Технологическая карта урока географии Учитель географии МБОУ «Оргетская СОШ имени Т.И.Петрова» Захаров И.М.


Технологическая карта урока географии
Учитель географии МБОУ «Оргетская СОШ имени Т.И.Петрова» Захаров И.М.
Предмет География
класс 5
УМК И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
Урок 23
Тема урока Вода – удивительный минерал на Земле.
Цель урока Сформировать понятие о воде на Земле. Расширить знания о Гидросфере, ее составных частях, свойствах.
Планируемые образовательные результаты /УУД/
Предметные Представление о воде, ее состояниях и свойствах.
Представление о гидросфере и ее частях.
Умение изучать и описывать свойства воды.
Метапредметные1. Межпредметные понятия. Вещество, время, жизнь, метод, объект (реальный), планета Земля, природа, пространство (положение), пространство (форма, размер), процесс.2. Регулятивные УУД Определять цель и последовательность действий для решения поставленных задач.
Совершенствовать (в диалоге с учителем) самостоятельно выработанные критерии оценки результатов практической работы
3. Познавательные УУД Находить информацию, необходимую для решения учебных проблем.
Владеть смысловым чтением
4. Коммуникативные УУД Определять цель, проблему в деятельности.
Организовывать учебное взаимодействие в группе.
Излагать свое мнение
Личностные Личностное самоопределение, смыслообразование, нравственно – эстетическая ориентация Вырабатывают уважительно доброжелательное отношение в группе.
Формируют основы культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказать помощь
Решаемые учебные проблемы Проведение самостоятельного поиска географической информации разного содержания из источников информации.
Формирование умений строить схемы, изучать и описывать свойства воды.
Вид используемых на уроке средств ИКТ Презентация «Урок-практикум „Вода – удивительный минерал на Земле“». Электронные карты
Оборудование Настенная физическая карта мира. Атласы. Пазлы «Карта мира».
Структура урока
Базовое содержание урока Деятельностный компонент урока Ценностный компонент урока Творческий компонент урока
Смысловые блоки содержания Познавательные задачи для учащихся Организационно – мотивационный этап
Определение темы урока
Сегодняшний урок мы проведем в командной основе. У каждой из вас есть карточка, поднимите его и покажите друг другу. Хорошо. Теперь задание будет следующим образом: сейчас по моему небольшому сигналу встать, двигаясь по классу, общаясь между собой создать некую группу, но принцип построения вы выбираете сами. Начали. У вас есть 2 минуты. После выполнения задания и увидев фрагмент фильма, формулируют тему. Формулировать тему урока Создание группы
2. Процессуально – содержательный этап
Изучение нового материала
Мы учимся на уроке географии. Как вы думаете, какой инструмент не хватает на вашей столе. Что часто использует географ?
Сколько океанов на нашей планете? Географическая карта
4 Пазлы «Карта Мира» Собрать пазлы
Проблемный вопрос. А много ли воды на нашей планете?
На доске нарисован круг и разделен на 4 равные части, давайте 3 из них заштрихуем. Вспомним математику, сколько мы заштриховали?
Это означает, что площадь всех океанов и морей нашей планеты 71 %, а 29 % суша. Поднимите руку, кто считает – Мало, опустите, а теперь - кто считает - Много. И Вы – правы!
¾ круга В тетради делается запись ¾ планеты Земля покрыто водой. Площадь морей и океанов 71%, суши 29% Изучение нового материала
-А какую роль играет мировой океан? Вы узнаете, выполняя творческое задание «Путешествие капельки» Схема – рисунок На четверть ватмана нарисовать круговорот воды в природе Рисунок Демонстрируют свою схему
Физкультминутка Волны в океане Ребята стоят кругом и делают зарядку -Используя уже имеющиеся у нас знания, попробуем дать определение понятию «гидросфера».
Используя информацию в учебники дают определение понятию «гидросфера»
Гидросфера – водная оболочка Земли.
Мы с вами определили несколько мест, где вода может находиться на Земле. Пользуясь вашими источниками информации определите из каких частей состоит гидросфера заполнив схему. Работа с учебником рис. и картой Гидросфера

Воды океанов
96% Воды суши

Вода в атмосфере
0.01%
Поверхностные воды
2% Подземные воды
2% Школа географа – следопыта
Проведем опыт. Существует высказывание, что вода – уникальное вещество. Проверим. У нас стоит ведро с водой, намочим в нем тряпку и вытрем доску. Что мы видим?
Теперь посмотрите на доску она сухая. Куда делась вода?
А если это ведро вынести зимой на улицу или воду поместить в морозильник, что произойдет? Доска стала мокрой.
Она испарилась.
Она замерзнет. Изучение нового материала
Кто знает, откуда берется вода?Быть может, из снега? Быть может, из льда? Работа с текстом учебника В тетради записаны свойства воды:
Может находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном;
Не имеет запаха, вкуса и цвета;
Универсальный растворитель;
Окисляет металлы;
Имеет свойство расширяться и замерзать, поэтому имеет разную плотность;
Способно поглощать тепло, нагреваться;
Может быть соленой и проводит электрический ток. 3. Этап закрепления
Закрепление и первичный контроль
- Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока
Много ли воды на Земле? Хватит ли воды всем жителям планеты?
Давайте подведем итог. Попрошу вас ответить на вопросы, которые у вас на партах.
1. Кто из Вас знает, как называется водная оболочка Земли?
2. Она состоит из трёх частей. Каких?
3. Основную часть гидросферы составляет Мировой океан.
Он подразделяется на 4 океана. - Да. На планете Земля -71% воды, суши-29%.
– Загрязнение воды
Отвечают письменно в карточках 1. Гидросфера – водная оболочка Земли.
2. Схема из 3 частей: воды океанов, воды суши, воды в атмосфере.
3. Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан и Северный Ледовитый океан 4. Рефлексивный этап
Рефлексия эмоциональная
- Как вы оцениваете свою деятельность.
- У вас на столах лежат стикеры разного цвета. Я попрошу вас приклеить один из них соответствующий вашим ощущениям от урока. Если урок понравился, было интересно – желтый, если относительно понравился и не совсем интересно – оранжевый, а если вы разочарованы, и урок совершенно не понравился - синий. В листиках отмечают свою работу на уроке 5. Объяснение домашнего задания
Обязательное задание
Прочитать параграф
Записать 10 интересных фактов о воде.