Условия реализации
Для реализации программы необходимо наличие кабинета и соответствующего оборудования.
9). Методы оценки эффективности программы. Предусмотрены следующие проверочные работы:
Диктанты;
Индивидуальные задания;
Творческие работы;
•Домашнее задание;
•Работа с дидактическом материалом;
10). Контингент учеников. Данная программа рассчитана на обучающихся общеобразовательной школы 3-4 классов
Календарно-тематическое планирование коррекционной работы
с группой учащихся 3-х и 4-х классов со смешанной формой дисграфии
на первый триместр учебного года 01.09.13 - 17.11.13
(максимально 18 часов)
№ Задачи коррекционной работы Тема занятия Количество часов Литература, методический материал
3 класс 4 класс I Диагностико-аналитический блок 01.09-15.09
1 Выявить состояние сформированности фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза.
Состояние сформированности фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза.
2 Выявить состояние сформированности словообразования и словоизменения.
Состояние сформированности словообразования и словоизменения. 3 Выявить состояние сформированности устной и письменной речи.
Состояние сформированности устной и письменной речи.
4 Выявить состояние сформированности связной речи. Состояние сформированности связной речи.
II Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне.
1 Развитие языкового анализа и синтеза:
Развитие анализа структуры предложения:
• Деление предложений на отдельные слова и определение их количества.
• Придумывание предложений по заданным графическим схемам.
• Составление графических схем предложений.
• Определение места данного слова в предложении. Текст (списывание).
Текст. Предложение (свободный диктант).
Текст. Предложение.
Слово (слуховой диктант). 2-3 2-3 Е.В. Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»
ЗАНЯТИЕ 31
Развитие навыков языкового анализа и синтеза
Андреева Н.Г.«Логопедические занятия по развитию связной речи
младших школьников» В 3-х ч. Ч. 2
2 Развитие слогового анализа и синтеза:
• Деление слов на слоги при помощи слоговых схем.
• Подбор нескольких слов к заданной графической схеме.
• Составление графической схемы к каждому из данных слов.
• Составление слов из слогов данных вразбивку.
• Придумывание нескольких слов с первым (последним, средним) слогом.
Слоги. Слоговой анализ слов.
2-3 2-3 Е.В. Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»
ЗАНЯТИЕ 22
Слоги. Слоговой анализ слов (вводное занятие)
ЗАНЯТИЕ 23 Слог
ЗАНЯТИЕ 24
Слоги. Слоговой анализ двусложных
и трехсложных слов
ЗАНЯТИЕ 25
Слог. Дифференциация одно-, двух-,
трёхсложных
слов. Развитие слогового анализа
и синтеза
ЗАНЯТИЕ 26
Развитие навыков слогового анализа и синтеза.
3 Развитие звукового анализа и синтеза:
• Определение количества звуков в слове.
• Определение последовательности звуков в слове.
• Определение места звука в слове.
• Придумывание слова, состоящего из четырех (трех, пяти и т.д.) звуков.
• Составление слов из звуков, данных в беспорядке.
• Составление из данного слова нового путем добавления к нему первого звука.
• Составление слов из звуков данного Звуко-буквенный анализ и синтез 2-3 2-3 Е.В. Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»
ЗАНЯТИЕ 20
Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов
ЗАНЯТИЕ 21
Звуко-буквенный анализ и синтез слов.
ПI Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне.
1 Работа со слого-ритмическими схемами слов.
2-4 2-3 ИгробуквотекаКалинина И.
2 Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения в устной речи.
Ударный слог
Ударение
Ударный гласный 2-4 2-3 Е.В. Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»
ЗАНЯТИЕ 27
Ударение
ЗАНЯТИЕ 28
Ударение. Ударный слог. Ударная гласная
3 Выделение в устной речи и на письме ударных и безударных слогов
Ударные и безударные слоги 2-4 2-4 4 Развитие лексико-грамматических категорий (однокоренные слова, разбор по составу, синонимы, антонимы, омонимы).
Слово (лексическое значение). Антонимы.
Слово (лексическое значение). Синонимы. Омонимы.
6-8 6-8 Е.В. Мазанова «Коррекция аграмматической дисграфии»
ЗАНЯТИЕ 1
Слово. Однокоренные слова
ЗАНЯТИЕ 2
Родственные слова..
ЗАНЯТИЕ3
Корень слова
ЗАНЯТИЕ 8
Состав слова
ЗАНЯТИЕ 9
Морфологический состав слова
Андреева Н.Г.Логопедические занятия по развитию связной речи
младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1: Устная связная речь. Занятие 5. Омонимы
Занятие 7. Антонимы. Подбор антонимов к слову
Занятие 8. Нахождение антонимов в тексте
Занятие 9. Синонимы. Подбор синонимов к слову
Занятие 10. Нахождение синонимов в тексте.
5 Предлоги (выделение предлогов).
Предлоги 2-4 2-4 Е.В. Мазанова «Коррекция аграмматической дисграфии»
ЗАНЯТИЕ 10
Знакомство с предлогами
ЗАНЯТИЕ 11
Предлоги В НА
ЗАНЯТИЕ 12
Предлоги В - НА
ЗАНЯТИЕ 13Предлоги НА – НАД
ЗАНЯТИЕ 14
Предлоги К - ОТ
ЗАНЯТИЕ 15
Предлоги В - ИЗ
ЗАНЯТИЕ 16
Предлоги ОТ - ИЗ
ЗАНЯТИЕ 18
Предлоги В-У
6 Приставки (выделение приставок).
Приставки 3--5 2-4 Е.В. Мазанова «Коррекция аграмматической дисграфии»
ЗАНЯТИЕ 4
Словообразование. Образование слов
при помощи приставок
ЗАНЯТИЕ 5
Образование слов при помощи приставок
7 Дифференциация предлогов и приставок.
Дифференциация предлогов и приставок 2-4 2-4 Е.В. Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»
ЗАНЯТИЕ 29
Дифференциация предлогов и приставок
ЗАНЯТИЕ 30
Дифференциация предлогов и приставок
IV Оценочный этап.
1 Выявить результативность проведения коррекционной работы и выделить комплекс задач, над которыми планируется работать в следующей четверти. Оценка динамики развития учащихся. Календарно-тематическое планирование коррекционной работы
с группой учащихся 3-х и 4-х классов со смешанной формой дисграфии
на второй триместр учебного года 25.11.13 – 23.02.14
(максимально 23 часа)
№ Задачи коррекционной работы Тема занятия Количество часов Литература, методический материал
3 класс 4 класс I Коррекционная работа на фонетическом уровне.
1 Сформировать навык употребления букв «о-ё» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (о-ё)
1-2 1-2 Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии»
ЗАНЯТИЕ 6. Твердые и мягкие согласные перед гласными О - Ё
ЗАНЯТИЕ 7. Твердые и мягкие согласные перед гласными О - Ё в словосочетаниях и предложениях
ЗАНЯТИЕ 8. Твердые и мягкие согласные перед гласными О - Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте
Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическогослуха» Дифференциация гласных Выпуск 2 часть 1
2 Сформировать навык употребления букв «э-е» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и и словосочетаниях, в предложениях и текстах Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (э-е) 1-2 1-2 Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическогослуха» Дифференциация гласных Выпуск 2 часть 1
3 Сформировать навык употребления букв «у-ю» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и и словосочетаниях, в предложениях и текстах Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (у-ю)
1-2 1-2 Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» ЗАНЯТИЕ 4. Твердые и мягкие согласные перед гласными У- Ю
ЗАНЯТИЕ 5. Твердые и мягкие согласные перед гласными У- Ю в словосочетаниях, предложениях и тексте
Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическогослуха» Дифференциация гласных Выпуск 2 часть 1
4 Сформировать навык употребления букв «ы-и» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и и словосочетаниях, в предложениях и текстах Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (ы-и)
1-2 1-2 Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» ЗАНЯТИЕ 9. Твердые и мягкие согласные перед гласными И - Ы
ЗАНЯТИЕ 10. Твердые и мягкие согласные перед гласными И - Ы в словосочетаниях, предложениях и тексте
Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическогослуха» Дифференциация гласных Выпуск 2 часть 1
5 Развивать фонематическую дифференциацию звуков [о-у]: - в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях;в текстах Дифференциация гласных звуков [о-у]
Дифференциация гласных звуков [о-у] после мягких согласных.
1-2 1-2 Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» ЗАНЯТИЕ 41. Дифференциация звуков О - У
ЗАНЯТИЕ 42. Дифференциация звуков О-У
Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическогослуха» Дифференциация гласных Выпуск 2 часть 1
6 Сформировать навык употребления на письме букв «ё-ю» после мягких согласных Обозначение мягких согласных на письме буквами «е-ю»
1-2 1-2 Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическогослуха» Дифференциация гласных Выпуск 2 часть 1
7 Обозначение мягкости согласного на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак)
«Звуки согласные твердые- мягкие (1 способ смягчения)».
Буква Ь (2 способ смягчения).
2-3 2-3 Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» ЗАНЯТИЕ 11. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака
ЗАНЯТИЕ 12. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака (смягчение согласных в середине слова)
ЗАНЯТИЕ 13. Разделительный мягкий знак. Звуковой анализ слов
ЗАНЯТИЕ 14. Мягкий знак в функции смягчения и разделения
Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическогослуха» Дифференциация гласных Выпуск 2 часть 1
8 Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «о-а»: - в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях; в текстах Зрительная дифференциация на материале букв «о-а»
1-2 1-2 Е.В.Мазанова «Коррекция оптической дисграфии»
Занятие 1. Дифференциация букв о — а
Занятие 2. Дифференциация букв о — а в словосочетаниях, предложениях и тексте
Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическогослуха» Дифференциация гласных Выпуск 2 часть 1
9 Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «и-у»: - в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях;в текстах Зрительная дифференциация на материале букв «и-у» 1-2 1-2 Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическогослуха» Дифференциация гласных Выпуск 2 часть 1
10 Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «и-ы»: - в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях; в текстах Зрительная дифференциация на материале букв «и-ы» 1-2 1-2 Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха» Дифференциация гласных Выпуск 2 часть 1
11 Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «и-е»: - в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях;в текстах Зрительная дифференциация на материале букв «и-е» 1-2 1-2 Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха» Дифференциация гласных Выпуск 2 часть 1
11 Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [с-з].
Развивать фонематическую дифференциацию звуков [с-з] :- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях;в текстах Дифференциация звуков [c-з] Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» ЗАНЯТИИ 32. Дифференциация .туков 3 - 3'
ЗАНЯТИЕ 33.Дифференциации звуков С - С'
ЗАНЯТИе 34 Дифференциации звуков 3 3', С - С
ЗАНЯТИЕ 35. Дифференциация звуков С-С, 3-3' в словосочетаниях, предложениях и тексте
ЗАНЯТИЕ 36. Звуки С - С',3 - 3' в словосочетаниях, предложениях и тексте
Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическогослуха» Дифференциация звонких и глухих согласных Выпуск 2 часть 2
13 Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [б-п].
Развивать фонематическую дифференциацию звуков [б-п] :- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях;в текстах Дифференциация звуков [б-п]
1-2 1-2 Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» ЗАНЯТИЕ 15. Дифференциация звуков Б-Б'
ЗАНЯТИЕ 16. Дифференциация звуков П - П'.
ЗАНЯТИЕ 17. Дифференциация звуков Б- Б\П - П'.
ЗАНЯТИЕ 18. Дифференциация звуков Б - Б', П - П' в словосочетаниях, предложениях и текст
Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическогослуха» Дифференциация звонких и глухих согласных Выпуск 2 часть 2
14 Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [в-ф].
Развивать фонематическую дифференциацию звуков [в-ф] :- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях; в текстах Дифференциация звуков [в-ф]
1-2 1-2 Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» ЗАНЯТИЕ 19. Дифференциация звуков В - В'.
ЗАНЯТИЕ 20. Дифференциация звуков В- В' в словосочетаниях, предложениях и тексте
ЗАНЯТИЕ 21. Дифференциация звуков Ф - Ф'
ЗАНЯТИЕ 22. Дифференциация звуков В~ В',Ф-Ф
Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическог ослуха» Дифференциация звонких и глухих согласных Выпуск 2 часть 2
15 Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [г-к].
Развивать фонематическую дифференциацию звуков [г-к] :- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях; в текстах Дифференциация звуков [г-к] 1-2 1-2 Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» ЗАНЯТИЕ 23. Дифференциация звуков Г.-Г'
ЗАНЯТИЕ 24. Дифференциация звуков К - К'
ЗАНЯТИЕ 25. Дифференциация звуков К - К', Г-Г'
ЗАНЯТИЕ 26. Дифференциация звуков К - К', Г - Г'
Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха» Дифференциация звонких и глухих согласных Выпуск 2 часть 2
16 Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [д-т].
Развивать фонематическую дифференциацию звуков [д-т] :- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях;в текстах Дифференциация звуков [д-т]
1-2 1-2 Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» ЗАНЯТИЕ 15. Дифференциация звуков Б-Б'
ЗАНЯТИЕ 16. Дифференциация звуков П - П'.
ЗАНЯТИЕ 17. Дифференциация звуков Б- Б\П - П'.
ЗАНЯТИЕ 18. Дифференциация звуков Б - Б', П - П' в словосочетаниях, предложениях и тексте
Л.Е. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическогослуха» Дифференциация звонких и глухих согласных Выпуск 2 часть 2
17 Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [ж-ш].
Развивать фонематическую дифференциацию звуков [ж-ш] :- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях;в текстах Дифференциация звуков [ж-ш]
1-2 1-2 Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» ЗАНЯТИЕ 40.
Дифференциация звуков Ж-Ш
Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическогослуха» Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикатов, л-р. Выпуск 2 часть3
18 Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [с-ш].
Развивать фонематическую дифференциацию звуков [с-ш] :- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях;в текстах Дифференциация звуков [с-ш]
1-2 1-2 Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» ЗАНЯТИЕ 48.
Дифференциация звуков С-Ш
ЗАНЯТИЕ 49.
Дифференциация звуков С-Ш
Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическогослуха» Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикатов, л-р. Выпуск 2 часть3
19 Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [з-ж].
Развивать фонематическую дифференциацию звуков [з-ж] :- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях; в текстах Дифференциация звуков [з-ж]
1-2 1-2 Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» ЗАНЯТИЕ 48.
Дифференциация звуков С-Ш
ЗАНЯТИЕ 49.
Дифференциация звуков С-Ш
Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическогослуха» Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикатов, л-р. Выпуск 2 часть3
20 Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [с-ц].
Развивать фонематическую дифференциацию звуков [с-ц] :- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях;в текстах Дифференциация звуков [с-ц]
1-2 1-2 Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» ЗАНЯТИЕ 51.
Дифференциация звуков С — Ц в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическогослуха» Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикатов, л-р. Выпуск 2 часть3
21 Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [ч-ш].
Развивать фонематическую дифференциацию звуков [ч-ш] :- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях;в текстах Дифференциация звуков [ч-ш]
1-2 1-2 Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» ЗАНЯТИЕ 54.
Дифференциация звуков Ч-Ш
Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическогослуха» Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикатов, л-р. Выпуск 2 часть3
22 Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [ч-щ].
Развивать фонематическую дифференциацию звуков [ч-щ] :- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях;в текстах Дифференциация звуков [ч-щ]
1-2 1-2 Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» ЗАНЯТИЕ 52.
Дифференциация звуков Ч-Щ
Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическогослуха» Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикатов, л-р. Выпуск 2 часть3
23 Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [ч-ц].
Развивать фонематическую дифференциацию звуков [ч-ц] :- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях; в текстах Дифференциация звуков [ч-ц] 1-2 1-2 Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическогослуха» Дифференциация согласных
Выпуск 2 часть 2
24 Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [ч-т’].
Развивать фонематическую дифференциацию звуков [ч-т’] :- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях; в текстах Дифференциация звуков [ч-т’]
1-2 1-2 Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» ЗАНЯТИЕ 53.
Дифференциация звуков Ч - Т' в словах, предложениях и тексте
Л.Н. Ефименкова«Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематическогослуха» Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикатов, л-р. Выпуск 2 часть3
25 Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства.
Работа проводится по необходимости с-е
о-с
у-д-з
л-и
м-ш
в-д
б-д
У-Ч
п-т
П-Т Л-м,
Л-М
х-ж
ч-ъ
Г-Р
Ю-Н
и-ш л-я
Н-К
а- д и др. 5-7 5-7 Е.В.Мазанова «Коррекция оптической дисграфии»

Занятие 1. Дифференциация букв о — Занятие 2. Дифференциация букв о — а в словосочетаниях, предложениях и тексте
Занятие 3. Дифференциация букв у – и
Занятие 4. Дифференциация букв и - у в словосочетаниях,
предложениях и тексте
Занятие 5. Дифференциация букв и - у в словосочетаниях,
предложениях и тексте
Занятие 6. Дифференциация букв и- у в словосочетаниях,
предложениях и тексте
Занятие 7. Дифференциация букв и — ш
Занятие 8. Дифференциация букв и- ш в словосочетаниях,
предложениях и тексте
Занятие 9. Дифференциация букв б – д
Занятие 10. Дифференциация букв б - д в словосочетаниях,
предложениях и тексте
Занятие 11. Дифференциация букв п - т, П – Т
Занятие 12. Дифференциация букв п- т, П – Т
в словосочетаниях, предложениях и тексте
Занятие 13. Дифференциация букв л - м, Л – М
Занятие 14. Дифференциация букв л - м, Л - М
в словосочетаниях, предложениях и тексте
Занятие 15. Дифференциация букв к- н, К - Н
изолированно, в слогах и в словах
Занятие 16. Дифференциация букв к- н, К - Н
в словосочетаниях, предложениях и тексте
Занятие 17. Дифференциация букв ш - щ, III – Щ
Занятие 18. Дифференциация букв ш - щ, III - 1Ц
в словосочетаниях, предложениях и тексте
Занятие 19. Дифференциация букв и - ц, И – Ц
Занятие 20. Дифференциация букв и - ц, И - Ц
в словосочетаниях, предложениях и тексте
Занятие 21. Дифференциация букв ц - щ, Ц – Щ
Занятие 22. Дифференциация букв ц - щ, Ц - Щ
в словосочетаниях, предложениях и тексте
Занятие 23. Дифференциация букв 3-Е
Занятие 24. Дифференциация букв 3-Е
в словосочетаниях, предложениях и тексте
II Оценочный этап.
1 Выявить результативность проведения коррекционной работы и выделить комплекс задач, над которыми планируется работать в следующем триместре. Оценка динамики развития учащихся.
Календарно-тематическое планирование коррекционной работы
с группой учащихся 3-х и 4-х классов со смешанной формой дисграфии
на третий триместр учебного года 03.03.14 – 25.05.14 (максимально 20 часов)
№ Задачи коррекционной работы Тема занятия Количество часов Литература, методический материал
3 класс 4 класс I Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
1 Работа над связной речью:
Составление рассказов из предложений.
1-2 1-2 Андреева Н.Г.
«Логопедические занятия по развитию связной речи
младших школьников» В 3-х ч. Ч. 1: Устная связная речь.
2 Составление рассказа по опорным словам (существительным и глаголам).
1-2 1-2 3 Составление рассказа по сюжетной картине.
1-2 1-2 4 Составление рассказа по серии сюжетных картин.
1-2 1-2 5 Составление рассказа по вопросной схеме, пересказ).
1-2 1-2 6 Изложение (повествование, описание, рассуждение).
1-2 1-2 Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию связной речи
младших школьников» В 3-х ч. Ч. 3: Письменная связная речь.
7 Сочинение по серии картинок.
1-2 1-2 8 Сочинение по сюжетной картинке.
1-2 1-2 9 Сочинение по началу.
1-2 1-2 10 Сочинение на заданную тему.
1-2 1-2 II Оценочный этап.
1 Выявить результативность проведения коррекционной работы и выделить комплекс задач, над которыми планируется работать в следующем триместре. Оценка динамики развития учащихся.