Игровые упражнения по обогащению словарного запаса младших школьников


Игровые упражнения по обогащению словарного
запаса младших школьников

Изучение русского языка в начальной школе направлено, в том числе, и на достижение развития речи, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; воспитание интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Тем не менее, в каждом классе есть дети, имеющие недочёты «в полноте схватывания окружающей речи» (Р.Е. Левина), в понимании значений как отдельных слов, так и сложных речевых оборотов.
Словарный запас таких школьников беден, ограничен бытовой тематикой, и малодифференцирован, что обусловлено низкой любознательностью и недостаточным развитием интеллектуальных интересов.
Существительные:
смешивают названия сходных предметов (рубашка-футболка, кружка-чашка);
неуверенно пользуются словами-обобщениями;
с трудом выполняют задания на перечисление объектов, входящих в понятие (самые трудновыполнимые – назвать, какие знаешь деревья, цветы, птиц, рыб);
часто пользуются слишком широкими родовыми понятиями, типа вещи и еда;
ошибки словообразовательного характера, отсутствие разнообразных словообразовательных моделей (выполняя задание назвать детёнышей животных, затрудняются в тех случаях, когда слова являются неоднокоренными);
практически не знают деталей предметов одежды, частей тела человека и животных.
(низкая осведомлённость)
Глаголы:
дети часто называют одним словом ходит или идёт действия, совершаемые разными субъектами: человек, лошадь – все ходят (недифференцированность словаря), а вот белка – ползает;
использование приставок для обозначения оттенков действия крайне редко.
Прилагательные:
обращает на себя внимание почти полное их отсутствие, за исключением прилагательных, обозначающих цвет, размер (большой – маленький), оценку (хороший – плохой)
нет чётких названий при обозначении оттенков цветов.
Таким образом, в структуре речевого дефекта у учащихся, посещающих школьный логопункт, недоразвитие словаря и неспособность его актуализировать занимает большое место.
Поскольку основной целью учителя-логопеда является формирование полноценной речевой деятельности, одним из направлений его работы является восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя, обучению свободно, адекватно пользоваться средствами языка в целях общения.
Значительные трудности дети с недостатками речи испытывают при овладении антонимами, многозначными словами и фразеологизмами.
К 7 годам у детей с нормальным речевым развитием начинают преобладать отношения противопоставления. В то же время у детей с недостатками речи в 75% случаях преобладают ассоциации по аналогии. В процессе поиска слова они часто теряют смысл задания, противопоставляют слова по несущественным, ситуативным признакам.
Как отмечает доктор педагогических наук профессор Л.П. Федоренко, работа по сопоставлению слов-антонимов чрезвычайно полезна для интеллектуального развития детей. Она помогает усвоить смысл отвлечённых слов (поскольку большинство антонимов – понятия отвлечённые), запоминать эти слова, укрепляет способность сравнивать на уровне абстракции, без опоры на реальные предметы.
Само по себе сопоставление слов-антонимов чрезвычайно увлекает детей.
Ориентируясь на общие принципы развития речи:
- особенности развития речи в норме,
- единства развития речи и мышления,
- наглядности и доступности материала,
- системности,
автор предлагает систему упражнений по обогащению словаря младших школьников антонимами, и активизацией словаря многозначными словами и фразеологизмами:
Подбор слов-антонимов.
Группировка антонимов по парам (дидактическая игра «Подбери пару»)
Нахождение антонимичных пар в предложениях, пословицах, поговорках, стихотворных текстах.
Дополнение начатого предложения словами с противоположным значением.
Восстановление пословиц (добавление слов с противоположным значением).
Исключение лишнего: выбрать из трёх слов 2 слова-антонима.
Кроссворды.
Составление сложносочинённых предложений с союзом а (дидактическое упражнение «Сравни!»)
Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.
В целом, в речи младших школьников преобладает простое предложение, хотя в устной речи первоклассников до 10% сложных предложений (М.Р. Львов, 1985).
В 5 лет нормально развивающиеся дети свободно пользуются структурой сложносочиненного предложения, части которого соединяет союз а.
Практическое овладение сложными предложениями представляет известные трудности для детей с ограниченными речевыми возможностями. Эти трудности выражаются не только в урезанном использовании сложных синтаксических конструкций, но и в различных структурных отклонениях, препятствующих правильному пониманию обращенной речи.
Это может быть:
- неоправданное слияние двух конструкций в одну,
- несоответствие последующей структуры предшествующему высказыванию,
- незаконченность синтаксической конструкции,
- неадекватность используемых синтаксических компонентов смысловому содержанию,
- неудачный выбор союзной связи.
Поэтому очень важно помогать учащимся с ограниченными речевыми возможностями овладевать на первоначальной ступени обучения видами сочинительных отношений, в т.ч. и с союзом а, употребляющимся при выражении сопоставления действий различных лиц или явлений.
Цель специальных упражнений: научить школьников строить предложения в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, разнообразить их структуру, расширять их размеры, научить совершенствовать предложения, добиваясь их точности и выразительности:
1. Дидактическая игра «Подбери предложение» учит детей выбирать сложносочинённое предложение из данных, близких по семантике, к соответствующим по содержанию картинкам:
2. Упражнения по вставке пропущенных слов, в первую очередь союзов, работа с деформированными частями предложений, составление предложений из данных слов (в готовых формах или из опорных слов в исходной форме).
3. Задания по составлению сложносочинённых предложений с многозначными антонимами с опорой на наглядность:
4. Подбор антонимов к многозначным словам. Это не только расширяет представления детей о таком важном явлении, как многозначность слова, но и уточняет каждое значение этого слова.
Многозначность слов обнаруживается в словосочетаниях и предложениях. С помощью игровых упражнений дети постигают смысл некоторых средств языковой выразительности и учатся правильно употреблять их.
Фразеологизмы обычно разъясняются способом замены оборота синонимом или синонимическим сочетанием или же способом развёрнутого объяснения.
Основная цель упражнений с антонимами, многозначными словами и фразеологизмами – использование их в устной и письменной речи; умение вводить антонимы в свою речь.
Этапы работы, их продолжительность во времени, облегченные или усложненные варианты их выполнения – все это предполагает выбор, который делает учитель в зависимости:
от характера и уровня речевого развития данной группы учащихся и каждого ученика в отдельности,
от того, в какую учебную деятельность будут включаться эти задания,
от содержательной стороны заданий.
При этом важно соблюдение самой последовательности формирования умений в построении сложных предложений и в создании таких условий общения, которые побуждали бы школьников использовать изучаемые типы сложносочиненных предложений.
Опыт автора подтверждает, что задания с использованием современных информационных образовательных технологий помогают пробудить у детей с речевыми проблемами интерес к языковым явлениям и способствуют его развитию в нужном направлении.

Литература:
Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте – Волгоград, «Учитель», 2009.
Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками – Ярославль, Академия развития, 2006.
Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели / Ярославль, 2001.
Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР / Воронеж, 2006
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / С.П., 2001
Мазанова Е.В. Альбомы упражнений – М.,: Издательство «Гном и Д», 2008.
Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи – Спб: КАРО, 2005


15