Классный час по курсу «ШКОЛА ДОРОЖНОЙ ГРАМОТЫ» «Сигналы светофора и действия участников дорожного движения»


Классный час
по курсу «ШКОЛА ДОРОЖНОЙ ГРАМОТЫ»
(для обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости ) Тема: «Сигналы светофора и действия
участников дорожного движения»
Составитель: учитель начальных классов
Колодий Елена Евгеньевна
Цель: Прививать навыки безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
1.Закреплять представление о сигналах светофора, их значение.
2. Развивать умение правильно выполнять действия по сигналу светофора.
3. Воспитывать чувство уважения к себе, к окружающим людям – пешеходам, к водителям.
Словарная работа: грузовая машина, водитель, пешеход, пешеходный переход, светофор, цвета (красный, желтый, зеленый) .Материалы и оборудования:
Грузовая машина, конверт с письмом, плоский светофор, на палочках круги по цвету светофора, учебное пособие для дошкольников «Дорожная азбука» (карточки).
Для обучающихся: рули, плоские макеты светофора, круги красных, желтых, зеленых цветов, клей-карандаш.
Ход проведения
Вступительная часть.
Учитель: По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правил,
Легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным
И помни наперёд:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
Ребята, сегодня мы поговорим о самом лучшем друге водителей и пешеходов – светофоре. Повторим значение его сигналов и действия участников дорожного движения.
II. Основная часть.
Дети сидят на стульях (полукругом). Вдруг все слышат сигнал машины. Учитель обращает на это внимание. - Ребята, слышите, кто-то за дверью сигналит. Давайте посмотрим, что там такое. Ой, смотрите, что к нам приехало? (Ответ детей - машина). Ребята, а какая это машина? (Ответ детей - грузовая). Правильно. А для чего нам нужна грузовая машина? (Для перевозки грузов). - А какие грузы может перевозить машина? (Ответ детей). Скажите, а что это? (Учитель показывает на части машины (кабина, колеса, кузов)) (Ответы детей). Молодцы! А кто водит машины? (Ответ детей - шофер). Так давайте посмотри, что же нам машина привезла! О, смотрите, здесь есть письмо.
«Шлю посылку Вам друзья
Изучайте Вы меня.
У меня всего три глаза,
Разноцветные они.
Каким глазом подмигну,
Что Вам делать подскажу.
С уважением Ваш друг - СВЕТОФОР».
Учитель: Кто же нам прислал письмо? (достает светофор и просит детей назвать гостя (Светофор) сначала вместе, а затем индивидуально). Посмотрите, ребята у нашего Светофора глаза разного цвета, а какой вы видите? (Дети называют цвета, а учитель просит показать его на светофоре. Наш друг – светофор всегда подскажет, что надо делать: ехать или стоять, а может быть, просто приготовится. Самое главное смотреть на светофор внимательно. Вот послушайте:
Красный свет – дороги нет,
Желтый – приготовится,
А зеленый говорит - можно ехать, путь открыт.
- Ребята, а вы хотите поиграть со светофором? (ответы детей).
Учитель раздает детям рули. - Я буду показывать сигналы (кружочки на палочке) и произносить слова, а вы будете выполнять движения:
красный цвет – дороги нет (руль в одной руке, опущенной вниз)
желтый – приготовиться (дети берут руль двумя руками, имитируя звук двигателя автомобиля),
а зеленый говорит – можно ехать – путь открыт (дети двигаются врассыпную по классу)
Игра повторяется 2-3 раза (учитель подсказывает детям движения, которые необходимо выполнить).
Учитель: - Молодцы, все были внимательными! Ребята, светофор помогает не только водителю, но и пешеходу. Давайте повторим, где должны ходить пешеходы и как должны переходить дорогу. (Рассказ сопровождается показом карточек). Транспорт движется по проезжей части, а пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, если нет тротуара, можно двигаться по левой обочине навстречу движению транспорта. Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу – «зебра». Для пешеходов ставят специальные светофоры с двумя глазками - сигналами: в красном человечек стоит, а в зелёном шагает. Значит когда загорается красный сигнал – дороги нет, пешеходы стоят. Загорается зелёный сигнал – можно идти. Ребята на какой сигнал светофора мы будем переходить дорогу (ответы - на зеленый сигнал светофора). Ребята, а как же перейти дорогу, если на ней нет светофора? (Ответы) Пешеходам нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить.
Ребята, сейчас мы с вами выполним аппликацию. (Показ плоских макетов светофора). Посмотрите, чего не хватает нашим светофорам? (Ответы – глазков-сигналов). Правильно, сейчас мы с вами их приклеим. Подойдите к столам. Посмотрите на нашего друга Светофорика и разложите правильно глазки – сигналы на свои макеты светофора. Красный свет – дороги нет. Какой кружок нужно взять?
(Красный). Покажите его и положите на светофор.(По мере необходимости учитель предлагает свою помощь.) Желтый – приготовится. Какой кружок нужно взять?
(Желтый). Покажите мне его. Положите желтый кружок под красный кружок.
(Помогает детям, справится с заданием.)
А зеленый говорит: можно ехать, путь открыт. Какого цвета надо взять кружок?
(Зеленый). Правильно. Положите зеленый кружок в самый низ. А теперь давайте приклеим глазки-сигналы. (Дети приклеивают, учитель помогает). Молодцы! Какие красивые у вас получились светофорчики.
III. Итог урока.
Ребята, напомните мне, пожалуйста, кто самый лучший друг водителей и пешеходов? (светофор). На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (зеленый). Какой сигнал запрещает движение? (красный). А желтый? (Приготовиться) Молодцы! Светофор помогает не только пешеходу, но и водителю.
Кто не знает до сих пор, что такое светофор?
Что его предназначенье регулировать движенье?
Знать его обязан каждый. Он простой, но очень важный.
Днем и ночью круглый год у него полно забот:
Днем и ночью круглый год он сигналы подает.