Обогащение словарного запаса младших школьников посредством игровых форм обучения.


Обогащение словарного запаса младших школьников посредством игровых форм обучения.
Обогащение словаря учащихся – одна из главных задач обучения языку, условие успешного речевого развития и усвоение знаний и умений по языку. На уроках русского языка, литературы и других предметов реализуется сложная система обогащения и активизации новых слов – как специальных по предмету, так и общеупотребительных. Эта система обычно именуется словарной работой и рассматривается как составная часть системы развития речи учащихся.
Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний.
Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы маленький ребенок Следовательно методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьника потребности высказываний, желание и необходимости что-то высказать устно или письменно.
Второе условие любого речевого высказывания – это наличие содержания, материала, т.е. того , о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.
Четкость, логичность речи зависит от того, на сколько богат и на сколько подготовлен материал. Следовательно необходима тщательная подготовка материала для речевых упражнений( рассказов, сочинений и пр.)
В развитии речи отчетливо выделяются три направления: работа над словом( лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью(уровень текста).
Как ребенку успешно развивать свою речь, речевое творчество?
Это вопросы, ответом на которые должна быть продуманная система работы!
Задача учителя начальных классов работать над обогащением словаря учащихся, над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, над “связыванием” воедино грамматического и речевого аспектов обучения, над реализацией коммуникативного подхода в обучении родному языку.
Один из способов – игровая деятельность на уроках русского языка, окружающего мира, чтения.
Игровая деятельность должна быть частью каждого занятия, т.к. они развивают у детей природное языковое чутье.
Игра “Кто больше напишет слов?”
Ведущий называет слова, а дети записывают к ним синонимы. Кто больше подберет синонимов, тот и выиграл.
Например:
Верный- преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный(в значении не подведет), испытанный;
Милосердие- сострадательность, сердобольность, отзывчивость, сердечность, душевность, добродушие, мягкосердие, добросердечность
Игра “Наоборотки”
Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы. За каждое правильно подобранное слово дается жетон . У кого больше жетонов, тот- победитель.
Диктант – игра “Запоминайка”
Эта игра учит правильно писать слова с отрицанием не
Учитель предлагает задание: образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание не. Объясните значение слов с не . Придумайте предложение с любой парой слов.
Образец: чуткий –нечуткий, внимательный – невнимательный.
Гостеприимный, приветливый, дружелюбный, друг.
Игра “Букву заменишь – смысл слова изменишь”
Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов, вырабатывает привычку к точному самоупотребению.
С е можно быстро обойти все кругом, с и то,чего нельзя делать по отношению к слабым (обежать- обижать.)
С е можно делать с обувью, одеждой, а с и можно восстанавливать дружбу.(примерять –примирить.)
С о всегда будешь чистым и опрятным, а с а нежным и добрым.(полоскать –поласкать).
С е нужно старость уважать, а с и можно просто отдохнуть.(Поседел- посидел).
Игра “Как назвать одним словом?”
Заботливое отношение к кому- либо (внимание);
Все положительное, хорошее: отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям (доброта); оскорбление, униженное достоинство (унижение); совокупность моральных качеств и принципов человека, которые достойны уважения( честь) и т.д.
Кто первым назовет слово, тот получает жетон. После окончания игры подсчитывают жетоны. У кого больше, тот и победитель.
Игра “”Магнит”
На магнитной доске помещен рисунок магнита, на красной половине которого нарисована лесная поляна, над цветами летают бабочки; на синей – небо с черными тучами, та же поляна , но идет дождь.
Дети прикрепляют к магнитной доске карточки со словами:
Добрый- злой
Деликатный - грубый
Дружба –вражда
Жестокий – добрый, гуманный
Отзывчивый – равнодушный
Нежно –грубо
Таким образом, предлагаемые система работы создает возможность обогащения речи детей лексикой человеческих отношений, а следовательно , обуславливает усвоение понятий, активизирует словарь младших школьников.