Б?ек Ватан сугышында этл?р батырлыгы (?и?? к?нен? багышлана) Подвиг собак на войне ( Дню Победы посвящается) (6 нчы класста /рус т?ркеме/ татар теле ??м рус ?д?биятыннан интеграль д?рес)


Интегрированный урокобществознания и литературы в 5 классе«Сказка – ложь, да в ней намёк…» (Конвенция прав ребенка через призму русских народных сказок)
Аннотация к уроку.
Интеграция знаний по различным учебным дисциплинам – одна из наиболее эффективных форм познания мира и применение знаний в этом мире.
Интегрированный урок – достаточно сложная форма работы, которая требует длительной, тщательной подготовки.
Данный урок рассчитан на учащихся 5 класс. Это интегрированный урок литературы и обществознания. Урок демонстрирует способность учащихся интегрировать (объединять в одно целое) имеющиеся знания по предметам. Помогает повторить изученное по теме «Русские народные сказки». Побуждает интерес к правам человека, воспитывает правовую культуру учеников и уважение к общечеловеческим ценностям.
В игровой форме познакомит учащихся с Конвенцией о правах ребёнка, способствует формированию у детей представлений о правах человека на основе русских народных сказок.
Учителя: Кривощёк Л. А. – учитель истории и обществознания
Сидоренко Г. Н. – учитель литературы.
Цели урока
- дать представление об основных правах человека через призму русских народных сказок;- обобщить повторить знания по теме «Русские народные сказки»;- развивать умение анализировать произведение фольклора, делать выводы по теме, пользоваться таблицей и опорными схемами;- воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.
Оборудование
Презентация, проектор, экран, тексты сказок, отдельные статьи Конвенции прав ребёнка, схемы «Классификация сказок», «Законы общества», таблица «Права ребёнка», стихотворения о сказке, иллюстрации к сказкам, сборники пословиц и поговорок, музыка «В гостях у сказки», листки бумаги фломастеры.
План урока
1. Орг. момент
2. Подготовка к восприятию темы* Стихотворение о сказках;* Слово учителя литературы;* Слово учителя обществознания;
3. Восприятие темы* Работа с таблицей «Законы общества»;* Допиши определение;* Приметы сказки;* Таблица «Классификация сказок»;* Работа со сказкой «Гуси-лебеди»;* Анализ сказки «Морозко»;* Индивидуальная работа со сказками и статьями из Конвенции прав ребёнка;
4. Итоги урока;
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия
Ход урока
1.Орг. момент:
- Здравствуйте, - ты скажешь человеку
- Здравствуй, -  улыбнется он в ответ.
И, конечно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Учитель обществознания: Здравствуйте ребята, сегодня в нашей школе необычный день: у нас в гостях присутствуют учителя из разных школ района. Давайте поприветствуем их (повернулись, кивком головы). А теперь тихо сядем, посмотрим на учителя, улыбнемся, тем самым пожелав удачи на уроке. Проверим свое рабочее место, хорошо, все готово к уроку.
Работать мы сегодня будем под девизом: «Учиться надо весело, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться».
Вы с этим согласны, тогда вперед! (Слайд №2)
Наш урок необычный: этот урок объединяет два предмета – литературу и обществознание, сегодня вы узнаете о том, какие права имеет ребенок, где они записаны, как ими пользоваться и что делать, если с вами случится беда.
Учитель литературы: И тема нашего урока звучит так: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Конвенция прав ребенка через призму русских народных сказок». (Слайд №3)
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Ответы детей.
Мы отправимся в сказочное путешествие и проследим, какие права нарушаются в сказках.
А оценивать вашу работу мы будем при помощи знакомых вам «талантов». Хочу напомнить, что максимальное количество «талантов»- 6-5,позволяет вам получить «5», 4-3 талантов –«4».
2. Подготовка к восприятию темы.
Звучит музыка «В гостях у сказки» (слайд №4)
Учитель литературы читает стихотворение.
Мне веет светлым вдохновениемВеселой зеленью долин,Ключей задумчивым журчаньемОт русских сказок и былин.
Прекрасен сказок мир воздушный,К нему с младенчества привык;Мне мил и дорог простодушныйЖивотворящий их язык.
Вступаю с трепетом священнымПод кров радушной старины,Передаю струнам смиреннымЕе младенческие сны.
Учитель литературы: Сказки... Сначала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых прочитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине нашего сердца. Не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты.
Восприятие темы
Учитель обществознания: Речь сегодня пойдёт о правах ребенка, и я надеюсь, что сказочные герои помогут Вам вспомнить и узнать ваши права.
Беседа:
-Кто считается ребенком? (слайд №5)
-Чем ребенок отличается от взрослых?
-Должны ли быть специальные права у ребенка?(№6)
На ваших партах памятки: Документы о правах человека. Ознакомьтесь с памяткой.
Учитель обществознания: С детьми порой поступают жестоко, несправедливо. Поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен один из главных документов, регулирующий права и свободы детей «Конвенция о правах ребёнка».
Информация о Конвенции (опережающее задание).
Учитель литературы: Не было время, когда ещё не существовали такие важные документы. Каким же образом в обществе регулировались отношения? При помощи морали, определенных установок-правил, которые находили свое отражение в сказках. Ребята, а давайте вспомним, а что такое сказка.
Допишите определение сказки, на карточках, находящихся у вас на столе. (Слайд №7)
Сказка – это ____________ рассказ о необыкновенных _______________ событиях и приключениях. (Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях.)
Укажите приметы сказки.* присказка;* зачин;* концовка;* чудесные помощники;* постоянные эпитеты;* повторы;* обращения;
Проверьте, все ли мы вспомнили? (слайд №8)
Посмотрите на карточку, впишите необходимые слова (слайд№9)…
Сдайте карточки по окончанию урока
талант(2)
Учитель обществознания: А сейчас следующее задание: вам будут предложены сказки, все сказки хорошо известны, вы помните и сюжет, и героев, вам необходимо определить какие права человека были нарушены с этой сказке.
Учитель литературы: (Слайд № 10) и ответьте:
- Как называется эта сказка? ( Гуси-лебеди);- Какая это сказка? (Волшебная, народная).
Учитель обществознания: Какое право нарушено?Пользуйтесь таблицей «Права ребёнка» (Приложение №2)
Ст. 34 Государство обязуется защищать ребёнка от всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детей. (----Слайд №11)
Беседа:
_- Ребята подумайте и скажите, как надо себя вести с незнакомыми людьми, которые могут вас силой или хитростью похитить?
- Что вы станете делать, если кто – либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу?
Учитель литературы: А теперь обратимся к другой русской народной сказке «Морозко». Слайд№12
-К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»?
(Признаки волшебной сказки в этом произведении: волшебные персонажи – Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня – сирота).
- Как заканчивается сказка «Морозко»?
(Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает).
- Почему так трагически заканчивается народная сказка?
(Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица).
Слайд № 13
Учитель обществознания: Ст. 6 Конвенции предоставляет каждому ребёнку право на жизнь.
В Конвенции о правах ребёнка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребёнок тоже имеет право на жизнь. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми.
И в этом государстве, каждого новорождённого мальчика осматривали и решали: если крепкиё и здоровый – пусть растёт, если слабый и больной - бросить его вниз со скалы.
Беседа:
-Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?

Физкультминутка–
Буратино - потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать.
Учитель обществознания: (слад №13) Ст. 6 Государство – участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство – участники обеспечивают в максимальной степени выживание ребёнка.
Учитель литературы: Найдите в списке или вспомните сказки, в которых нарушено такое же право. (Работа с таблицей. Приложение №2)
Творческое задание: нарисовать рисунок на тему «Жизнь».
Звучит музыка. Ученики рисуют.
Учитель литературы: А какая сказка изображена на слайде?
- О нарушении, каких прав идет в ней речь?
Учитель обществознанию: Право на защиту чести и достоинства…(слайд№15) Обратите внимание на следующий слайд (№16) .
А найдите в списках сказку, где нарушено это право (Заюшкина избушка) слайд№17
4. Итоги урока
Учитель литературы: Сегодня мы вспомнили любимые сказки, героев.
- По каким законам живут герои в сказках? (Слайд №18)
- Герои сказок живут по законам дружбы, защиты слабых, трудолюбия, честности и взаимопомощи.
Учитель обществознания,: какие права человека помогли вам узнать сказочные герои? (Слайд №19)

5. Домашнее задание.
Учитель литературы: Вам предлагается следующее домашнее задание, а вы выберете по силам и по душе (Слайд №20)- пересказать или инсценировать одну из сказок, использованных на уроке;- подобрать сказки для иллюстрации прав из Конвенции прав ребёнка;- сочинить сказку, руководствуясь одной из статей Конвенции прав ребёнка.(распечатать)Домашнее задание понятно?...
А теперь оценим вашу работу на уроке. Поднимите руки те, кто получил 6- 5 «талантов» , кто получил « 3 – 4 таланта».
Ребята , не получившие «таланты» или получившие 1-2 пока остаются без оценки, надеемся на продолжение работы на следующем уроке.
Учитель обществознания: В итоге нашего урока хочется поставить огромный восклицательный знак и закончить нашу беседу на оптимистической ноте, сказать стихами: (слайд №21)
Очень много стран на свет-это знает каждый
Кто скажите в странах этих
Самый, самый важный?
Не спешите, не пытайтесь
Дать ответ в один момент
Главных много, выбирайте:
там король ,здесь президент.
Ученик: про царей и про вождей
Знаем мы с пеленок,
Но главней, нужней, важней
Для страны ребенок.
Кем он станет завтра, маленький и нежный .
Всей земли права его - право на надежду.
Рефлексия:
Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем урокевыросла такая яблонька. (Открываю доску)
-Но она какая-то грустная, нет на ней яблок. Давайте ее оживим.
У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое)
- Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко.
- Если не все пока удалось. Есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.
-Если вам было сложно, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.