Урок по литературе по теме: Всему начало здесь в краю моем родном… (Некрасов Н.А)


Урок по теме – «Всему начало здесь в краю моем родном…»
(Некрасов).
Вводный урок по творчеству и жизни Н.А. Некрасова.
Цель:
Воспроизвести в памяти учащихся те познания по творчеству и жизнедеятельности поэта, что были получены в школе;
Дополнить и расширить эти знания путем самостоятельной работы учащихся;
Способствовать развитию оперативности, мобильности мышления учащихся;
Воспитывать в учащихся стремление к победе, бойцовские качества.
Оборудование:
Рисунок кроссворда (как один из этапов работы).
Портрет поэта.
Выставка книг.
Иллюстрации о жизни и творчестве поэта.
Ход урока:
Класс разбит:
На 2 команды по 6 человек, капитан среди них.
Из оставшихся участников – болельщики команд (у них плакаты, лозунги в поддержку команд).
Жюри из числа сильных учащихся и учителя.
Ведущий (это может быть учитель).
(Вся эта работа проведена заранее, на уроке все занимают свои места, парты делятся на столы обсуждения и трибуны болельщиков).
Все занимают места и объясняют правила игры.
Итак, брейн-ринг
Конкурс капитанов (1 очко)
(Заполнить кроссворд)
Нужно слушать текст известных произведений и угадывать их название или героев (по очереди).
Параллельно дается работа болельщикам (анализ стихотворений, письменный или устный ответ).
Проверить в конце урока (проверяет жюри).
1. 9. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Оценка жюри (кто лучше).
Работа команд (зачитываются вопросы, команды отвечают, кто первый поднимет руку, и рассказывают о том или ином периоде жизни). Той команде прибавляют 1 балл (за полный ответ, за неполный – 0.5 балла).
Многие стихи Некрасова автобиографичные.
О чем поведал нам поэт? О каком этапе своей жизни?
«В неведомой глуши, в деревне полудикой… (до слов) ложились грубые черты»
Поэму «Мать» Некрасов посвятил, своей матери, строки которой я зачитала. Расскажите о матери поэта, какие черты характера она воспитала в Некрасове?
«И если я легко стряхнул с годами… (до) Во мне спасала живую душу ты!»
Как называется стихотворение, строки которого вы услышали, о чем оно?
«и вот опять они, знакомые места… (до) Где иногда бывал помещиком и я…»
О каком периоде жизни повествует автор в этих строках.
«…Воображенье в столицу юношу манит (до) счастливцев мира – и кругом необозримые кладбища».
«В стенах и есть и было в стары годы Друзья народа и свободы».
Портрет, какого города дан в строках этого отрывка? Каким видит его автор?
«В нашей улицы жизнь трудовая (до) Словно город обрушиться хочет (продолжение)».
«Под жестокой рукой человека, (до) И уж бил ее, бил ее, бил! (продолжение)».
«Ноги как-то расставив широко, (до) И по плачущим, кротким глазам!»
В 1840 году Некрасов познакомился с человеком, который определил поэтический путь поэта словами:
«Да, знаете ли вы, что вы поэт?»
Кто был этот человек? Расскажите об этой встрече.
Какое стихотворение принесло известность Некрасову?(«В дороге»).
В 1856 году Некрасов издает сборник стихов.
Как он назывался? Кому были посвящены эти стихи:
«Ты всегда хороша несравненно…, (до) Так лукаво меня ты смешишь…»
«Что с тобой настоящее горе…, (до) Без обычного страха гляжу…»
Какой представлена любовь в стихах Некрасова?
Какая тема отражена в этом стихотворении? Как оно названо?
«Заунывный ветер гонит…, (до) Набегает холодок…»
Как называлось предсмертное стихотворение, в котором Некрасов определил свой поэтический долг?
Подведение итогов работы команд. Слово жюри!
Конкурс болельщиков (подводит его жюри).
Заключительное слово учителя (Рефлексия).
Вернемся к формулировке темы урока.
Как вы считаете, раскрыли ли мы тему урока?
Что для вас было самым интересным на уроке? А самым трудным?
Убедились ли вы в том, что любые трудности можно преодолеть? Что для этого нужно?
Оцените каждый свою деятельность на уроке.
Д/З: Написать сочинение на тему: «Любовь человека в лирике Н. Некрасова.