Статья на тему Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников


Глущенко Любовь Викторовна
Учитель первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №17 г. Феодосии Республики Крым»
Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников
Аннотация. В статье даются теоретические основы использования дидактических игр в процессе обучения младших школьников, акцентируется внимание на значение дидактических игр в обучении младших школьников, приводятся примеры видов дидактических игр, раскрывается важность игры для ребёнка в младшем школьном возрасте. В статье приводятся примеры, демонстрирующие использование учителем дидактических игр на уроках в начальной школе.
С целью демонстрации дидактических игр на уроках в начальной школе открывается доступный для ребенка путь понимания и освоения мира.
Ключевые слова: дидактические игры, учебный процесс, форма обучения, игровая деятельность, развитие внимания, интерес к учебному процессу, развитие мышления.
Введение.
Выбор методов обучения в современной дидактической системе зависит от целей и задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя.
Игра и учеба — это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н. К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры.
Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Формулировка цели и задач статьи.
Цель: для того, чтобы организация учебно-воспитательного процесса была эффективной, необходимо сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Задачи:
— раскрыть понятие о дидактической игре;
— раскрыть особенности использования дидактических игр;
— охарактеризовать виды дидактических игр;
Изложение основного материала статьи. Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами. Одним из них является дидактическая игра. Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
В игре происходит развитие, воспитание, обучение ребенка, игра обязательно сопряжена с активностью и удовольствием, поэтому многие педагоги указывали на необходимость включения игры в процесс обучения.
С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и их последователи объясняли игру как доступный для ребенка путь понимания и освоения мира. Своеобразие игровой деятельности, таким образом, проявляется в единстве с практической деятельностью и потому носит активный, действенный характер. Значит игра – это доступный ребенку своеобразный путь интенсивного развития потребностей, прежде всего в общении и познании.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его соревнования с другими учащимися.
Дидактическая игра учителем может использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности. Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
Исследователи игры видят много положительного в применении ее в учебном процессе. Игра стимулирует познавательную деятельность учащихся, психологически комфортна, в игре мобилизуются интеллектуальные силы ребенка, облегчается выполнение задания, создаются условия для возникновения и развития познавательных мотивов и интересов учащихся.
Исследования психолога Л.С. Славиной показали, что в процессе игры интеллектуально-пассивный ребенок способен выполнить такой объем умственной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В эксперименте, проведенном М.А. Джапаридзе, установлено, что задача, предложенная детям в игровой форме, решается большинством из них (62%), даже если эту задачу они не смогли решить в обычном виде. Если после решения эту задачу опять видоизменить в обычную, с ней справляется около 18 % детей. И это проверено на собственных уроках:
Игры приближают с помощью воображаемых ситуаций учебную деятельность ребенка к действительности, делают понятными цели учения, Игра и учеба – это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы.

Задача педагога – сделать правильным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной. Управлять вниманием класса такому педагогу намного легче, ведь важнейшим источником в процессе обучения или игре является его интерес. Пробуждение интереса однозначно приводит к пробуждению внимания.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1) Игры - путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей.
2) Игры-поручения по содержанию просты, по продолжительности менее длительны, чем игры-путешествия. В основе их лежат действия с предметами, словесные поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы.
3) Игры-предположения. Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
4) Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
5) Игры-беседы. В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах и чтобы за время игры учащиеся получали максимум радости, наслаждения.

Существуют основные требования к содержанию игровой деятельности:
1.Соответствие игры теме и целям урока.
2. Углубление, расширение, закрепление знаний.
3.Соответствие возрастным особенностям детей.
Таким образом, цель дидактических игр – облегчить учащимся переход к учебным задачам, стимулировать познавательный интерес к данному предмету. Сказанное позволит сформулировать основные функции дидактических игр:
- Обучающая - игры ускоряют процесс усвоения учебного материала.
- Развивающая - в играх развиваются воображение, память, внимание, мышление, творческие способности школьника.
- Воспитательная - игры влияют на различные черты характера (организованность, ответственность, справедливость, самостоятельность).
- Мотивационно-стимулирующая - игра создает условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формирует положительное отношение к учению, активизирует познавательную деятельность.
- Коммуникативная - в игре происходит разноплановое субъектное, вербальное и невербальное общение игроков одной команды (сотрудничество), соперников (состязание).
- Рефлексивная - в игре ученик лучше познает себя в сравнении с другими, вынужден контролировать и анализировать свои действия, находить и исправлять свои ошибки.
Игры, используемые на уроках обучения грамоте, способствуют и выполнению важных методических задач:
-созданию психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими материала;
- тренировке учащихся в выборе нужного варианта.
Занятия должны в большей степени носить игровой характер. В связи с этим, нужно сказать об обязательном использовании в добукварный период и, в дальнейшем, при обучении грамоте, разнообразного наглядного и дидактического материала: натуральных предметов, игрушек, макетов, картинок (предметных, ситуативных, сюжетных), настольных игр (картинных лото, домино, мозаик). Применение наглядных пособий должно быть подчинено задаче урока, от которой зависит их количество, место и время демонстрации.
С точки зрения языкового содержания можно выделить следующие игры, используемые на уроках обучения грамоте: грамматические, лексические, фонетические и орфографические.
В первом классе большое внимание уделяется осознанному обучению и усвоению грамматики. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет своим однообразием, внимание становится рассеянным и вопреки воле переходит на что-нибудь другое, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Если мы хотим сосредоточить внимание детей на определенном объекте, то необходимо постоянно открывать в нем все новые и новые стороны.
В этом случае учителя многие грамматические упражнения заменяют играми. Также грамматические игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной.
За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие "строить" фундамент речи. Так как необходимой составной частью подготовки к обучению грамоте является развитие речи учащихся, когда предметом их внимания и осознания становится слово и предложение в целом: уточняется и обогощается словарный запас, формируется и совершенствуется целенаправленность высказываний, внятность и выразительность речи.
Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых - освоение правописания изученной лексики.
Эффективность учебной деятельности зависит от двух главных составляющих: умения учителя управлять вниманием своих учеников и умения научить учеников владеть процессом планирования своего внимания. Место игры в структуре урока обучения грамоте зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Необходимо продумывать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке:
Например, в начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей и стимулировать активность; в середине урока - дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока - игра может носить поисковый характер.
Выводы. Таким образом, дидактическая игра – это сложное многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным. Именно поэтому через дидактическую игру быстрее познаются закономерности обучения, происходит формирование устойчивого интереса к обучению и развитие познавательных процессов, в том числе и внимания.
Литература:
1. Галанжина Е.С. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением./ Сост. Е.С.Галанжина.-М.: Планета, 2010 /
2. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы) / В.И.Ковалько.- М.: Эксмо, 2007 /
Амонашвили Ш.А.  В школу – с шести лет.  М., 1986
4. Виноградова Н.Ф. Дидактическая игра как метод обучения. Методические рекомендации. М. Вентана – Граф. 2002
5. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Ростов-на-Дону, 2004.
6. Попова В.И.  Игра помогает учиться. //Начальная школа №2, 1987