Методический опыт Использование цвета в литературном диктанте по русским народным сказкам (5 класс)


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ЛИТЕРАТУРНОМ ДИКТАНТЕ
ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ.
Варинова Екатерина Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средней общеобразовательной школы №9»
Бугульминского муниципального района РТ
Сказка как жанр зародилась очень давно. На ней воспитывались многие поколения. Своей назидательной роли она не утратила, но для современных школьников сказка становится менее привлекательна, потому что на смену обучающим интересам ребенка приходят современные красочные мультфильмы, отражающие их жизненные реалии или уносящие их в мир фантастических существ. Значит ли это, что сказка должна уйти из жизни наших детей? Отнюдь нет. Сказка призвана не только развлекать, обучать, но и приобщать к культуре своего народа. Поэтому учителя-филологи на уроках литературы в 5 классе при изучении данного жанра реализуют основную цель – посредством сказочных героев прививают культуру русского народа.
В своей работе я предлагаю метод, который позволит учителю решить заданную цель и разнообразить работу на уроке. Данный метод можно использовать как на этапе, предваряющим работу над характеристикой персонажей, так и на отдельном уроке, посвященном сказочной символике.
В качестве основного вида деятельности на уроке был взят литературный диктант. Учащимся предлагался ряд вопросов, на которые нужно дать ответ в виде имен сказочных героев. Так учитель-предметник может определить для себя, кто из учащихся знаком с изучаемым текстом, и развить у юных читателей литературную зоркость. Когда текст диктанта уже написан и завершена проверка, ребятам дается творческая работа. Необходимо цветными карандашами определить, какой цвет подходит тому или иному герою. Напротив каждого персонажа проставляются цветные отметены. Считаю, что такой прием позволит повысить интерес к изучаемым текстам произведения и разнообразить работу на уроке.
Цвет – одна из первых характеристик, которую различают дети. При внимательном прочтении сказок встречаются обороты речи, которые определяют цвет для отдельного персонажа. Например, «золотая щетинка», «жар-птица», «красна девица», «белы рученьки» «белолица», «добрый молодец», «дума черная» и т.д. Как показывает практика, пятиклассники достаточно успешно справляются с этим заданием. Определив героев по цветам, ребята обосновывают свой ответ. Например, почему «добрый молодец» обозначен синим или белым, «красна девица» - красным и т.д. В процессе разбора ребятам объясняется символика цвета в русских народных сказках. Красна девица – здоровая, полная сил девушка, лето красное – торжество жизни, солнце красное – дающее жизнь. Белый – символ чистоты и свободы. Используется в описании девушки или юноши с чистым добрым сердцем. Синий цвет – символизирует небо, мужское начало. Черный в фольклорной и речевой традиции символ зла, грязи, лжи и смерти. Дума черная – плохие мысли, черный ворон – символ смерти, черный глаз – человек желающий зла. Зеленый – юность, цветение.
Изучение литературы в среднем звене предполагает не только изучение произведений русского фольклора, но и многих других народов. Поэтому в сравнении возможна работа и с зарубежными сказками. Цветовая символика многих народов заметно отличается от нашей. Такое знакомство расширит интерес учащихся и даст новые представления о привычных цветах. Так, например, тот же красный цвет – у народов Дальнего Востока символ любви, торжества, удачи, праздника, у японцев – опасность, цвет гнева и ярости, у египтян – траур. Синий в Европе – символ неба, свободы, преданности, в Иране – цвет скорби, в Японии – цвет подлости и мошенничества. Зеленый в западной культуре символизирует рост, молодость, свежесть, в Китае – предательство, изгнание. Черный в западноевропейской культуре означает тревожность, в Индии, наперекор Европе, символ здоровья, благополучия и спокойствия.
Таким образом, разбор характеристик сказочных персонажей на уроке в 5 классе может напоминать цветное светопреставление, а не сухое изложение фактов. И понятие «культура народа» будет не хрестоматийным, а действенным для каждого учащегося.
Литература:
Русская правда. Символика цвета в русской традиционной культуре. http://ruspravda.info/Simvolika-tsveta-v-russkoy-traditsionnoy-kultureХаринская С.В. Литературный диктант, презентация.
Лабодина Е.В., Агафонова М. Символика цвета в русских народных сказках и иконописи. https://infourok.ru/prezentaciya-simvolika-cveta-v-russkih-narodnih-skazkah-i-ikonopisiГолубков В.В. Методика преподавания литературы. М., 1962.
Доманский В.А. Культурологические основы изучения литературы в школе. Томск: ТГУ, 2000.
Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. М., 1998.