Доклад на тему Технология ознакомления с природой младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития речи и в повседневной жизни


муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 58» VIII вида
Технология ознакомления с природой младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития речи и в повседневной жизни
Выполнила: Паршина Г.А.,
учитель начальных классов
Новокузнецк, 2013 г.
Ознакомление с природой на уроках развития речи и в повседневной жизни предполагает развитие интереса к явлениям природы, формирование систематизированных представлений о мире животных, растений, о явлениях неживой природы. На уроках осуществляется элементарное экологическое воспитание детей. В процессе ознакомления с окружающим миром обучающиеся накапливают, систематизируют, уточняют свои знания о природе.
Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на уроках развития речи, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх и в уголке природы).
Уроки развития речи дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На уроках под руководством учителя формируется система элементарных знаний у всех детей с нарушением интеллекта в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. Уроки развития речи дают возможность уточнить и систематизировать его.
Обучение детей на уроках осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида урока, от его основной задачи. На одних уроках формируются первичные знания. С этой целью учитель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих уроках используется и труд детей в природе. Их основная задача — обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.
Подготовка к уроку
Эффективность урока зависит от того, как педагог подготовится к его проведению. Наметив тему урока, он должен пополнить, уточнить собственные природоведческие знания по теме, а затем разработать программные задачи.
В программное содержание включаются 2 группы задач: образовательные и воспитательные. Образовательные задачи — это тот объем знаний, который необходимо дать детям на занятии или уточнить и конкретизировать. Образовательные задачи включают и развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления), отдельных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, обобщать и т. п.), развитие речи (обогащение словаря, формирование связной речи), а также формирование навыков учебной деятельности (умение слушать товарища, действовать по слову учителя, в слове выразить результат своей деятельности). В содержание образовательных задач включают также формирование познавательного интереса детей к природе. Воспитательные задачи, решаемые на уроках, направлены на формирование положительного, бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней.
На уроках, где используется труд детей, в программных задачах отражают необходимость формирования трудовых навыков и умений, а с использованием метода наблюдения в программное содержание включают развитие этой деятельности (например, умение обследовать предмет, сосредоточиться на объекте, отыскать яркие части, видеть характерные и существенные признаки и т. п.).
При подготовке к уроку развития речи и его проведении важно правильно определить метод построения урока. Выбор метода зависит от характера образовательных задач, от особенностей самого природного объекта и от возраста детей. Так, формирование знаний о диких животных лучше всего осуществить через показ кинофильмов, а ознакомление с животными или растениями уголка природы требует проведения непосредственного наблюдения за ними.
Готовясь к проведению урока, учитель продумывает, какие отобрать наглядные пособия: картины, рисунки, гербарии, календари природы, погоды и т. п.; какие животные, растения,, предметы ухода за животными и растениями, потребуются для работы.Экскурсии
Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
Преимущества экскурсий-уроков и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.
Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством учителя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.
Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.
По содержанию экскурсии условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); экскурсии на сельскохозяйственные объекты — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых.Для каждой экскурсии определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.
Экскурсии в природу проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми следует провести3 экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих экскурсий — знакомить с весенними изменениями, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе.
Учитель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель экскурсии, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей (пешеходные экскурсии для маленьких детей допустимы только на близкое расстояние), а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, учитель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.
Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее проведения. Чтобы экскурсия была интересной, учитель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе.
Подготовка детей к экскурсии.
За несколько дней до экскурсии учитель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать.
При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Они должны одеваться с учетом погоды и сезона.
Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона.
Приведя детей к месту экскурсии, учитель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Учитель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Учитель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.
Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.
Когда дети работают самостоятельно, учитель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д.
Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений.
В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др. Работа после экскурсии.
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на уроках, в играх, в наблюдениях в уголке природы.
Через 2—3 дня после экскурсии учитель проводит уроки использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.
Планируя беседу после экскурсии, учитель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.
Работа в повседневной жизни.
Прогулки.
Для ознакомления детей с природой широко используют прогулки. Это большие возможности для речевого развития. Все компоненты прогулки ( наблюдение, труд, подвижная игра) заранее продумываются с точки зрения введения новых слов, активизации речи детей с нарушением интеллекта. Также на прогулках могут возникнуть заранее непредусмотренные ситуации, которые заинтересуют ребят. Например, дети увидели гусеницу, и я в процессе наблюдений сообщаю её название. Или на участок прилетела сорока. Дети наблюдая за действиями птицы, узнают её название. Такие ситуации способствуют лучшему и быстрому запоминанию слов и выражений, связанных с ними. Чтобы эти новые слова не потерялись и не сгладились из памяти детей, я предлагаю детям повторить их в других условиях: при рассмотрении картинок и фотографий, при чтении подписей и текстов к ним, в рисовании и подписывании рисунков. Здесь учитель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т. п. Здесь же можно организовать разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. п.; у детей с нарушением интеллекта накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой.
Повседневные наблюдения за явлениями природы не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. При этом следует использовать разнообразные формы организации ребят.
Полученные на прогулке знания и речевой материал я обобщаю в процессе работы с календарём погоды. На каждом возрастном этапе используются разные по содержанию календари. В календаре размещаются картинки с изображением различных состояний погоды (солнце, ветер, дождь, снег). Стрелкой дети выбирают ту картинку, которая соответствует данному состоянию погоды. Также дети знакомятся с названием месяцев. Для этого я в календаре размещаю картинку с изображением времени года и табличку к ней. А также таблички с названием месяцев, которые соответствуют данному сезону. После прогулок проводится с детьми беседа, ребята рассказывают, какая погода сегодня, а какая погода была вчера. При описании погоды я предлагаю речевой материал как устно, так и письменно. Также продолжаю работу по запоминанию названий месяцев, дней недели, времён года и их последовательной смены.
На уроках развития речи я часто использую детские книги о природе. Научно познавательная детская книга - это как раз тот мостик , что объединяет житейские понятия ученика со многими научными понятиями, которыми ему придётся овладеть в дальнейшей учёбе. Основная задача всех уроков ,связанных с использованием детской книги - это не только сообщение учащимся тех или иных природоведческих знаний, а самое главное - развитие у них познавательного интереса вообще и умение удовлетворять этот интерес через чтение.
Ознакомление с окружающем миром, с природой, происходит ли оно в виде уроков или в свободное время, стимулирует и развивает речь детей с нарушением интеллекта, способствует формированию её смысловой стороны, овладению навыками речевого общения.