Статья на тему «Обогащение словарного запаса на логопедических занятиях у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»


Тема: «Обогащение словарного запаса на логопедических занятиях у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Главная причина недостаточного запаса нравственных представлений и уровня их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что эта тематическая группа усваивается школьниками стихийно, эмпирически, без руководства со стороны учителя.
Выделение этих слов в особую группу в процессе обучения обусловлено рядом причин лингвистического, методического, дидактического и психологического характера. Изучение лексики человеческих отношений даст учащимся больше знаний о языке, облегчит усвоение грамматических понятий, окажет благотворное влияние на формирование навыков правописания, повысит интерес к занятиям языком, позволит формировать у детей нравственные представления.
Занятия по восполнению пробелов в лексике должны включать:- уточнение значений имеющихся слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;- уточнение значений используемых синтаксических конструкций.Последовательность работы по восполнению лексических средств языка:- овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;- овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления;- усвоение понятия о родственных словах, предлогах и способах их использования, дифференциации предлогов и приставок;- овладение навыками подбора антонимов, синонимов, способами их употребления;- усвоение понятия о многозначности слов.Можно использовать следующие задания:- подбор к слову синонимов и нахождение их в тексте, выявление сходства и различия;- подбор к слову антонимов, нахождение в их тексте и выяснение значений;- работа с омонимами, нахождение их в предложении и выяснение значения;- работа над фразеологизмами, прямым и переносным значением слов;- употребление речевых оборотов;- работа с пословицами и поговорками;- работа со словарями;- различные творческие работы.При отборе лексического минимума для работы над синонимами, антонимами, омонимами необходимо руководствоваться следующими критериями:- частотностью отобранных слов в общеупотребительной лексике;- словарным запасом младших школьников;- наличием в речи синонимов, антонимов, омонимов в текстах;- пониманием отобранных слов;- необходимостью отобранных слов для организации речевой практики;- уровнем сформированности навыка чтения;- потребностью создания базы для работы над синонимами, антонимами, омонимами в последующих классах.При выборе приемов по уточнению значения слов следует ориентироваться на уровень речевого развития детей, а также морфологические и лексико-грамматические особенности данного слова.
Творческая деятельность учащихся
- исследовательская деятельность;
- моделирование лексических отношений и структур;
- конструирование;
- критический анализ;
Система лексической работы в развитии речи младших школьников
Лексическая работа
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

Толкование лексемы Этимологически анализ Синонимическ анализ Антонимич. анализ Фразеологическ отношения
наглядное; откуда слова-братья слова-враги крылатые слова
семантическое; пришли подбор подбор толкование
контекстуальное; слова группа параобразованиесиноним пара
ряд антоним пара
- творческие работы

Составление мини-словариков
Толкова-
ние Этимологи-
ческий анализ
Однокорен-
ныеслова Синонимы
Антонимы
Фразеологизмы
Сочетае-
мостьЗаниматель-
ныйматериал
Развитие речи младших школьников
С целью обогащения словаря учащихся данной лексикой можно использовать задания следующего характера:
1) узнавание в тексте слов, относящихся к лексике человеческих отношений;
2) подбор к данному слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходства и различия в значении;
3) подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение их значений;
4) работа над прямым и переносным значением слов:
5) употребление речевых оборотов;
6) работа с пословицами и поговорками;
7) работа со словарями;
8) выполнение различных видов творческих работ.
Указанные задания должны быть комплексными, чтобы заставить ребенка одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать.
Необходимо вводить лексику таким образом, чтобы не нарушить логики учебного процесса в целом, логики построения учебника. С этой целью можно предложить учащимся дополнительные задания к упражнениям или в течение 8-10 мин проводить минутки доброты в начале урока или в конце после достижения основной цели урока по плану учителя.
Прежде чем предложить материал для работы, представим список слов, которые относятся к лексике человеческих отношений. При отборе лексического материала учитывалась степень доступности и употребительности слов. Они принадлежат к числу лексем, с которыми дети так или иначе встречались в речи окружающих, в печатных источниках (в учебниках, художественной литературе, газетах и журналах), в радио и телепередачах: верность, верный, верить; внимание, внимательный; гостеприимство, гостеприимным; гуманность, гуманный; доброта, добрый, доброжелательность, доброжелательный; доверие, доверчивый, доверять; дружба, дружный, дружить; жестокость, жестокий, ожесточиться; забота, заботливый, заботиться; ласка, ласковый, ласкать; милосердие, милосердный; ненависть, ненавистный ненавидеть; нежность, нежный, нежить; наивность, наивный; насмешка, насмешливый насмехаться; отзывчивость, отзывчивый, отзываться; преданность, преданный; простота, простой; равняйте, равнодушный; тактичность, тактичный; совесть, совестливый; уважение, уважаемый, уважительный; чуткость, чуткий; человечность, человечный; честь, честный; правда, правдивый; ложь, лживый, лгать.Приведем упражнения, в которых использовались слова данной тематической группы.
1. Прочитайте слова.
Мороз, агроном, шофёр, доброта, уважительный, иней, заботится, комбайн, корабль, честный, инженер, равнодушие, ухаживать, внимательный.Выполните по образцу.
Явления природы: мороз,...,Профессии: агроном,...,Машины: комбайн....,Человеческие отношения: доброта.....
К слову доброта подберите однокоренные слова. Кого называют равнодушным человеком? Послушайте рассказ.
Жила в селе бабушка Арина. Такая старая, что никто не помнил, сколько ей лет. У бабушки два соседа — оба трактористы. У одного дочь Галя, семиклассница, а у другого — дочь Нина, третьеклассница.
Однажды спросила Нина у бабушки:
— Бабушка, когда Ваш день рождения?
Завтра, детка, - ответила бабушка.
Дождалась Нина утра, нарвала цветов и несет бабушке. А Галя спрашивает:
— Куда ты несешь цветы?
— Бабушке Арине. Сегодня её день рождения.
Засмеялась Галя и говорит:
- А разве она твоя бабушка? Почему ты чужую бабушку поздравляешь с днем рождения?
Нину поразили слова Гали. Она спросила с удивлением:
— А разве мажет быть ничья бабушка?
(По В.А. Сухомлинскому.)
Что можно сказать о девочках?
Запись в словарики.
Равнодушный — безразличный, безучастный к людям, окружающему.
2. Определите, какой частью речи является каждое слово.
Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушие, уважение, тревожиться, добрый, честь, правда, сердечный, жестокий, гуманный.Напишите слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Назовите положительные качества человека.
4. Найдите в пословицах близкие по смыслу слова.
Скупой глядит — как бы другому не дать, а жадный глядит — как бы у другого отнять. 2. Клевета и ложь — не одно и то ж. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
Чему посвящены эти пословицы?
Кого называют щедрым человеком, а кого — скупым? Как люди оценивают щедрость, а как — скупость?
5. Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.
Верный — ... , внимательная — .... добрая — .... жестокое — .... равнодушный — ..., гостеприимная — .... заботливое — .... нежная — .... ласковое — ....
Напишите словосочетания. Определите род имен существительных.
6. Запишите имена прилагательные вместе с подходящими именами существительными.
(Дружеский, дружный) класс; (жестокий, жёсткий) человек; (скрытный, скрытый) характер; (обидчивая, обидная) женщина; (радушное, равнодушное) угощение; (гуманная, гуманитарная) помощь.7. Образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание не (пишется слитно).
Сердечный — не... .Добрый — не... .Чуткий — не... .Отзывчивый— ... .
8. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Выпишите глаголы 1-го спряжения в один столбик, глаголы 2-го спряжения — во второй.
Старая дружба и в огне не горит, и в воде не тонет. 2. Вдруг не станешь друг. 3. Друга за деньги не купишь. 4. Русский человек добро помнит. 5. Не одежда красит человека, а добрые дела. Друга узнаешь в опасности. 6. После драки кулаками не машут.
Что вы знаете о настоящей дружбе? Составьте рассказ на тему «О моем друге (подруге).
Отбирая содержание для творческих работ, необходимо активизировать формирование у младших школьников положительного отношения к товарищам, членам семьи, старым людям, умение использовать в своих работах лексику человеческих отношений. С этой целью можно предложить детям следующие упражнения.
1. Сочинения на темы: «Моя любимая мамочка», «Мой самый любимый человек». «О моём друге», «Какие люди мне нравятся», «Тёплое слово и в мороз согреет», «У сильного всегда бессильный виноват», «Как можно позаботиться о близких людях» и т.д.
2. Прочитайте. Чем похожи эти произведения?
Вежливый человек
На автобусной остановке собралось много народу. Среди них был старичок с палочкой. Подошел автобус. Мальчик помог старичку войти в автобус и сесть.
Внимательный человек
Девочка пришла домой из школы. Она переоделась, вымыла руки и хотела обедать. Вдруг она заметила, что бабушка лежит в постели. Внучка выключила радио и накормила бабушку, дала ей лекарство, а потом сама пошла обедать.
Объясните значение слов вежливый и внимательный.
Нарядная оживленная женщина в сопровождении высокого молодого человека входит в автобус. Увидев её, поднимается девочка:
— Садитесь, пожалуйста!
— Ну что ты, спасибо, не надо...
— Садитесь, садитесь! Я всегда пожилым место уступаю.
Оживление на лице женщины гаснет. Почему смутилась женщина? Была ли девочка вежливой? Как бы вы поступили на ее месте?
Напишите сочинение «Тактичный человек».
3. Творческий диктант.
Сила не право
Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дома старший брат Мити. Серёжа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь.
Митя побежал жаловаться отцу, а отец сидел у окна и всё видел.
Что сказал Мите отец? (К.Д. Ушинский.)
Продолжите рассказ.
4. Творческий диктант.
Посмеялись над бабушкой
Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно.
Мимо стадиона шла бабушка. Она плохо видела, шла медленно, ощупью проверяла дорогу палкой.
Кто-то из ребят бросил мяч так, что он покатился бабушке под ноги, ударил по палке, и выбил её из рук. Остановилась бабушка, растерялась, не знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка её.
Дети смотрят на бабушку и смеются. Никто из них не догадался подойти к бабушке, попросить прощения и помочь ей.
Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому в голову не пришло, что в эту минуту творится большое зло: человек издевается над человеком. (В.А. Сухомлинский.)
Как бы вы поступили на месте детей? Напишите об этом.
Итак, работа по обогащению словаря учащихся лексикой человеческих отношений имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому что она развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему, формирует у младших школьников уважительное и заботливое отношение к старикам, близким людям, товарищам.