План-конспект внеурочного занятия Школа веселого язычка


Управление образования Администрации Солнечногорского муниципального района
Московской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Андреевская средняя общеобразовательная школа
т. .8-495-536-37-34 141551, Московская область, Солнечногорский район, п.Андреевка, д.9а e-mail: andr.school @ mail.ruЗанятие по внеурочной деятельности
«Школа веселого язычка»
Разработала: учитель начальных классов
Талызина Екатерина Ивановна
МБОУ «Андреевская» СОШ
р.п. Андреевка 2016г.

План-конспект
Занятия по внеурочной деятельности «Школа веселого язычка»
Разработала: учитель начальных классов
Талызина Екатерина Ивановна
МБОУ «Андреевская» СОШ
Пояснительная записка
Направленность программы – общеинтеллектуальное. Основные виды деятельности - игровая и познавательная. Программа рассчитана на 33 часа,1 часа в неделю для учащихся первых классов, испытывающих трудности в овладении русским языком. Количество обучающихся в группе 10-14 человек.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка. С каждым годом растет число детей,у которых обнаруживаются стойкие трудности в обучении. По статистическим данным исследований количество таких учащихся составляет 20-30%. Несформированность всех компонентов речи, является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала по русскому языку, так как нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение в чтении и письме.Этим детям необходимы дополнительные занятия по развитию устной речи. Программа не является дублированием образовательной программы по русскому языку.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время - это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные качества проявляют себя эмоционально.
В связи с переводом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности - творческой, познавательной, игровой - обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на развитие всех психических процессов и на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Цели курса:
•создание условий для достижения обучающимися с ОВЗ необходимого уровня речевого развития для освоения образовательного стандарта, для многогранного развития личности в свободное от учёбы время;
• развитие здоровой, коммуникативной личности ребенка средствами расширения практических умений по развитию речи в целом.
Задачи курса:
Обучающие
1.Формирование фонематических процессов.
2.Формирование грамматическогостроя речи
3.Уточнение и расширение лексического запаса.
4.Формирование полноценной связной речи.
Личностные
1. Развитие коммуникативной культуры общения.
2. Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения;
3. Способствовать мотивации к позитивному развитию диалогической речи.
Ожидаемые результаты:
- использование коммуникативных навыков в общении при помощи речи в социуме;
- увеличение познавательной активности каждого ребенка;
- расширение словарного запаса;
- улучшение устной связной речи;
- укрепление здоровья школьников.
Планируемые личностные результаты:
- готовность детей к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного речевого развития;
- навыки самоанализа, самостоятельности и аккуратности.
В результате прохождения программы должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
Личностные:
внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);
смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).
Коммуникативные:
ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения;учет разных мнений и умение обосновать собственное;
умение слушать собеседника;
потребность в общение со взрослыми и сверстниками
Регулятивные:
целепологание;
контроль;
коррекция;
оценка;
саморегуляция.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации;
самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
анализ объектов с целью выделения признаков;
синтез;
установление причинно-следственных связей.
Этапы семинара:
Видеоурок. Теоретическая часть.
- Артикуляционная гимнастика
- Пальчиковая гимнастика
- Дыхательно-голосовые упражнения
Занятие–игра с детьми «Путешествие в страну правильной речи»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Разрешите задать вам несколько вопросов:
- Что такое артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика?
- Знаете ли вы, как правильно проводить их?
- Используете ли вы артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику во время физкультминуток?
Как показало многократное изучение, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и письмом.
Артикуляционные, пальчиковые и дыхательные упражнения необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, и всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к красивой речи.
Начнем с артикуляционной гимнастики.
Что же такое артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специаль¬ных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуля¬ционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом про¬цессе.
Цель артикуляционной гимнастики: нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность и координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключать с одного движения на другое.
Что же такое пальчиковая гимнастика?
Пальчиковая гимнастика - это комплекс упражнений для развития и совершенствования "тонких" движений пальцев рук.
Цель пальчиковой гимнастики состоит в том, что она помогает бороться с умственной усталостью, снимает напряжение артикуляционного аппарата, повышается тонус организма и дает оздоравливающий и развивающий эффект.
Дыхательно-голосовые упражнения. Выделяют два типа дыхания: физиологическое (жизненное) и речевое. Речевое дыхание происходит сознательно, управляемо, вдох и выдох через рот, выдох значительно длиннее вдоха, потому, что на выдохе произносим звуки, слова, фразы и др.
Цель дыхательно-голосовых — увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Значение такой гимнастики для общего физического развития велико, ведь:
•упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка;
•упражнения учат детей управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой;
•правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья;
•дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания.
«А знаете ли вы, что медленный выдох поможет ребёнку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем самым, поможет избежать стресса».
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
Дорогие ребята!
Сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся с вами путешествовать в страну правильной речи. В этой сказочной стране множество препятствий и преград . В нашем путешествии нам поможет карта. Давайте прочитаем, что нам повстречается по Стране правильной речи.
Город ветров
Буквоград
Горы внимания
Словоград
Море скороговорок
Веселая полянка
Ворота загадок
Итак отправляемся . Держимся друг за друга как вагончики. Я буду вашим локомотивом. Вот мы с вами в городе ветров. И на пути у нас первое препятствие. Кто дальше задует ватку в ворота?
Фокус с ваткой.
Отправляемся дальше в Буквоград. Чтобы пройти дальше вам нужно отгадать зашифрованное слово. Попросим наших гостей помочь нам. Нужно на спинке нарисовать буквы, а дети из счетных палочек сложат нарисованную букву. Из букв получится слово.
Вот и Горы внимания. Как же нам их пройти? Надо доказать, что мы очень внимательные. Поиграем с вами в игру «Снежный ком». Я называю вам слово, потом поочереди вы называете мое слово и придумываете свое слово. Следующий называет мое слово предыдущего игрока и свое слово и т.д.
Словоград. В словограде мы поиграем в слова. Я говорю вам какое-то слово, а вы называете его ласково. Слова: Тося, Вася, веселый пес, синее колесо, красивая осина, серые усы, масло, письмо, сало, строение, кресло, стихотворение, шишка, шашлык, кувшин, хлопушка, шкатулка.Чтобы проплыть Море скороговорок. Мы будем рисовать волны и проговаривать скороговорку.
Ребята вы устали? Хотите потанцевать? (вкл. Музыка Е. Железновой «У жирафов»)Вот мы и прошли все препятствия. Вам понравилось в стране правильной речи?
Спасибо за внимание!