Урок по литературе на тему Проблема нравственного выбора в произведениях литературы, кино, изобразительного искусства


Татьяна Викторовна Жданова
Педагогический колледж, г. Курск
ОБРАЗ ВОЛКА В "СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ"
В основании "Слова о полку Игореве" кроются мотивы, которые объяснят при внимательном прочтении такие пласты произведения, без которых оно останется нераскрытым .
На одном из уроков литературы в 9 классе мы обратились к исследованию образа волка в древнерусском памятнике. Прежде всего мы решили выяснить, кого из героев произведения автор подчиняет удивительной метаморфозе - превращению в волка - или сравнению с ним.
Девятиклассники называют Игоря, часть его дружины – курян, Всеслава, а также Гзака и Овлура. Ученики видят, что образ волка связан как с русскими воинами, так и с половцами. Обращаем внимание девятиклассников на то, что если в связи с отдельными зооморфными (тотемными) образами существует постоянная связь героя: русский – сокол, половец – ворон, - то в связи с образом волка её нет. Русские и половцы в "Слове..." - стороны враждующие. И чтобы объяснить способность тех и других превращаться в волка, возможно, нужно попытаться найти между ними связь. Ученики предполагают, что русских и половцев объединяет способность быстро перемещаться, и доказывают эту мысль отрывками из текста: «А Игорь-князь поскакал горностаем к тростнику и белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком. Коли Игорь соколом полетел, тогда Овлур волком побежал…» [6, с. 99], «Всеслав скакнул волком…» [6, с.91], куряне «скачут, как серые волки в поле», «Гзак бежит серым волком» [6, с.59] , Всеволод, Полоцкий князь, «великому Хорсу волком путь перерыскивал» [6, с. 91]. Мы видим, что образ волка сопровождают глаголы, действительно указывающие на стремительность действия: "соскочил", "поскакал", "скакнул", "скачут", "побежал", "перерыскивал".
Но ученики чувствуют, что образ волка в "Слове..." сложнее, что скорость - это лишь одно из его проявлений. Характеристика сравниваемых с волком образов в "Слове..." и выявление их основных качеств позволяют нам предположить, что образ волка может быть связан с воинским братством, честью (русская дружина, выступающая за честь родной земли) и бесчестием (воплощение звериного начала, представляющего опасность для русского человека, нечистого или иноверного).
Обращение к мифологии подтверждает наше предположение о многозначности этого образа в «Слове…». В частности, материал статьи "Волки" в энциклопедии «Мифы народов мира» указывает на связь славянской мифологии с мифологией других народов и подтверждает многозначную роль этого образа в «Слове…». Можно предположить, что сопоставление воинов-курян с волками уходит корнями в мифологические представления многих народов Евразии об образе волка - воина, связанного «с культом предводителя боевой дружины» [3, с.242]. В индоевропейских мифологических традициях волк выступал, в частности, в качестве бога войны, "что отразилось в той роли, которая отводилась волку в культе Марса в Риме…» [3, с.242]. Важно добавить, что рядом с предводителем волков «соответственно и сами воины или члены племени представлялись волками» [3, с.242]. В словаре-справочнике «Русский фольклор» есть указание на связь волка со славянским богом Ярилой (Даждьбогом) - солнцем: «По народным представлениям в его власти были земля, дикие животные, особенно волки» [1, с.51]. В тексте «Слова…» солнце покровительствует Даждьбожьим внукам – дружине Игоря.
Образ самого князя Игоря представлен автором в двух ипостасях: Игорь – победитель и Игорь – побеждённый. В образе волка Игорь предстаёт перед читателем во время побега (это не предводитель боевой дружины). В превращении Игоря в волка, возможно, отразились древние представления о превращении человека в волка, выступающего одновременно в роли жертвы (изгоя, преследуемого) и хищника (убийцы, преследователя). Гзак тоже "бежит серым волком" от "русичей" после первой победы Игоря над половцами. Половецкий хан, хищник, отступает, являясь жертвой перед очередным нападением на войска Игоря.
В «Слове…» есть образ, тесно связанный с образом волка и вызывающий немало вопросов у старшеклассников, - это образ Всеслава, Полоцкого князя. Обращаемся к тексту и к летописям и выясняем, что Всеслав вел нечестивый, хищнический образ жизни, был кровожаден, стремился к захвату чужих городов. Часто ему приходилось убегать от погони. В 1067 году Всеслав хитростью пришёл к власти в Киеве. Полоцкому князю приписывалось оборотничество. По представлению автора «Слова…», Всеслав действовал "напоследок языческих времён", сумел воспользоваться восстанием язычества в своих целях. Он назван автором не просто волком, а хищником, лютым зверем. Яркой характеристикой Полоцкого князя являются слова «рыскал» («а сам в ночи волком рыскал», «великому Хорсу путь перерыскивал» [ 6, с. 91], рыскал он «в ночи» до восхода солнца, как хищник, как нечистый дух, как бес, и «вещий» («вещая душа в храбром теле у него была»). Е.Осетров называет его «самым поразительным героем «Слова», соединившим в себе черты «реального («летописного») князя с волшебником Волхом Всеславичем, фольклорным оборотнем, который днём правил над людьми, ночью царствовал над зверьми» [5, с.120] . Представление об оборотничестве было распространено в восточнославянской демонологии. «Оборотничество–врождённое или благоприобретённое свойство человека, - находим мы. - Оборотнем, например, слыл Ульв (исландская «Сага об Эгиле»), становящийся при наступлении сумерек молчаливым и необщительным «вечерним волком» [4, с.235]. В образе Всеслава видно отражение этого представления. Всеслав «великому Хорсу волком путь перерыскивал» (т.е., как хищный зверь рыскал в то время, когда отсутствовал на небе солнечный бог - Хорс).. Возможно, особенность оборотня рыскать ночью уходит корнями в общеславянское представление о том, что «волк съедает луну или солнце при затмении» [3, с.243]. По преданиям южных славян, приметой волка, волкодлака, является заметная от рождения «волчья шерсть» на голове. Известно, что у Всеслава на голове была язва. Об этом пишет П.В.Знаменский, основываясь на древней летописи: «…мать «родила его от волхвования с язвой на голове, и волхвы сказали: «Навяжи на эту язву науз, который пусть носит он до смерти» [2, с.51].
Мы видим, что образ волка в "Слове..." уходит корнями в далёкое прошлое, наслаивая одно представление на другое и создавая новые мотивы. Благодаря обращению к фольклору, мифологии, древним представлениям, образы «Слова о полку Игореве» открываются в новом свете, осложняясь и обогащаясь новыми ассоциациями.
1. Зуева Т.В. Русский фольклор. Словарь – справочник. М.: 2002, 334 с.
2.  Знаменский П. В. Руководство к русской церковной истории, 251 с.
3. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т.//т.1. - М.: Российская энциклопедия, 1994, 671 с.
4. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т.//т.2. - М.: Российская энциклопедия, 1994, 719 с.
5. Осетров Е. Мир Игоревой песни. М.: 1977, 254 с.
6. Слово о полку Игореве. М.:1980, 220 с.