Развитие речи младших школьников с нарушением зрения через обогащение словарного запаса (1-4 класс)


Развитие речи младших школьников с нарушением зрения через обогащение словарного запаса.
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».
К.Д. Ушинский
«Больше слушать больше давать высказываться и учиться больше руководить и направлять, меньше говорить, учить и объяснять – вот необходимая и почтенная задача учителя, желающего плодотворно работать над умственным развитием учеников… (над их речью)
В.И.Чернышёв
Вопросы развития речи с давних пор являются предметом научных исследований.
О необходимости работы над речью, создания системы работы, создания психологических ситуаций в учебном процессе, специальных речевых упражнений, последовательной организации речевой практики говорили и крупнейшие психологи – С. Рубинштейн, Л. Выготский.
20-ые годы – раздел «Развитие речи», специальные учебники.
30-50-ые годы – переносится в программу по литературе
60-ые годы– общий раздел
70-ые – годы – «коммуникативные умения»
XX – XXI – меняется : содержание, структура, технология, методы и приёмы
Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, И.И. Средневский - связывалось с изучением грамматики
Р.С. Львов – речь, способ познания действительности
Т.Г. Рамзаева – овладение совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению
М.С. Соловейчик – вооружение знаниями для осознанного отношения к речи, направление усилия на её совершенствование.
М.Р. Львов в работе «Речь младших школьников и пути её развития» разработал методику работы над словарём, словосочетанием, предложением и определил задачи развития связной речи. Он определяет несколько требований к речи учащихся, которые касаются содержания и структуры речи.
Во - первых, это требование содержательности. Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь.
Во - вторых, это требование логичности, последовательности, чёткости построения речи. Хорошее знание того, о чём пишешь или говоришь, помогает начать излагать мысли, не пропустить главного, логично переходить от одной части к другой и завершить высказывание.
Кроме того, он предлагает требования и к речевому оформлению, такие как:
1) точность речи - это передача содержания в соответствии с действительностью и выбор слов, подходящих к изображаемому предмету;
2)     ясность речи - это доступность её тем людям, к кому она обращена;
3)     чистота речи - это отсутствие лишних слов.
Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований.
Проблема развития речи учащихся является одной из самых актуальных в современной методике русского языка в начальных классах. Развитие речи детей происходит не только на уроках русского языка и чтения, но и охватывает остальные учебные предметы школьной программы. Задача каждого учителя – постоянно следить за развитием речи школьников.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения.
Обучающимся с нарушением зрения характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором снижении динамики и накопления языковых средств, слабой связи речи с предметным содержанием. У них наблюдаются особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения; трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, осуществления коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации, продуцирования средств общения).У таких обучающихся наблюдается снижение общей познавательной активности, что затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности. Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.
Основы речевого навыка закладываются в начальной школе, поэтому мояЦЕЛЬ: вызвать интерес и внимание детей с нарушением зрения к собственной речи, к речи окружающих людей, к художественному слову через обогащение словарного запаса обучающихся.
Задачи
-расширить детский словарь;
-пассивный словарь сделать активным;
-обогатить речь ученика образными словами и выражениями
Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.
Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?
1.Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, должны создаваться такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то.
2.Второе условие – создание речевой среды. Нужно дать детям образцы речи.
Речевая среда – это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, средства массовой информации, речь учителя, язык учебников.3. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития.
4. В современном мире, как ни странно, условием развития речи является грамотное использование ИКТ
5. Разнообразие психолого-педагогических и методологических основ формирования связной речи мл.шк.
6. Разнообразие методических форм и приёмов работы по развитию речи
Существует обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, тем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе.
Работа над словарём в школе имеет 4 направления:
-обогащение словаря;
-уточнение словаря;
-активизация словаря;
-устранение нелитературных слов.
Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют.
Как правило, каждый из объектов изучения в методике проходит четыре ступени работы учащихся:
а) обнаруживание слова в тексте; имеется в виду слово, нуждающееся в толковании, в исследовании его особенностей: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы как осознанная потребность;
б) семантизация –
Объяснение слова - это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся.
В объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. В классе всегда бывает хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами школьники сумели объяснить значение слова, что обеспечивает их умственное развитие, воспитывает самостоятельность
Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. Обычно задается вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали подосиновик?» Такой способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, т.к. выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звуков, глухих и непроизносимых согласных.
Сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землячка, серебряный и серебристый
Объяснение значения через контекст (наилучший толкователь значений слова). Прочтение отрывка (цитаты-иллюстрации) «высвечивает» значение слов; школьники легче понимают не только их прямое и переносное значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и выразительность.
Включение нового слова в контекст, составленный самими детьми, является вариантом предыдущего задания. Это прием активизации учащихся, но в трудных случаях включение в контекст может произвести учитель.
Выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями.
Показ предмета, картинки, макета, чучела или действия как средство развития познавательной активности учащихся зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова, дети подобрали сами либо нарисовали, то их познавательная активность достаточно высока.
Способ подбора синонимов являются одним из самых универсальных и часто применяемых приемов
Прием подбора антонимической пары: старт - финиш, хорошо - плохо.
Развернутое описание, состоящее из группы слов или из нескольких предложений, как прием разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранить непринужденность беседы.
Способ логического определения нередко помогает раскрыть значение слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков: крейсер - военный корабль.
в) выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и мн. др.;
г)
Система активизации словаря.
Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в свободной, неподсказанной речи, без задания учителя: в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях, дневниках, своих первых литературных пробах.
С целью активизации словаря используются следующие учебные упражнения:
-составление предложения - толкование нового слова, его запись; подбор синонимов к нему, антонимов, указание второго, третьего значений, т.е. составление маленького сочинения о слове;-составление нескольких словосочетаний с изучаемым словом, практическая проверка сочетаемости с другими словами;
-составление предложений с изучаемыми словами: на определенную тему, по картине, по сюжету прочитанного рассказа и т.п.;
-словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом;
-орфоэпическая работа с этим словом, а также его запись в орфографических целях; проговаривание, комментирование;
-перевод на изучаемый иностранный язык, перевод предложений с этим словом; запись обоих слов;
-подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, имеющую отношение к изучаемому слову;
-составление и запись различных текстов на избранную тему; исследование правильности, уместности употребления в тексте избранных слов; поиск и замена слов.
Приемы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на:
а) самостоятельные, т.е. без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям - толковому, синонимическому и пр., по контексту - по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов - по значению слова в языке-источнике;б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.
РКМЧП ( технология Развитие критического мышления через чтение и письмо) – современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач. Используется в различных предметных областях и для учащихся разных возрастных групп. Элементы новизны содержатся в методических приёмах, способствующих развитию каждой личности.
Приём «Корзина» можно использовать при знакомстве нового слова, если некоторым детям понятно значение, но они не могут точно дать определение. Этот приём даёт возможность установить, что детям уже известно.
Приём «Верные и неверные утверждения» предполагает знакомство с рядом утверждений. Уч-ся выбирают «верные» утверждения.
Приём «Написание синквейна» - это пятистрочная строфа стихотворения, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Пишется по определенным правилам.
Приём «Лови ошибку»- заранее подготовленный текст, который содержит ошибки (лексическое значение слова или орфографическое написание) При знакомстве с новым словом или на этапе повторения.
Приём «Пометка на полях» - в тексте делаются пометки (знаю, новое, есть вопросы). Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющими представлениями.
«Ассоциативный ряд» словарный ряд, где последние несколько букв предыдущего слова являлись началом следующего ЭЛЕКТРИЧЕСТВОРОТАБЛЕТКАССАПОГИ
«Инструктаж» по инструкциям, которые выдаёт учитель найти слово к данному определению.
«Классный ларец» -уч-ки характеризуют героев, записывают характеристики на листочках и складывают в ларец. Затем учитель диктует слова, а класс записывает символами согласие или отрицание. Проводится совместная проверка.
Методика «ТРИЗ»
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, воспитывать у детей качества творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира.
Например: Убери лишнее слово по трем признакам одновременно.
погода
троллейбус
сейчас
Метод «Системный анализ»
помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.
Например:
Собака - охотник, ружьё, лес, волк,
Погода – дождь, зонт, плащ …..
Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах.
ВЫВОД: Для ребёнка хорошая речь залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. Поэтому для детей с нарушением речи необходимо создавать условия для развития речи чтобы они смогли адаптироваться в окружающем нас мире.