Расширение и обогащение словарного запаса младших школьников


Расширение и обогащение словарного запаса младших школьников
Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Так как слово неотделимо от мышления, является формой, средством выражения мысли, то развитие речи – это, прежде всего, развитие мышления. Под развитием речи понимают также накопление, расширение и обогащение словарного запаса учащихся.
К моменту поступления в школу ребёнок практически овладевает всеми сторонами родного языка: словарём, звуковым составом, грамматическим строем. Активный словарь шестилетнего ребёнка составляет 3000 – 3500 слов. Однако части речи в словаре детей представлены неодинаково. Так, по данным исследований, имена существительные составляют 38% всех частей речи, глаголы – 32%, местоимения – 10%, наречия – 7% и лишь 2% - имена прилагательные. Поэтому перед учителем начальных классов стоит задача – расширить и активизировать словарь детей, научить ребёнка не только видеть и понимать предмет, но и уметь описать его живым, выразительным словом.
При нормальном продуктивном обучении словарь школьника ежедневно пополняется 5 – 8 словами. Более половины новой лексики учащиеся усваивают на уроках русского языка и литературного чтения. Но если слово не закрепляется через связное высказывание, то оно остаётся элементом пассивного словаря, и не достигается желанный результат – пополнение активной лексики. Употребление слова в связных высказываниях должно быть многократным, с привлечением вариативного употребления. Этому способствует интенсивная речевая практика всего класса, где дети предлагают варианты словоупотребления на интуитивно – понятийном уровне.
Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника очень актуален. Чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.
Цель учителя – пробудить интерес ученика к слову, развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную; добиваться того, чтобы ребёнок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. Не менее важная задача – устранение негативной лексики, исправление неправильного ударения, произношения. Системная работа на уроке будет эффективной только при условии погружения ребёнка в культурную языковую среду, созданную в школе.
Вот некоторые наиболее эффективные упражнения, которые можно использовать на уроках.
Чтобы запомнить правильное произношение слов, можно заучивать строчки из стихотворений:
В холод, в дождик и метельМама песню напевала,
Он идёт из школы.Одевала дочку…
Как у взрослого портфель Одевала - надевала
У него тяжёлый. (А. Барто) Белую сорочку. (Е. Благинина)
Телефон опять звонит!
От него в ушах звенит!
Одним из средств развития речи и мышления детей являются загадки. Школьники приучаются пристально вглядываться в каждое слово, вдумываться в его смысл. Язык детей обогащают метафоры загадок, смысл которых всегда понятен им, если при разгадывании указывать, на основании какого сходства предметов составлены загадки. Например:
В поле из зёрнышка выросло солнышко –
Круглое, яркое, только не жаркое. (А. Левшин)
Любую загадку можно взять как исходный материал для составления словосочетаний и предложений со словом – отгадкой. Дети любят загадки и часто по аналогии с услышанными пытаются составить свои загадки.
Очень любят дети и сказки. Сказки вызывают у них большое эстетическое наслаждение и радость, пробуждают любовь к слову, служат образцом живой связной речи.
Исследовательская деятельность развивает творческие способности ребёнка, его речь и мышление. Так во 2 классе ученикам была предложена первая исследовательская работа по литературному чтению по теме «Обращения в русских народных сказках». Дети прочитали много сказок, выписывая обращения к родителям, к членам семьи, к незнакомым людям, к животным и т. д., и сделали вывод, что русские народные сказки учат нас быть добрее друг к другу, с уважением относиться к старшим, употреблять в своей речи вежливые обращения к собеседнику. Такой вид работы способствует не только обогащению речи учащихся, но и воспитанию культуры общения.
Овладевая грамотой, дети учатся отличать знакомые слова от незнакомых и малоизвестных, смысл которых им не понятен. Первоклассникам показывают пути получения информации о малоизвестных словах: обратитесь к старшим, посмотрите на картинки. Далее в классе появляется толковый словарь, в котором дети сами могут найти значение непонятного слова.
Учебник русского языка В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого для 3 класса предлагает ученикам очень интересные проекты: «Рассказ о слове», «Семья слов», «Составляем орфографический словарь», «Зимняя страничка», «Имена прилагательные в загадках». С удовольствием была проделана работа по составлению собственных тематических словарей. Так в классе появился словарик «Цвета и оттенки цветов». А когда на уроках литературного чтения стали работать со словарём настроений, заимствованным из приложения к методическому пособию «Литература как предмет эстетического цикла», составили свой словарик «Черты характера, положительные и отрицательные». Такая работа активизирует учащихся, воспитывает внимание к слову, обогащает их словарный запас.
Но кроме разнообразных видов работы со словом на уроке надо помнить, что именно учитель является для детей образцом правильной культурной речи. Чем богаче и разнообразнее словарь учителя, тем больше слов смогут усвоить наши дети.
Язык и стар, и вечно нов –
И это так прекрасно!
В огромном море – море слов –
Купайтесь ежечасно!