Доклад по иностранному языку на тему Новые УМК по иностранным языкам как один из возможных эффективных путей повышения качества обучения ИЯ в общеобразовательных учреждениях.


Муниципальный методический центр "LINGUA"
Творческая лаборатория
Соответствие содержания современного УМК по иностранному языку требованиям ФГОС, достижению предметных, метапредметных, личностных результатов на основе содержания используемых ФГОС
Доклад на тему:
Новые УМК по иностранным языкам как один из возможных эффективных путей повышения качества обучения ИЯ в общеобразовательных учреждениях
Выполнила учитель немецкого языка
МАОУ СОШ №25 г.Балаково
Резник Татьяна Ивановна
Балаково
январь 2017
В эпоху господства английского языка в мировом образовательном пространстве немецкий язык и прочие «малые» иностранные языки оказываются в достаточно сложной ситуации, и не только в России. Ведётся жёсткая конкурентная борьба за выживание немецкого языка как предмета не только школьной, но и вузовской программы. Это вызывает необходимость создания новых, инновационных учебно-методических комплектов современного немецкого языка, ведь полилингвизм, будучи непременным требованием Европейского союза к образованной личности, может быть основан только на сохранении и приумножении практики преподавания не-скольких иностранных языков на основе современного, основанного на реальном речеупотреблении, яркого и умного учебника.
Преподавание и научное исследование немецкого языка в нашей стране имеют огромную, чрезвычайно богатую традицию. Труды замечательных советских германистов О. И. Москальской, И. И. Чернышёвой, М. Д. Степановой, Е. И. Шендельс, В. Г. Адмони стали классикой ещё в 1970-е годы. Школа И. Л. Бим до сих пор является фирменным знаком нашей методической науки и основой для формирования множества поколений ценителей немецкого языка.
Новый курс призван служить и важному экономическому фактору в жизни России: известно, что до 80% фирм, вкладывающих средства в экономику России, представляют немецкий капитал; в России действуют многочисленные научные и культурные фонды: Немецкий культурный центр им. Гёте (Goethe-Institut), DAAD (Германская служба академических обменов), Фонд им. Александра фон Гумбольдта, Объединение им. Гельмгольца и др.), которые оказывают поддержку изучающим немецкий язык и культуру студентам-германистам, молодым учёным, учителям, направляют их на стажировки в ФРГ, открывают путь в профессиональную жизнь. Но в результате прохладного отношения к немецкому языку в России и сами немцы предпочитают пользоваться английским языком для бизнес-общения в работающих здесь фирмах, поскольку знание немецкого языка молодыми людьми оставляет желать лучшего. Понятно, что наша страна от этого серьёзно проигрывает как в экономическом, так и в культурном и политическом отношении.
Наша методическая школа не предполагает в этой связи пассивного наблюдения и констатации сложившегося положения. В последнее время в России появились новые серии учебно-методических комплектов по немецкому языку, созданные отечественными авторами. В авторские коллективы приглашаются немецкие соавторы, в учебниках используется самый современный языковой материал, малоизвестные, но чрезвычайно интересные подробности жизни и быта немцев, местных традиций, обычаев, с тем чтобы как можно более наглядно и увлекательно представить учащимся особенности немецкой культуры и менталитета. Тем самым учителю предлагаются аутентичные учебники для российского учащегося, учитываются его интересы и кругозор, прогнозируются сложности, с которыми он может столкнуться. Авторы предлагают учителю знакомую ему методическую материю, при этом совершенствуя и модернизируя её, но сохраняя то, что считается ценным опытом отечественной методической школы: углублённое изучение фонетики, подробное ознакомление с грамматикой и закрепление её на основе достаточного количества упражнений, диалог культур в текстах и устных ситуациях и т. д.
Такой подход характерен для нового учебного курса, выходящего с 2009 года в издательстве «Просвещение», — «Вундеркинды». Название серии предполагает, что каждый изучающий немецкий язык уже вундеркинд, перспективно мыслящий человек, понимающий, что нужно сделать для своего будущего процветания, и сделавший для этого правильный выбор в пользу немецкого языка. Этот курс коммуникативен, разнообразен и отражает всю гамму подходов и приёмов современной методики. Его создавали авторы, имеющие большой опыт в издании федеральных серий УМК по немецкому языку для массовой школы: учебный комплект для 5 класса написан доцентом Г. В. Яцковской, УМК для 6—9 классов — группой авторов во главе с профессором О. А. Радченко.
Авторы курса исходят из того, что:
•учащиеся характеризуются в целом большой восприимчивостью к изучению иностранных языков, в особенности если процесс изучения подкреплён новаторскими идеями, реализованными в серии УМК;
•изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных, когнитивных и интеллектуальных способностей школьников, речи на родном языке, что в целом позволяет оптимально формировать общеучебные умения учащихся;
•предмет «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно;
•иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира, особенно в условиях диалога, а то и полилога культур (если речь идёт об изучении немецкого языка через русский в национальных школах), что повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и её социальной адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни;
•изучение иностранного языка расширяет лингвистический кругозор учащихся, учит толерантному отношению и пробуждает искренний интерес к другим культурам и менталитетам.
Каждый УМК серии «Вундеркинды» рассчитан на изучение немецкого языка в объёме трёх часов в неделю. Каждая глава в учебниках УМК завершается подведением итогов (1 час), ещё 1 час отводится на выполнение контрольной работы по итогам каждой главы. 10—12% всего отведённого времени — резервные уроки, предназначенные для повторения и тренировки, а также для выполнения проектов.
Цели курса
Предмет «Немецкий язык» понимается авторами УМК серии «Вундеркинды» как один из ключевых компонентов основной образовательной программы основного общего образования. Преподавание этого предмета предусматривает реализацию следующих целей:
•развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка, в частности понимание важности изучения иностранного языка в современном мире ипотребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
•воспитание качеств гражданина, патриота;
•развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ;
•воспитание толерантного отношения к проявлениям иной культуры;
•развитие осознания своей собственной культуры.
Общая характеристика курса
Программа УМК серии «Вундеркинды» сохраняет преемственность по отношению к программе начального общего образования и предусматривает дальнейшее развитие тех видов речевой и иной деятельности учащихся, которые были предусмотрены на уроке немецкого языка в начальной школе. Одновременно она опирается на выводы возрастной психологии о характере и особенностях подросткового периода развития человека и воплощает эти выводы в принципах отбора и разработки учебных материалов серии для 5—9 классов.
Особую роль при этом играет ориентация на самостоятельную когнитивную деятельность подростков, их способность к оценочным и контрольным действиям на уроке немецкого языка, внимание к проблемам личностного характера в коммуникации с одноклассниками и сверстниками.
Новая серия УМК по немецкому языку для основной школы учитывает важность всех трёх основных компонентов познавательного процесса средствами иностранного языка: знания языкового репертуара, коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности, социокультурной компетенции. При этом основной акцент делается в серии на сочетании коммуникативной и социокультурной составляющих, которое в итоге должно сформировать у обучающихся общее представление о немецком языке как об одном из средств вербализации мира, одной из возможных культурных сред человечества, имеющей собственную ценность и позволяющей в процессе сопоставления с ней осознать специфику культур-ной идентичности своего народа.Требования к результатам освоения содержания программы по немецкому языку для основной школы
1. Важные для данной стадии изучения немецкого языка личностные результаты зафиксированы во ФГОС в следующем формате:
— формирование дружелюбного и толерантного отношения кценностям иных культур (на примере культур народов немецкоязычных стран), оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в странах немецкоязычного региона, с образцами немецкой, австрийской и швейцарской литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности в области немецкого языка;
— формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, расширение и систематизация знаний о немецком языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой, в том числе в условиях немецко-русского языкового и культурного контраста;
— достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
— создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения немецким языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, кизучению второго/третьего иностранного языка, к использованию немецкого языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
2. Новая серия УМК по немецкому языку должна стать основой для достижения обучающимися важных метапредметных результатов в рамках изучения основ иностранного языка и культуры. В частности, такими результатами должны стать:
— умение самостоятельно определять цели изучения немецкого языка, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач для достижения наибольшей эффективности
восвоении немецкого языка;
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией и вариативностью требований и задач в процессе изучения немецкого языка и культуры;
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения с использованием учебного портфолио;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности в рамках предмета «Немецкий язык»;
— умение определять лингвистические понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии между родным и немецким языком, классифицировать языковые категории и единицы, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач коммуникативного и иного характера в процессе изучения немецкого языка;
— смысловое чтение с использованием текстов на немецком языке, отражающих актуальные реалии жизни народов немецкоязычных стран;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками на уроке немецкого языка и за его пределами; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
— умение осознанно использовать средства немецкого языка в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение немецкой устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, важных для лингводидактики;
— формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике, опираясь на информацию, полученную как из учебника, так и в процессе самостоятельного целенаправленного поиска в информационных средах.
3. Планируемые предметные результаты призваны отразить процесс совершенствования и систематизации ранее приобретённых коммуникативных умений для достижения более высокого уровня владения коммуникативной и межкультурной компетенциями. В частности: В коммуникативной сфере:
1. Речевая компетенция в четырёх видах речевой деятельности:
говорении:
•в условиях диалогического общения в стандартных речевых ситуациях начинать, поддерживать, вести, заканчивать различные виды диалогов, соблюдать нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивать, уточнять, расспрашивать партнёра по общению и отвечать на его вопросы, выражать согласие/отказ, высказывать своё мнение, просьбу, используя эмоционально-оценочные суждения;
•строить монологические высказывания, рассказывая о себе, своей семье, школе, своих интересах и планах на будущее, сообщая краткие сведения о себе, своём городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка, описывая события/явления, передавая основную мысль прочитанного или прослушанного, выражая своё отношение к прочитанному/услышанному, давая краткую характеристику персонажей;
аудировании:
•воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя и одноклассников;
•воспринимать на слух несложные аутентичные аудио- и видеотексты и, опираясь на языковую догадку и контекст, понимать основное содержание (сообщение, рассказ, интервью) и выделять необходимую/нужную/значимую информацию (прагматические аудио- и видеотексты);
чтении:
•читать аутентичные тексты разных жанров и стилей, используя различные стратегии извлечения информации (с пониманием основного содержания, с полным и точным пониманием, с выборочным пониманием значимой/нужной/необходимой информации);
•использовать различные приёмы смысловой переработки текста (языковая догадка, контекстуальная догадка, выборочный перевод), а также справочные материалы;
•творчески перерабатывать содержание прочитанного, оценивать его и выражать своё мнение к прочитанному;
письме:
•заполнять анкеты и формуляры;
•писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в немецкоязычных странах;
•составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.
2.Языковая компетенция (владение языковыми средствами общения):
• применение правил написания слов, усвоенных в основной школе;
• адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
• соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утверди-тельное, вопросительное, отрицательное, побудительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
• распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц;
• знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
• понимание и использование явлений многозначности слов немецкого языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
• распознавание и использование в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций немецкого языка, знание признаков изученных грамматических явлений;
• знание основных различий систем немецкого и русского/родного языков.
3.Социокультурная компетенция:
•знания о национально-культурных особенностях различных регионов России и немецкоязычных стран, полученные на уроках немецкого языка, в процессе из-учения других предметов, а также в процессе поиска дополнительной информации, в том числе и в Интернете;
•знание наиболее употребительной фоновой лексики, реалий немецкоязычных стран, некоторых образцов фольклора;
•распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета, принятых в немецкоязычных странах;
•знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
•представление об особенностях образа жизни, быта, культуры немецкоязычных стран, о сходстве и различиях в традициях своей страны и страны изучаемого языка;
•понимание роли владения немецким языком в современном мире.
4. Компенсаторная компетенция: умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования языковой и контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
В познавательной сфере планируемые результаты связаны с развитием у учащихся следующих умений:
•сравнивать языковые явления родного и немецкого языков на разных уровнях: грамматические явления, слова, словосочетания, предложения;
•использовать разные стратегии чтения/аудирования в зависимости от ситуации и коммуникативной задачи;
•действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и в процессе порождения собственных высказываний в пределах предметного содержания обучения немецкому языку в основной школе;
•осуществлять индивидуальную, групповую, исследовательскую и проектную работу;
•пользоваться справочным материалом и словарями, разными источниками информации, в том числе интернет-ресурсами;
•пользоваться способами и приёмами самостоятельного изучения немецкого языка.
В ценностно-ориентационной сфере:
•представление о немецком языке как средстве выражения чувств, эмоций;
•достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения в ситуациях межкультурного общения, установление и поддержание контактов в до-ступных пределах;
•осознание роли и места родного и немецкого языков как средств общения, познания и самореализации в поликультурном и многоязычном мире;
•приобщение к ценностям мировой культуры в различных формах реального и виртуального общения
В эстетической сфере:
•знание элементарных выражений чувств и эмоций на немецком языке и умение их использовать;
•знание некоторых образцов художественного творчества на немецком языке;
•осознание (понимание) прекрасного в процессе обсуждения/восприятия современных тенденций в литературеиискусстве.
Втрудовой сфере:
•умение рационально планировать свой учебный труд;
•умение работать в соответствии с намеченным планом. В физической сфере:
•стремление вести здоровый образ жизни.
Место курса в учебном плане
Учебный предмет «Немецкий язык» является составной частью образовательной области «Филология». Его основная задача — в совокупности с другими предметами этой области — заключается в том, чтобы создать базу для комплексного филологического образования обучающихся, включающего компетенции в области родного языка и литературы.
В соответствии с Федеральным государственным образо-вательным стандартом для изучения немецкого языка предусмотрены 510 учебных часов (102 часа ежегодно при трёх учебных часах в неделю). Принято условно разделять изучение немецкого языка в основной общей школе на два этапа — 5—7 классы и 8—9 классы. При этом спецификой первого этапа можно считать систематизацию языковых и социокультурных знаний, полученных в начальной школе на уроках немецкого языка, совершенствование приобретённых ранее речевых навыков и коммуникативных умений, расширение инокультурного опыта обучающихся в области немецкого языка. Особенностями второго этапа являются акцент на личностном развитии обучающегося, стимулировании его социальной активности и познавательной деятельности с привлечением широкого спектра как собственно языковой, так и культурологической информации в сопоставлении с фактами и явлениями родного языка и куль-туры.
Основное содержание курса
Предметное содержание речи
1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.
2.Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода, покупки.
3.Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек.
4.Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
5.Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
6.Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт.
7.Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
8.Немецкоязычные страны и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
Виды речевой деятельности/ Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь: умение вести диалоги разного типа (диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию, диалог — обмен мнениями и комбинированные диалоги).
Объём диалога: от 3 реплик (5—7 классы) до 4—5 реплик (8—9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога: 2,5—3 мин (9 класс).
Монологическая речь: умение строить связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, сообщение, рассказ, рассуждение/характеристика) с выражением своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию.
Объём монологического высказывания: от 8—10 фраз (5— 7 классы) до 10—12 фраз (8—9 классы). Продолжительность монолога: 1,5—2 мин (9 класс).
АудированиеРазвитие и совершенствование восприятия на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с пониманием основного содержания, выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста прагматического или публицистического характера.
Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотворение, песня и др.
Содержание текстов актуально для учащихся подросткового возраста, соответствует их интересам, потребностям и возрастным особенностям, имеет воспитательную и образовательную ценность.
Аудиотексты, предъявляемые для полного понимания, построены на полностью знакомом языковом материале. Время звучания аудиотекста — до 1 мин.
Аудиотексты, предъявляемые для понимания основного содержания, имеют аутентичный характер и содержат наряду с изученным языковым материалом некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания аудиотекста — до 2 мин.
Аудиотексты, предъявляемые для выборочного понимания нужной или интересующей информации, имеют аутентичный и прагматический характер. Время звучания аудиотекста — до 1,5 мин.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание:
— понимание основного содержания;
— полное понимание содержания;
— выборочное понимание нужной или интересующей информации.
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, рассказ, интервью, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, стихотворение и др.
Содержание текстов актуально для учащихся подросткового возраста, соответствует их интересам, потребностям и возрастным особенностям, имеет воспитательную и образовательную ценность.
Объём текста для понимания основного содержания — 600— 700 слов, включая некоторое количество незнакомых слов.
Объём текста, предназначенного для понимания нужной, необходимой информации, — 350 слов.
Объём текста, предназначенного для полного понимания содержания и построенного в основном на изученном языковом материале, — 500 слов.
Письменная речь
Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:
— писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объём: 30—40 слов, включая адрес);
— заполнять формуляры, бланки краткими сведениями о себе;
— писать личное письмо с опорой и без опоры на образец. Объём — около 100—140 слов, включая адрес;
— составлять план, тезисы устного или письменного сообщения;
— кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковые знания и навыки
Орфография
Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки различения на слух и адекватного произнесения всех звуков немецкого языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации при чтении вслух и в устной речи, ритмико-интонационные навыки различения коммуникативных типов предложения (утвердительное, вопросительное, отрицательное, побудительное).
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в устной и письменной речи лексических единиц (слова, словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише этикетного характера) в объёме 900 единиц (включая 500, усвоенных в начальной школе), обслуживающих темы, проблемы и ситуации общения в пределах основной школы.
Знание основных способов словообразования: а) аффиксация:
существительныхссуффиксами -ung, -keit, -heit, -schaft, -tum, -ik, -e, -ler, -ie;
прилагательныхссуффиксами -ig, -lich, -isch, -los, -sam, -bar;
существительных и прилагательных с префиксами un-, vor-, mit-;
глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками; б) словосложение:
существительное + существительное прилагательное + прилагательное прилагательное + существительное глагол + существительное
в) конверсия (переход одной части речи в другую); г) интернациональные слова.
Пониманиеявления многозначности слов немецкого
языка, синонимия, антонимия, омонимия.
Грамматическая сторона речи
Дальнейшее расширение объёма значений грамматических средств, изученных ранее, и знакомство с новыми грамматическими явлениями.
Нераспространённые и распространённые предложения, безличные предложения, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Использование прямого и обратного порядка слов.
Управлениеглаголов liegen-legen, stehen-stellen, sitzen-setzen, hängen-hängen.
Предложения с Infinitiv с zu и без zu. Побудительные предложения типа Lesenwir! Все типы вопросительных предложений.
Предложения с неопределённо-личным местоимением man. Предложения с инфинитивной группой um … zu, statt … zu,
ohne … zu, (an)statt … zu + Infinitiv.
Сложносочинённые предложения с союзами darum, deshalb, deswegen, denn.
Сложноподчинённые предложения дополнительные с союзами dass, ob.
Сложноподчинённые предложения причины с союзами da, weil.
Сложноподчинённые предложения с условным союзом wenn. Сложноподчинённые предложения времени с союзами
wenn, als, nachdem.
Сложноподчинённые предложения определительные с относительными местоимениями die, deren, dessen.
Сложноподчинённые предложения цели с союзом damit. Придаточные уступительные предложения с союзом obwohl. Предложения с конструкцией haben/sein + zu + Infinitiv. Распознавание структуры предложения по формальнымпризнакам.
Слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt.
Сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt. Präteritum сильных и слабых глаголов, вспомогательныхи модальных глаголов.
Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в разных временных формах.
Все временные формы глаголов в Passiv. Passiv с модальными глаголами. Zustandspassiv в Präsens, Präteritum.
Местоименные наречия.
Возвратные глаголы в основных временных формах. Распознавание и употребление в речи определённого, неопределённого и нулевого артиклей; склонения имён существительных, имён прилагательных; наречий; предлогов, имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ, предлогов, требующих Akkusativ.
Двойныесоюзы entweder … oder, nicht nur … sondern auch, weder … noch, bald … bald, sowohl … als auch, je … desto.
Местоимения: личные, притяжательные, неопределённые (jemand, niemand, einige, andere).
Омонимичные явления: предлоги и союзы (wenn, als, zu). Plusquamperfekt и его употребление в речи при согласовании времён.
Количественные числительные свыше 100 и порядковые числительные свыше 30. Дата и год. Дроби.
Социокультурные знания и умения
•знания национально-культурных особенностей регионов России и стран немецкого языка, полученные на уроках немецкого языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера);
•осознание роли и места родного и немецкого языков всовременном мире;
•знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран немецкого языка;
•представление о социокультурном портрете немецкоязычных стран, их культурном наследии;
•понимание различий в речевом этикете в ситуациях формального и неформального общения в рамках изучаемых предметов речи;
•умение осуществлять адекватное речевое и неречевое поведение, в том числе с носителями немецкого языка, враспространённых ситуациях бытовой, учебно-трудовой, социокультурной/межкультурной сфер общения;
•умение представлять родную страну и культуру на иностранном языке, оказывать помощь зарубежным гостям нашей страны в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
— переспрашивать, просить повторить, уточняя значение новых слов;
— использовать в процессе своей устной и письменной речи в качестве опоры план к тексту, ключевые слова, тематический словарь и т. д.;
— прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
— догадываться о значении новых слов по контексту, по используемой собеседником мимике и жестам;
— использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
— работать с информацией (сокращать, создавать второй текст на основе образца, заполнять таблицы и др.);
— работать с текстом: извлекать основную, полную, необходимую/нужную информацию;
— работать со справочной литературой и другими источниками информации на немецком языке, в том числе с интернет-ресурсами;
— составлять план работы, анализировать, обобщать полученную информацию, разрабатывать проект (задание в общем проекте) как краткосрочного, так и долговременного характера, представлять его результаты в устной форме, взаимодействовать с партнёрами по общению в рамках проекта;
— работать индивидуально, в парах, в группе.
Специальные учебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
— находить ключевые слова и социокультурные реалии в тексте;
— семантизировать слова на основе языковой и контекстуальной догадки;
— осуществлять словообразовательный анализ;
— выборочно использовать перевод;
— пользоваться двуязычным и толковым словарями;
— участвовать в проектной деятельности.
Краткая характеристика курса
Проект нового учебного курса разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Серия УМК ориентируется на понимание роли иностранного языка не просто как средства общения, средства взаимопонимания и взаимодействия людей, но и как важнейшего медиума приобщения к иной национальной культуре и как важного инструмента раз-вития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала. Помимо этого, при создании курса учитываются и выводы, и результаты исследований отечественной и зарубежной лингводидактики.
Курс создан с учетом всех требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначен для изучения немецкого языка 5 - 9 классах общеобразовательных учреждений.
Учебник для 5 класса может быть использован в качестве продолжения любой из ныне существующих линий УМК для начальной школы.
В основе линии - Рабочая программа для 5-9 классов О.А.Радченко, отвечающая требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Учебник ориентирован на современные требования Общеевропейских уровней владения иностранным языком и выводит к концу 9 класса на уровень A2.
Материал курса четко структурирован: один разворот - это один школьный урок и рассчитан на 105 часов работы в классе.
Все учебники имеют развитую сюжетную линию и построены на приключенческих историях, они даются в начале каждой главы.
В темах используется богатый материал по страноведению Германии и России (представлена информация о жизни российских школьников, их интересах, общении друг с другом) и это является сильной стороной курса.
В УМК входят учебники, рабочие тетради, раздаточные материалы, контрольные задания, книги для учителя, аудио приложения. Все это позволяет преподавателю и ученикам сделать учебный процесс легким, интересным и эффективным.
Книга для учителя содержит детальные сценарии каждого урока.Каждый раздел курса «Вундеркинды» включает аутентичные тексты различного характера, различныхжанров и типов, задания, направленные на развитие лексико-грамматических навыков и умений, умений устного и письменного общения. Аутентичность материала обеспечивается участием носителей языка в качестве полноправных членов авторского коллектива, создающих тексты по заданным параметрам. Тексты и задания сочетаются с ярким иллюстративным рядом, обладающим определёнными дидактическими параметрами и включённым в структуру заданий. Яркое и современное оформление учебников можно считать отличительной особенностью всей серии.
В курсе выдвигаются на первый план коммуникативные ситуации, основанные на реальных сценах из жизни российских и немецкоязычных школьников, их родителей, родственников и друзей. Это подчёркивает фабульный характер учебников, основанных на ситуациях культурного контакта: немецкая семья переезжает на работу в Петербург, семья из России едет на временное проживание в Германию и т. п. С фабулами связаны разнообразные упражнения, в том числе по разыгрыванию разнообразных ситуаций (ролевые игры, диалоги, полилоги). Фабульность поддерживается и песнями, написанными специально для курса и исполненными профессиональными певцами.
Особенностью курса является выбор самых разных регионов России и Германии для осуществления культурного диалога с учётом исторической и географической, социокультурной и экономической специфики этих регионов.
В числе наиболее популярных типов упражнений, представленных в курсе «Вундеркинды», — разнообразные пред-текстовые упражнения, составление ассоциограмм, таблиц, диаграмм, поиск в тексте основной информации, фиксация извлечённой информации в виде таблиц/схем, работа с иллюстрациями и другими лингвострановедческими материалами и др. В учебниках представлены как репродуктивные упражнения на основе текстов учебника, так и упражнения репродуктивно-продуктивного характера с опорой на ключевые слова. По мере продвижения к учебному материалу 9 класса в структуре учебников начинает увеличиваться доля упражнений продуктивного характера.
Вот слова одного из создателей учебника:
Мы долго всё размышляли, что же такого придумать, чтобы современным детям захотелось учить немецкий язык. И решили сделать из серии учебников серию занимательных детских историй, где будет всё: и волшебство, и пираты, и царицы, в джинсах и кроссовках разгуливающие по Питеру, и баварские короли, и собаки, играющие в шахматы, и берлинский музей сосисок, и волшебные кольца, и плутания по Мюнхену, и байкальские нерпы, и Новый год в Сибири, и парк на немецком острове Рюгене, который, кстати, и есть тот самый сказочный остров Буян, и многое-многое другое. Всего и не расскажешь так сразу. В общем, переплетение эпох, переплетение культур.
А ещё в наши задачи входило сделать учебник максимально удобным для учителей. Прекрасно знаем, какое количество планов и прочих рабочих документов вам необходимо составить и заполнить. А готовиться к урокам всё равно ведь надо. Для вас на славу поработали авторы, распределив материал учебника на порции. Каждую порцию, равную одному сорокаминутному уроку, мы разместили на одном развороте. А чтобы ни вы, ни дети не запутались, мы эти уроки пронумеровали.
Таким образом, для вас сразу становится понятным, с чего вы начинаете ваш урок и чем его заканчиваете. В книге для учителя каждый сорокаминутный урок расписан подробнейшим образом, обозначены цели и задачи, дан план урока, прописаны даже ваши реплики на немецком языке. Иногда описание урока в книге для учителя занимает в два раза больше места, чем сам материал урока в учебнике. Конечно, для опытного учителя не составит труда продумать и сделать планы самостоятельно, но ведь и у опытного учителя может случиться день рождения или иное семейное торжество, которое не позволит ему сосредоточиться на подготовке к уроку. А если завтра немецкий в 7 «Б»? Что делать? Ответ: весело праздновать день рождения. Потому что в книге для учителя всё уже расписано за вас. Ставите методичку на пюпитр и блестяще проводите урок. В результате 7 «Б» влюблён в вас и в немецкий язык :-).
В комплект, кроме учебника и книги для учителя, входят рабочие тетради, аудиокурсы на CD, а для пятиклассников мы ещё выпустили раздаточный материал, представляющий собой рабочие листы с различными креативными заданиями, с разрезными карточками. Это пособие мы специально выпустили на плотной бумаге, чтобы детишкам было удобно резать-клеить-раскрашивать. Для пятиклашек мы даже выпустили отдельную книгу с контрольными заданиями, а вот тесты для 6–9 классов (промежуточный и итоговый контроль) включили в книги для учителя. Уже выпущена в свет и рабочая программа к курсу «Вундеркинды для 5–9 классов». УМК для 8 и 9 классов будут изданы в 2013 году и в начале 2014-го. Кстати, начиная с 7 класса «Вундеркинды» готовят детей к сдаче ГИА по немецкому языку. Для этого в рабочие тетради включены специальные разделы по подготовке к экзамену, а в 9 классе такие рубрики есть и в конце каждой главы учебника. В настоящий момент авторы заняты созданием пособий для начальной и старшей школы.
А ещё «Вундеркинды» до краёв наполнены музыкой. Просто упоительными песнями в разных жанрах: мюзикл — пожалуйста, романс — извольте, народная песня — и это есть, есть даже песни, которые можно просто орать, не имея при этом ни слуха ни голоса. Зато громко, с удовольствием и драйвом. Обещаю, и вы, и дети получите заряд бодрости на весь день. А ещё говорят, что учить немецкий язык сложно… Если учить весело, то сложностей не будет. Дочка моей коллеги учит немецкий по «Вундеркиндам» и искренне считает, что это самый весёлый язык на свете. Даже мы удивляемся. Ей и немецкая грамматика кажется весёлой. Бывает же такое…
Я абсолютно уверена, что если вы начнёте работать с вашими детьми по «Вундеркиндам», вы посмотрите на преподавание немецкого языка по-другому. Вам захочется что-то срочно изменить в вашей жизни. Вы ощутите прилив энергии, желание петь и бежать вперёд. Вы станете локомотивом, за которым устремятся очарованные немецким языком дети.
http://www.school-russia.prosv.ru/umk/wuki - сайт УМК «Вундеркинды»
http://www.prosv.ru/umk/deutsch-wuki.html - издательство «Просвещение»
http://old.prosv.ru/umk/wuki/info.aspx?ob_no=34179 – Учебно-методическая помощь к УМК «Вундеркинды»
http://old.prosv.ru/info.aspx?ob_no=31399 - архив видеолекций и вебинаров по немецкому языку издательства «Просвещение»
http://iyazyki.prosv.ru – интернет-издание для учителя иностранного языка