Содержание и формы организации ЕГЭ по иностранному языку. Технология подготовки школьников к ЕГЭ по иностранным языкам


"Итоги ГИА 9 и 11 классов в 2015 году. Содержание и формы организации ЕГЭ по иностранному языку. Технология подготовки школьников к ЕГЭ по иностранным языкам"
Учитель английского языка
МАОУ СОШ № 2 г. Немана
Джураев К.М.
В прошлом учебном году из числа учащихся МАОУ СОШ № 2 г. Немана ГИА по английскому языку сдавал один учащийся. Результаты оказались намного хуже ожидаемого – 22 балла, что в эквиваленте приравнивается к оценке «2». Та же самая картина по немецкому языку: трое учащихся набрали в среднем 20 баллов.
Что касается ЕГЭ, английский язык сдавали 2 учащихся, которые едва переступили минимальный порог, набрав 29 баллов в среднем. И один учащийся сдавал ЕГЭ по немецкому языку (итог 40 баллов).
По сравнению с предыдущими годами эти показатели являются самыми наихудшими, так как средний балл по английскому языку в 2013 году составлял 73,66 баллов, в 2014 году- 44,7 баллов.
Отрицательная динамика в подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ по иностранному языку обуславливается следующими факторами:
Изменение формата экзамена, а именно добавление устной части экзамена, что требует не только подготовки к сдаче экзамена, но и преодоление психологического барьера, так как учащийся практически остается один на один со включенным микрофоном, на который он должен в течение ограниченного времени устно выполнить те задания, на подготовку которых ему отводится полторы минуты.
Усиление контроля в ППЭ, что исключает возможность прибегнуть посторонней помощи, в то же время обеспечивает объективное выявление у учащихся уровня сформированности основных видов речевой деятельности и способности учиться в высшем учебном заведении.
Языковой барьер и напряженность, так как у учащегося ( в отличии от ГИА) нет экзаменатора собеседника, который «разогревает» ( Warm up) учащегося перед тем, как последний приступает к выполнению задания.
ЕГЭ как итоговая форма контроля иноязычнойкоммуникативной компетенции
Единый государственный экзамен по иностранным
языкам позволяет:
установить уровень освоения участниками ЕГЭ
Федерального государственного стандарта среднего
(полного) общего образования;
обеспечивает объективное выявление у учащихся
уровня сформированности основных видов речевой
деятельностии способности учиться в высшем учебном заведении.
ЕГЭ по иностранным языкам является экзаменом по
выбору.
Объективность результатов ЕГЭ
обеспечивается:
соответствием содержания экз. работы содержанию обучения;
использованием различных типовзаданий, проверяющих знания и умения на разных уровнях сложности;созданием единых подходов к системе оценивания заданий со свободнымразвернутым ответом;
организацией системы экспертизы иапробации КИМ;
стандартизацией всего инструментария ЕГЭ (разработка единых условий проведения экзамена, единых процедур проверки экз. работ и подготовки экспертов)
Отличие ЕГЭ от традиционных
экзаменов.
1. В отличие от традиционного формата экзамена
ЕГЭ направлен на выявление уровня
сформированности всех видов речевойдеятельности в контексте реальныхжизненных ситуаций устного и письменного
общения.
2. Базовый, повышенный и высокий уровни
заданий ЕГЭ соотносятся с уровнями
владения иностранными языками,
определенными в документах Совета Европы
( базовый – А2, повышенный –В1, высокий –
В2).
5.Форматом
(содержание и форма)
6. Процедурой
(специально подготовленные площадки,эксперты)
7. Оцениванием
(дихотомическая модель,критерии)
Для успешного прохождения ЕГЭ
учащемуся необходимо :четко следовать инструкции к заданию, в том числе соблюдать предписанный объем письменного или устного высказывания
освоить процедуру переноса ответов из контрольно-измерительных материалов (КИМ) в бланки ответов
уметь работать в условиях ограниченного времени, отведенного на выполнение конкретного задания
В процессе подготовки учащихся кЕГЭ учителям следует:
провести анализ нормативных документов: спецификации экзаменационной работы, кодификатора элементов содержания, демонстрационных вариантов КИМ по английскому, немецкому, французскому языкам (с особым вниманием к критериям оценивания)
следить за изменениями в структуре и содержании контрольных измерительных материалов
использовать при обучении учащихся только учебники и пособия, имеющие гриф Министерства образования и науки и ФИПИ
перестроить процесс обучения таким образом, чтобы на уроках был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов коммуникативной компетенции, а именно: речевой, языковой,
социокультурной, компенсаторной и учебно- познавательной
анализировать с учащимися работы участников ЕГЭ и тестирования с точки зрения их содержания и
формы выполнения, сильных и слабых сторон
проводить специальные уроки по обучению написания письменных высказываний с элементами
рассуждений в формате ЕГЭ
проводить обобщающие уроки по развитию умений говорения вформате ЕГЭ с последующим анализом ответов учащихся с точки зрения требований ЕГЭ
систематически включать в уроки задания на аудирование в формате ЕГЭ
задействовать ИКТ в качестве средства для повышения качества обученности во всех видах речевой деятельности и аспектов языка
            В целом, можно сказать, что успешная сдача ЕГЭ по английскому обеспечивается следующими факторами:
хороший уровень владения английским языком
владение стратегиями разного вида аудирования и чтения (понимание основного содержания, запрашиваемой информации и полного понимания)
знакомство с форматом экзамена
тренировка всех аспектов в формате экзамена (контроль за временем, аудиозапись устных ответов с их последующим прослушиванием и анализом)
ознакомление с критериями оценивания заданий, объяснение предъявляемых требований.
          Конечно, лучше всего заниматься индивидуально с профессиональным педагогом, знающим формат ЕГЭ и имеющим опыт в подготовке к нему. Школьных уроков не достаточно для успешной сдачи экзамена.
Развитие этих компонентов коммуникативной компетенции безусловно требует долгой и кропотливой работы на протяжении многих лет.
Весь процесс обучения иностранному языку при правильной его организации должен постепенно подводить учащихся к ЕГЭ, который, собственно, и может являться логическим завершением этого процесса.
       Результаты экзаменов выявили следующие проблемы при подготовке учащихся: 1. Традиционный школьный экзамен значительно отличается от ЕГЭ, поэтому новизна формата экзамена и его процедуры стала проблемой для некоторых детей. 2. Неумение рассчитать время на выполнение тестовых заданий (учащиеся должны быть научены работать в ограниченном временном режиме); 3. Письмо как проблемная область экзамена, т.к., по признанию самих учителей и выпускников, пока на продуктивное письмо на уроках уделяется недостаточно времени. У детей возникают проблемы, т.к. они не умеют работать с бланком ответа (например, правильно расположить письменный текст, выполняя задание в разделе «Письмо»); Также большой проблемой является незнание особенностей организации письменного текста, неумение писать связный текст. 4. Задание на аудирование не было неожиданным, но многие испытуемые отмечали, что практики на уроках английского языка им явно не достаточно для того, чтобы чувствовать себя уверенно при выполнении этого раздела экзамена. Практика выполнения заданий с использованием аудиозаписей должна быть повседневной на уроках по этому предмету и начинаться задолго до начала подготовки непосредственно к ЕГЭ. 5. У отдельных учащихся наблюдается низкий общий уровень языковой компетентности и как результат – невыполнение задания (сдан незаполненный бланк или объем написанного текста не позволяет оценить его). Типичными ошибками при написании письма являются:
ошибки правописания,
нарушение логики при изложении мыслей в письменном форме,стилистические ошибки при написании неформального письма,
лексико-грамматические ошибки (индивидуально)
     Учитывая приведенные выше проблемы и замечания, при подготовке ученика к ЕГЭ по английскому языку следует обратить особое внимание на следующие факторы, т.к. от них зависит положительный исход экзамена:
должный уровень развития коммуникативной компетенции (владение иностранным языком);
овладение стратегиями разного рода аудирования и чтения;
знакомство с форматом экзамена;
тренировка в формате теста (выполнение инструкций, контроль за временем, магнитофонная запись устных ответов с их последующим прослушиванием и т.д.).
        Подготовка к сдаче ЕГЭ при помощи различных видов УМК.      На сегодняшний день в распоряжении, как учителей, так и самих учеников есть целый арсенал различных средств для формирования необходимых навыков и подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку. К ним относятся всевозможные пособия с тестами (КИМами) для самоподготовки, различные он-лайн тренажеры, обучающие компьютерные программы и конечно нельзя списывать со счетов традиционные УМК.       И, тем не менее, при всем разнообразии средств для подготовки к сдаче ЕГЭ какими бы хорошими они ни были, они не способны заменить учебник.       Задача тестов – измерить, а задача учебника – научить (в том числе и как выполнять тесты). Учебники, точнее УМК не только обучают, но и развивают и воспитывают учащихся.
Пособия очень высокого уровня, как и сам ЕГЭ, не привязаны ни к одному учебнику.
          Таким образом, можно констатировать, что в настоящий момент существует различный  арсенал, который поможет учащимся эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ по английскому языку