Доклад на тему: «Повышение уровня работоспособности обучающихся младших классов с нарушением интеллекта в процессе урока».


Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Иркутской области для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Специальная (коррекционная) школа-интернат
п. Целинные Земли»
Доклад
на тему: «Повышение уровня работоспособности обучающихся младших классов с нарушением интеллекта в процессе урока».
Подготовил учитель: Хмелюк Ю.С.
2015 г.
Повышение уровня работоспособности обучающихся младших классов с нарушением интеллекта в процессе урока.
Одним из важнейших элементов школьного режима как главного компонента здоровьесберегающего образовательного процесса, является продолжительность учебного дня и учебной недели, строгое соответствие характера учебной нагрузки возрастным возможностям учащихся.
Работоспособность – потенциальная способность человека выполнять максимально возможное количество работы с определенной эффективностью в течение определенного времени.
Для умственно отсталых учащихся характерно нарушение нормального развития высших психических функций: восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функций речи. Формирование познавательных процессов неразрывно связано с развитием работоспособности школьников.
При снижении работоспособности теряется интерес к деятельности, появляется непреодолимое желание бросить начатое дело, возникает неуверенность в себе. Вместе с тем в этих условиях у детей снижается способность к запоминанию и концентрации внимания, появляются сонливость, головные боли и т. д. При регулярном переутомлении у одних детей возникает торпидное состояние, характеризующееся общей вялостью, истощаемостью, у других – напротив, наблюдаются гипердинамические реакции, выражающиеся в повышенной раздражительности, излишней подвижности.
Дети с нарушением интеллекта очень разные с точки зрения личностных проявлений, тем не менее, некоторые особенности учащихся школы VIII вида являются типичными.
Прежде всего, речь пойдёт об особенностях восприятия учебного материала. Здесь отмечаются следующие нарушения:
1. Замедленность самого акта восприятия (представление о воспринимаемом предмете возникает лишь после длительного или многократного сосредоточения на нём).
2. Предельная узость восприятия (количество воспринимаемых предметов незначительно, это, как правило, наиболее яркие, привлекающие к себе внимание объекты или такие, которые ребёнок уже когда-либо видел).
3. Фрагментарность воспринимаемых предметов или явлений (дети не могут устанавливать связи между объектами восприятия, они воспринимаются изолированно, каждый в отдельности).
4.Недифференцированность восприятия (разнородные предметы воспринимаются как однородные. Замечаются главным образом крупные, близко расположенные объекты). Недостатки процесса восприятия усугубляются ещё и тем, что у детей с нарушением интеллекта с большим трудом устанавливается связь между воспринимаемым объектом и прошлым опытом, который не перерабатывается в соответствии с содержанием нового здания и применяется в неизменном виде.
Особенностями внимания школьников с нарушением интеллекта являются:
1. Рассеянность.
2. Неустойчивость.
3. Ошибочность действий.
Это обусловлено быстрой истощаемостью психических процессов, возникающей постоянно и очень часто. (Иногда наступает на первом уроке после некоторого умственного напряжения.)
Особенности умственной деятельности учащихся школы VIII вида, а именно недоразвитие обобщения и отвлечения, создают препятствие в осознании воспринятого учебного материала и формировании на основе этого новых понятий.
Главный недостаток мышления умственно отсталых школьников – это его предельно конкретный характер.
Процесс запоминания, воспроизведения прошлого опыта у данной категории детей осуществляется с большими трудностями. Особенно медленно и ненадолго запоминается новый учебный материал, предъявляемый в абстрактной форме, словесном изложении и неподкреплённый наглядными образами или действиями. И напротив, материал, предъявленный в образной, эмоциональной, практической форме, быстрее запоминается и дольше остаётся в памяти.
Особенностями памяти умственно отсталых детей являются:
1. Недостаточность осознания учебного материала.
2. Слабая целеустремлённость учащихся к активному запоминанию.
3. Нежелание вспомнить ранее усвоенное.
Дети существенно затрудняются выделить главное в содержании усвоенного, выхватывают отдельные порой
малозначимые факты, они стараются запомнить дословно, не вникая в его содержание. Педагогу необходимо добиваться, чтобы запоминание содержания учебного материала было осознанным.
Для того чтобы наиболее рационально планировать различные виды работ в зависимости от их сложности и доступности, необходимо знать оптимальный уровень работоспособности учащихся, чётко представлять, когда достигается наибольшая работоспособность, а в какое время наступает её снижение.
Как показывает практика, в каждом классе есть дети, способные организованно и целеустремлённо работать самостоятельно в течение всего урока, и в тоже время есть такие, кто не способен сосредоточить внимание на учебном задании. Следовательно, длительность самостоятельной работы у детей с нарушением интеллекта различна, поэтому возникает необходимость определить оптимальные «зоны» работоспособности.
Процесс вхождения умственно отсталых учащихся в учебную деятельность происходит медленно. На первом уроке восприятие учебного материала крайне неэффективно. Наибольшая производительность достигается на втором и третьем уроках. Оптимальный уровень самостоятельной работы учащихся на уроке длиться в среднем 20-25 минут, часть учащихся школы VIII вида способна работать до 30 минут. Это во многом зависит от характера выполняемой работы. Так чтение про себя, выполнение самостоятельных работ, списывание, написание творческих работ - составляют один и тот же отрезок времени – от 5-10 мин. до 20 – 25 мин. с начала урока. Время от 20-25 мин до 45 мин. рассматривается как период непроизводительной или малопроизводительной деятельности учеников.
Дети быстро утомляются, внимание их рассеивается, появляются негативные поведенческие явления, которые ещё более усугубляются при относительно однообразной работе. Устранению и предупреждению подобных явлений, а также сохранению устойчивого уровня работоспособности школьников с нарушением интеллекта способствует чередование различных видов деятельности на уроке. При планировании уроков учитель обязательно должен учитывать это.
Выполнение физических упражнений создаёт возможность кратковременного отдыха тех участков коры головного мозга, раздражение которых проходило во время учебных занятий и вызывало возбуждение в других участках. Кроме того, длительное сидение за партой в одном положении вызывает застойные явления крови в ногах, в области таза, живота; изменения в положении позвоночника, плеч, грудной клетки. Время проведения динамической паузы на уроке полностью зависит от состояния учащихся и в случае необходимости может быть включено в любой момент урока. Рациональная продолжительность активного отдыха - 2-3 минуты. Такая длительность активного отдыха обосновывается имеющимися данными о периодах снижения и повышения работоспособности.
Выполняемые детьми упражнения не должны вызвать утомления или возбуждения. Необходимо, чтобы проведение физкультурной минутки положительно отразилось на ходе урока, поэтому её следует проводить после завершения какого-либо учебного задания. Правильно подобранные физические упражнения оказывают наиболее благоприятное действие, способствуют снижению монотонности в работе, а также благоприятно отражаются на эмоциональности занятий.
Наблюдается увеличение объёма сделанной работы; улучшаются качественные показатели умственной работоспособности, школьники значительно быстрее включаются в работу, труд их становится более сосредоточенным, они меньше отвлекаются, внимание активизируется, что имеет тесную связь с работоспособностью учащихся.
Педагог специальной (коррекционной) школы должен избегать стереотипных, шаблонных форм и приёмов работы, стараться разнообразить их в зависимости от содержания учебной деятельности. Интересная работа, разнообразие методов активизируют инертных детей, мобилизуют возбудимых учеников на усвоение учебного материала. Легко отвлекаемые и быстро утомляемые дети становятся более собранными, повышается их интерес к учебной деятельности.
Условия работы первоклассников без утомления
1) Рациональное переключение с одного вида деятельности на другой.
2) Создание «положительного» эмоционального фона.
3) Режим дня, его соблюдение.
Массаж для пальцев
Цель: развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и так далее до больших пальцев подсчет: «1,2, 3, 4, 5».
Затем хлопают в ладоши:
« Вышли пальцы погулять».
Вслед за этим идет поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне правого большого пальца:
«Этот пальчик самый сильный!»
Левого большого пальца:
«Этот пальчик самый толстый и большой».
Правого указательного пальца:
«Этот пальчик для того…»
Левого указательного пальца:
«Чтобы показывать его».
Правого среднего пальца:
«Этот пальчик самый длинный…»
Левого среднего пальца:
«И стоит он в середине».
Правого безымянного пальца:
«Этот пальчик безымянный…»
Левого безымянного пальца:
«Избалованный он самый».
Правого мизинца:
«А мизинчик хоть и мал…»
Левого мизинца:
«Очень ловок и удал!»
После этого интенсивно растирают кисти рук, а затем встряхивают их.
Физкультпаузы на уроках.
Физкультпауза – как способ снятия усталости и напряжения в стрессовых ситуациях и больших эмоциональных перегрузках во время учебного процесса .Физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока. Физкульпаузы являются обязательными для всех учащихся школы.
Задачи ФП:
• Снять психическое напряжение у учащихся путём переключения на другой вид деятельности.
• Добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений.
• Возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями.
• Сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.
Различают укороченные и полные физкультминутки.
Укороченная состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.п.) и применяется во время письменных работ в первых классах.
Полная состоит из одного упражнения типа потягивания, 2-3 упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей схеме:
• а) выпрямление туловища с движением руками и дыхательными упражнениями;
• б) упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук и т.п.);
• в) упражнения для туловища (наклоны, повороты);
• г) упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и опускание ног).
Комплексы физкультпауз для учащихся с 4-9кл.
Комплекс 1
• И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5-6 раз.
• И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5-6 раз.
• И.п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
• И.п. - сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.
• И.п. - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4-5 раз.
• И.п. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек., перевести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
• И.п. - сидя, закрыв глаза. В течение 30 сек. Массировать веки кончиками указательных пальцев.
Физкультпаузу проводят преподаватели или учащиеся - физорги класса. Она способствует укреплению склеры глаза, повышению работоспособности цилиарной мышцы, благоприятно влияет на формирование рефракции глаз у школьников, улучшает кровообращение в глазах.
Разнообразить физкультпаузу можно путем использования следующего комплекса упражнений (5,6):
Комплекс 2
• И.п. - стоя, руки сзади, пальцы в замок, 1-2 - отводя руки и голову назад, прогнуться - вдох, 3-4 - в и.п. - выдох. Повторите 4-6 раз.
• И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.
• И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
• И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз.
• И.п. - стоя, 1 - полуприсед; 2 - и.п. Повторить 10-12 раз.
• И.п. - стоя, палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см., переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30-40 сек. Выполнять немедленно.
Комплекс 3
• 1. И.п. - стоя. 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки -вдох, 2 - руки вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8-10 раз.
• И.п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 сек, затем открыть глаза. Повторить 8-10 раз.
• И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и в другую сторону. Повторить 6-8 раз каждой рукой.
• И.п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить 10-15 раз в каждую сторону.
• И.п. - стоя, ноги врозь. 1-3 - наклоны туловища в сторону и возврат в и.п. повторить по 4-6 раз в каждую сторону.
• И.п. - стоя, указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см. смотреть на палец в течение 4-6 сек., затем закрыть ладонью левой руки глаз на 4-6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем закрыть левый глаз и смотреть на палец даумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
Комплекс 4
• И.п. - стоя, кисти к плечам. 1 - отвести локти назад - вдох; 2 - локти вперед - выдох. Смотреть вперед. Повторить 8-10 раз.
• И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.
• И.п. - стоя. 1-2 - разогнуться, голову отвести назад - вдох. 3-4 - слегка наклониться вперед - выдох. Повторить 6-8 раз.
• И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз.
• И.п. - стоя. 1 - полу присед; 2 - и.п. повторить 10-12 раз.
• И.п. - стоя, палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см., переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течении 30-40 сек. Выполнять медленно.
Комплекс 5
• И.п. - стоя. 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки -вдох, 2 - руки вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8-10 раз.
• И.п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 сек., затем открыть глаза. Повторить 8-10 раз.
• И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и в другую сторону. Повторить 6-8 раз каждой рукой.
• И.п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить 10-15 раз в каждую сторону.
• И.п. - стоя, ноги врозь. 1-3 - наклоны туловища в сторону и возврат в и.п. повторить по 4-6 раз в каждую сторону.
• И.п. - стоя, указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см. смотреть на палец в течение 4-6 сек, затем закрыть ладонью левой руки глаз на 4-6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
Комплекс 6
• И.п. - стоя, кисти к плечам. 1 - отвести локти назад - вдох; 2 - локти вперед- выдох. Смотреть вперед. Повторить 8-10 раз.
• И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.
• И.п. - стоя. 1-2 - разогнуться, голову отвести назад - вдох. 3-4 - слегка наклониться вперед - выдох. Повторить 6-8 раз.
• И.п. - стоя, голову держать прямо. Переводить взгляд верх- направо, после чего вниз - налево, затем переводить взгляд по другой диагонали верх - налево - вниз - направо. Повторить по 6-8 раз в каждом направлении.
• И.п. - кисти на затылок. 1-2-3 - пружинистые повороты туловища в сторону, 4 - в и.п. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз.
• И.п. - стоя. Палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, левый глаз закрыт. Переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 10-15 секунд. То же правым глазом.
Упражнение «метка на стекле».
• В классе во время физкультминуток может использоваться следующая модификация данного упражнения. К оконному стеклу приклеить кружок 7x7 на уровне глаз стоящего ребенка. Учитель дает команду: «Все внимательно посмотрели на кружок (3-4 сек). Теперь давайте посмотрим на ... (дерево, здание, которое вы видите вдали из окна (3-4 сек). Теперь опять посмотрите на кружок на оконном стекле». Повторить упражнение 5-6 раз, поочередно переключая внимание каждого ребенка с метки на стекле на удаленные объекты, видимые из окна. Упражнение можно выполнять их исходных положений сидя и стоя.
Физкультминутки и физкультпаузы для младших классов.
Игры на динамических переменах
Проводятся на открытом воздухе после второго или третьего урока. Во время занятий физическими упражнениями и подвижными играми на переменах учителями решаются следующие задачи:
• Создать условия для активной двигательной деятельности и развлечения учащихся.
• Включить учащихся в активную деятельность, организовать их двигательную активность в соответствии с принципами и правилами физического воспитания.
• Добиться оздоровительного и рекреативного эффекта.
• Развить интерес у учащихся к самостоятельным физкультурным занятиям.
• Обучить учащихся необходимым для таких занятий знаниям, умениям и навыкам.
Динамическая перемена проводится в свободной непринуждённой игровой форме с учётом пола и интересов детей.
Пример игр:
«Пчёлы»
Пчёлы в ульях сидят
И в окошечки глядят,
Порезвиться захотели –
Друг за другом полетели.
«Рыжий кот»
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот,
Встал и выгнул спину в мост,
Распушил красивый хвост,
Мягко лапками пошёл,
Тихо песенку завёл.
«Совушка-сова»
Совушка-сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг – как полетит!