Конспект для 3 класса «Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»

КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: л и т е р а т у р н о е ч т е н и е
Учитель: О.Е.Морозова
Тема урока: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Класс: 3 "Б"

Дата проведения: 09.04.2014 г.

Цель урока: Познакомить с новой сказкой Д.Н.Мамина-Сибиряка " Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу". Развивать навыки выразительного чтения, развивать умение находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев; развивать память, внимание, речь учащихся; воспитывать любовь к животным. учить давать характеристику главного героя сказки; сравнивать его с другими героями, наблюдать за развитием сюжета в разных сказках, сравнивать и обобщать; характеризовать героев сказки: обращать внимание на речь персонажей, осмысливать их поступки ;
Планируемые результаты:
Познавательные - определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста сравнивать героев произведения на основе поступков.
Личностные - участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.
Регулятивные - развитие памяти, умения анализировать и обобщать, определять качества личности по поступкам; развитие устной и письменной речи; развитие творческих способностей;


Оборудование: учебник “Литературное чтение” 2 часть 3 класс Л.Ф.Климанова, рисунки детей с изображением главных героев сказки, кроссворд, иллюстрации к кроссворду, изображения главных героев, попавших в беду, изображения героев на свободе, стенд с книгами и портретом Д.Н.Мамина-Сибиряка, сообщения ребят.






Ход урока:

I. Слово учителя.
- Ребята, давайте начнём наш урок с улыбки, ведь улыбка – наш первый помощник во всех делах, а нам сегодня предстоит потрудиться.
1. Речевая разминка
Прочитай на одном дыхании:
РА-РО-РУ-РЫ-РЭ
РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ
АРЬ-ОРЬ-УРЬ-ЫРЬ-ЕРЬ
2. Упражнения для активизации органов речи (для развития голоса) – скороговорка.
Воробей просил ворону Ерша вызвать к телефону - Посмотрите на доску. Что написано? (скороговорка) - Читаем ее шепотом. - Читаем ее громко. - Читаем с вопросом. - Читаем с чувством. - Читаем повышая-понижая голос
II. Этап подготовки к усвоению новых знаний и способов действий. (проблемный метод) карточки
1. Игра “Кто быстрей?” зачеркни повторяющиеся буквы, из оставшихся букв получи слово и  прочитай фамилию автора (букву М не трогать) 
В
Ы
М
С
Я

Г 
А
Ф 
Т 
Ю

С
Л
Е 
М
Я

И
Ф 
Г
В
Ы 

Ю 
Е 
Л 
Т 
Н 

2. Биография Д.Н.Мамина-Сибиряка. (рассказывает ученик)  “Мамин Дмитрий Наркисович, псевдоним Сибиряк. Родился 25 октября 1852 года в семье заводского священника, на Урале, в заводском посёлке. Семья жила бедно, в доме на счету была каждая копейка. Но его родители любили людей, и люди тянулись к ним. По вечерам к ним домой заходили старые фабричные мастеровые. Мальчик ждал их с нетерпением. С ними было интересно, они многое могли рассказать из своей жизни, знали столько сказок и преданий, а иногда кто – нибудь затягивал старинную песню и остальные дружно подхватывали её. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова. Семья выписывала для детей журнал “Детский мир”. В мальчике рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения. В детстве и юности Мамин-Сибиряк немало исходил глухих деревень, горных рудников и приисков. Знал все тропинки, ведь лес начинался сразу за домом. Часто бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор. Он написал десятки романов и повестей, сотни рассказов и очерков о жизни родного края, Урала. В 1892 году выходит его сборник для детей “Алёнушкины сказки”. Автор признавался: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”.
- Для кого писал Дмитрий Наркисович свои сказки? (для Алёнушки)
- Как вы думаете, кто такая Алёнушка? (его дочь)
- Да, вы правы. Писатель сочинял свои сказки для больной дочери, которую он растил и воспитывал один.
- Ребята, а как вы думаете, как автор относится к дочери? (очень любит)
- Почему вы так думаете? (называет ласково)
- Какие сказки Мамина-Сибиряка вы уже читали? (ответы ребят)

Вывод: - Сегодня мы будем работать со сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка «Про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий - Назовите, пожалуйста, главных героев сказки (воробей, ёрш,)

- Какие отношения были у воробья и ерша? (дружеские).

- Найдите строки в тексте, подтверждающие ваш ответ (с.86 - приглашение в гости; желание угостить друга). Чтение по ролям.

- Какие вы встретили непонятные слова? (помаленьку - не спеша, неторопливо; душа в душу - дружно, дело правое - не обманывал ).

- Как жилось героям зимой и летом? (с.87-88). Найдите строки в тексте, подтверждающие ваш ответ.

- Какие неприятности и трудности были у друзей? (с.89; ). Найдите строки в тексте, подтверждающие ваш ответ.

- Что вы заметили необычного в именах животных? (имя, отчество). - Почему так обращаются друг к другу? (жили в большой дружбе, уважают друг друга). - Почему же они не смогли попасть друг к другу в гости? (разная среда обитания).

- Чему учит сказка? (уважительному отношению, дружить со всеми, быть гостеприимным, вежливо разговаривать).

Физминутка
 IV. Этап первичной проверки усвоения новых знаний и способов действий. - Проверим, как вы поняли новую тему: я предлагаю вам заполнить таблицу № 1 о прочитанном произведении: (работа в группах)

Таблица №1
Параметры исследования
“Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу”

Автор
Д. Мамин-Сибиряк

Жанр сказки
О животных

Главные герои
Воробей Воробеич, Ёрш Ершович, Яша

Особенности композиции

Испытания (беда)
ссора

Повторы
нет

Награда
Награду получили все птицы и рыбы


- 1-я группа зачитывает заполненную таблицу, остальные сравнивают ответ.
- Произведение какого жанра прочитали?  жите (сказка, т.к. животные разговаривают,....). - Какого вида сказка? (о животных, т.к. главные герои - животные) - А кто написал эту сказку? Назовите автора.
- Какой можно сделать вывод, какая эта сказка? (авторская).

- Чем отличается сказка авторская от народной? - Вывод учителя о произведении: автор - Д.Н.Мамин-Сибиряк, произведение - “Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу”; жанр сказки - сказка о животных).
V. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

- Постарайтесь сравнить героев сказки. Заполните, пожалуйста, таблицу 2: (работа в группах)

Таблица №2
Особенности героев сказки

Параметры сравнения
Воробей
Ёрш

Внешность героя
задиристый
сонный

Характер героя
Весёлый, озорной, задиристый
Грустный, спокойной, сонный

Отношения с другими героями
Дружит с трубочистом Яшей, поссорился с Ершом из-за червяка, мириться не хочет
Дружил с Воробьём, съел его червяка, обвинил Воробья в обмане

Отношение автора к герою
Смеётся над Воробьём
Смеётся над Ершом


Слова для справок:

Проверка работ.
- Из-за чего возникла ссора у старых приятелях?
- Давайте перечитаем этот эпизод. Как должны звучать слова Воробья Воробеича? (гневно, торопливо, громко, с возмущением).
- А как должны звучать слова Ерша Ершовича? (спокойно, уверенно, с интонацией оправдания) (с.89-90)
- Как же помирились приятели?
- Что предложил Яша? Прочитайте его слова как он мирил маленьких озорников.(с.92)
Вывод учителя: главные герои разные внешне, с разными характерами, но их сближает дружба и уважительное отношение друг к другу.
VI. Этап обобщения и систематизации знаний. - Сделаем краткое обобщение урока, ответив на два вопроса: а) Назовите героев произведения. б) Назовите главное слово, которое определяет отношение героев друг к другу (уважение). Вывод учителя -Сегодня мы поработали над произведением Д.Мамина Сибиряка. Мы увидели жизнь животных в сказке. У каждого живого существа на земле своя жизнь. Большая или маленькая, но единственная и своя, поэтому любую жизнь мы должны беречь и ценить.

Сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка можно читать и перечитывать, и каждый раз открывать для себя что – то новое. И я надеюсь, что вы ещё не раз перечитаете эти сказки.

2. Выставление оценок
VII.. Этап подведения итогов. - Что понравилось на уроке? - Что узнали нового? - А кому было трудно? VIII. Этап информации о домашнем задании С.94 № 12, 14 на выбор. Для успешного выполнения домашнего задания, используйте советы рассказчика в рабочей тетради на с.47

 








 
·