Статья Мои размышления на тему Проблема нравственного выбора (по произведениям русских писателей)


Мои размышления на тему
«Проблема нравственного выбора
(по произведениям русских писателей)»
Ежедневно человек в своей жизни сталкивается с выбором. Что приготовить на завтрак, что надеть, что купить? Для решения этих повседневных вопросов не требуется глобальных усилий. Но рано или поздно каждый человек в своей жизни становится перед нравственным выбором. Что же такое «нравственный выбор»? По моему мнению, это выбор между добром и злом: между честью и бесчестием, между преданностью и предательством, между порядочностью и хамством. Задатки нравственности человек получает в семье. Негласный пример поведения родителей в той или иной ситуации – главный строитель души ребенка. Именно в семье, в раннем детстве, идет закладка фундамента основных нравственных качеств личности. Задача педагога – помочь родителям в строительстве этого светлого дома души человеческой.
Тут на помощь учителю-словеснику приходит наша родная литература: русские писатели и поэты со своими произведениями. Уроки литературы – это уроки доброты и нравственности. Произведения для изучения в учебнике литературы (я работаю по учебному комплексу под редакцией Коровиной) подобраны так, что каждое из них несет частичку добра, нежности и любви. Мы, учителя, на примере поступков героев произведений пытаемся донести до сердец ребят такие понятия, как нравственность, доброта, честность, порядочность и т.п.. Начиная с 5 класса, ребята сталкиваются на уроках литературы с данными понятиями. Почему Герасим утопил Муму, свою любимицу, персонажа одноименного рассказа И.С. Тургенева? Мог ли он поступить иначе? Можем ли мы осудить героя за его поступок? Это один из примеров нравственного выбора. Мы с ребятами приходим к выводу о том, что, конечно, нелегко далось Герасиму решение утопить любимого питомца: он заперся в каморке, не выходил на зов. Писатель не дает нам внутреннего монолога героя, не показывает нам ход его мыслей, но мы понимаем, что Герасим решился на такой поступок из благородных намерений. Герой мог предположить, что если предоставить сделать это кому-то другому, то над Муму могут поиздеваться, измучить. Видимо, эти домыслы и были решающими в нравственном выборе Герасима.
Если мы возьмем учебник литературы за 6-й класс, то и там найдем произведения, которые учат нас делать правильный выбор в непростых ситуациях. Например, в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» главный герой поступает неправильно (как понимают впоследствии учащиеся), обманывая бабушку. А ведь выбор-то у него был. Мог бы не идти на поводу у левонтьевских ребятишек, не съедать землянику, не набивать корзинку травой. Но уж очень хотелось пряника, коня с розовой гривой, и, конечно, не хотелось прослыть «бабушкиным внучком». Это тоже нравственный выбор главного героя. Можем ли мы осуждать его? Нет. Ведь это такой же ребенок, как любой другой, которому хочется пошутить, поиграть, побаловаться. Главное – герой в конце произведения понимает, что был не прав, а учащиеся приходят к выводу, что этот мальчик, скорее всего, никогда больше не будет обманывать бабушку.
Или возьмем, к примеру, произведение В.Кондратьева «Сашка», с которым мы знакомимся в старших классах. Перед главным героем стоит выбор: стрелять в конвоируемого им немца или нет. С одной стороны, получен приказ от комбата – расстрелять, с другой стороны, Сашка буквально некоторое время назад показывал пленному немцу советскую листовку, где написано, что пленных немцев не расстреливают. С одной стороны, приказы не обсуждаются, с другой – вся душа Сашки против расстрела. Еще во время схватки с этим немцем герой понимает, что этот немецкий солдат – такой же подчиненный, как и он, он теплый, живой, он выполняет приказ. Не выполнить приказ комбата, ослушаться – это неподчинение, своего рода преступление. Выполнить – попрать свои нравственные принципы. А как же солдатская честь? Ведь немец-то сейчас безоружен. Это там, в схватке, он был врагом, а сейчас это пленный солдат. Такие мучительные думы одолевают Сашку. Греха на душу герою взять не пришлось. Это и есть нравственный выбор. Герой в нечеловеческих условиях остался человеком.
И таких произведений в курсе русской литературы очень много. Хочется верить, что зерна добра, нравственности, посеянные на уроках литературы, прорастут и в душах ребят, дадут хорошие всходы. Хочется верить, что, когда встанет перед ребятами проблема выбора, они вспомнят эти уроки, уроки доброты и нравственности, и сделают правильный выбор.