Игра-путешествие Ямал…Мой край родной Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру, посвященное 85-летию образования ЯНАО. К каждому вопросу-ответ на слайдах презентации


Игра-путешествие «Ямал…Мой край родной»
Цель: формирование интереса и любви к родному краю.
Задачи:
Образовательные:
продолжать знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями;
познакомить с играми народов севера;
закрепить знания о природных богатствах родного края.
Развивающие:
продолжать развивать мышление детей, способность аргументировать свои высказывания:
развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край, город;
закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и трудового общения.
Воспитательные:
воспитывать чувство гордости за свой город, интерес и любовь к малой Родине.
Форма проведения: игра- путешествие.
Методы и приемы: беседа, легенда, загадки.поисковые вопросы, использование видеоматериала, элементов соревнования, деление на команды, творческое задание.
Материалы и оборудование: мультимедийный комплекс, презентация.
Ход мероприятия
Учитель
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому северному краю. Это полуостров Ямал.
Отрывок из стихотворение  Ивана Истомина «На Ямале мы живем» прочитает Доминика А.
Вы на карту посмотрите
И Ямал на нем найдите,
Потому что здесь наш дом:
Мы на Севере живем.

-А вы знаете, где расположен  полуострова Ямал? (на севере нашей страны)
Правильно, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Длина полуострова 700 км, ширина до 240 км.
Омывается Карским морем.
На полуострове расположены крупнейшие залежи природного газа.
ТАЙНА А хотите, я вам открою тайну?
Оказывается, 10 декабря исполняется 85 лет со дня образования ЯНАО.
Год образования 1930.
- Край богатый и загадочный и только дружба и душевная теплота помогут нам с вами, друзья, открыть тайны Ямала.
-Вы готовы к новым открытиям? 
- Дорогие путешественники, чтобы наше путешествие было увлекательным, интересным и незабываемым мы будем работать в командах.
- Вы уже разделены на команды. Выберете, пожалуйста, командира команд.
- С помощью особого сигнала рук (?) показать, что ваша работа окончена.
- Предлагаю с помощью жребия командирам выбрать название команд.
- Итак, команды у нас готовы. Название команд: «Северное сияние», «Морошка», «Радуга».
— Любая работа должна быть, удостоена внимания, оценена по заслугам.  За каждый правильный ответ вы будете получать балл. Итог подведем по количеству заработанных баллов.   Итак,  с удовольствием представляю  членов нашего жюри:…………………….
I станция «Жители Ямала»
Учитель. Вот и незаметно для Вас мы прибыли к месту путешествия.
Первая станция «Жители Ямала».  Слово «Ямал» означает: «Я» — земля, «мал» — край, Ямал – значит край земли.
— Итак, начнем наш конкурс. Вопросы всем. Готовность каждая команда будет показывать особым сигналом рук.
Вопросы
— Какие малочисленные народности коренных жителей живут на нашей ямальской земле? (ханты, ненцы, коми, селькупы). Правильность ваших ответов мы можем проверить на экране.
Внимание на экран (слайды с фотографиями северных жителей).
— А чем занимаются коренные жители Ямала? Назовите основные виды деятельности коренных народов? (оленеводство, рыболовство, звероводство)
— Как называется  жилище коренных народов севера?  (Чум – основное жилище коренных народов севера, населяющих ЯНАО)
 — Как называется верхняя одежда для женщин коренного населения? (ягушка)
 — Как называется верхняя одежда для мужчин? (малица)
— Как называет зимняя обувь из оленьих шкур? (пимы, кисы) 
Учитель
-Успешно прошла 1-ая часть нашего путешествия. Жюри оценивает ваши ответы.
II станция «Культура Ямала»
Учитель
-Уважаемые путешественники, на эту станцию мы пришли с домашним заданием. Здесь вы расскажите о культуре северных народов. Давайте послушаем, какой материал вы подготовили.
Учитель: команда 1 а класса «…» расскажет, о том, как воспитывают детей в тундре
Жизнь в тундре суровая, поэтому детей воспитывают в строгости, рано приобщают к труду. В семье ребенка никогда не балуют, с самого рождения отучают плакать и обращаются с ним, как со взрослым.
Девочек по исполнении трех лет обучают шитью одежды и вышиванию национальных орнаментов, приучают поддерживать огонь в чуме, готовить еду.
В мальчиках родители воспитывали чувство уважения к себе, как к будущему охотнику, рыбаку и оленеводу. Он не должен скрести с посуды остатки еды, тем более мыть посуду, иначе он будет плохим охотником.
Учитель: команда 1б класса «…» расскажет об отношении к пище.
Рыба и мясо – основная пища северных народов. Почти ежедневно они едят блюда из рыбы.
Мальчик, будущий рыбак, не должен есть хвостовую часть рыбы, иначе будет неудачником.
У ненцев существует почтительное отношение к пище. Вот некоторые правила обращения с ней:
-нельзя смеяться над едой
-нельзя доедать пищу за старыми людьми, а то будешь болеть.
Учитель: особую роль в воспитании детей имели приметы:
Команда «…» 1в класса
Приметы, связанные с бережным отношением к природе, которые должны беспрекословно выполняться взрослыми и детьми:
Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности. Боль земли -это боль сердца твоего.
Приметы-наказы предков об отношении к жизни, к людям, к животным
Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он смысл твоей жизни.
В какую беду ни попал- голову не вешай, ум не теряй.
Доброе слово лечит душу, злое слово –тяжело ранит.
Учитель. Спасибо, молодцы. Жюри оценивает команды. Максимум 5 баллов
III станция «Игровая»
Учитель. 
Дети тундры зорки, внимательны и наблюдательны. Они ловкие и смелые. А сейчас поиграем в игры северных народов. Эти игры развивают у ребят физические качества и воспитывают специфические двигательные навыки.
Подвижная игра «Нарты-сани». Попеременно перепрыгивая разными ногами нарты. Чья команда быстрей – те и победили.
(болельщики по 5 человек)
Игра «Сбор ягод». На полу рассыпаны ягоды (шарики) разного цвета. Одна команда собирает красные (брусника), другая –желтые (морошка), третья –черные (черника). Берем по одной ягоде в руку и кладем в корзину своего командира. Собрали ягоды - корзинки на стол жюри. Они посчитают количество и правильность собранных ягод.
(болельщики по 5 человек)
Игра «Меткий охотник» - сбить мячом кеглю - для командиров команд и болельщиков
Жюри подводит итоги.
IV станция «Живая природа»
Учитель. Народы, проживающие на территории Ямала, особенно внимательно и бережно относятся к растениям и животным, изучают их повадки, образ жизни.
Давайте проверим насколько вы, дети, внимательны, наблюдательны, интересуетесь жителями лесов, тундры и тайги. Вам предстоит разгадать загадки на тему «Живая природа» 
Загадки буду загадывать отдельно каждой команде (ответы – слайды).
1. По ночам она летает,Вкусных мышек промышляет.Днем на кочке сидит,С закрытыми глазами спит. (сова)
2. По мхам он ходит и траве,Носит лес на голове.Рогами защищается ,От врагов спасается. (олень)
3.Ночью очень чутко спит,Оленье стадо сторожит,Волков отгоняет,И на охоте помогает. (собака)
4. Кто в жестокую пургу,Роет норку в снегу,В снежок зарывается,От холода спасается? (куропатка)
5. Ушки на макушке,Хвостик как пушок,Очень симпатичныйМаленький зверек. (белка)
 6. Какой петухПорою глух?Сел на елку на сучокБороды торчит клочок,Как летун он плоховат,А порою – глуховат. (глухарь)
7. Ягодки в лесу на кочках,
Укрываются в листочках.
Синяя у всех туника,
Ищем что мы?...( Голубику)
 8. Какую ягоду собирают поздней осенью на болоте? (клюква)
9. На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка —
Ягодка... (морошка)
Vстанция «Всё умеем делать сами»
Учитель
-Мы все очень любим на праздники получать подарки. Давайте же к 85-летию ЯНАО, т. е. ко дню рождения
приготовим праздничные открытки, используя заготовки.
Задание: Используя заготовки, клей, фломастеры собираете на листе А-4 праздничную открытку и командир команды несет работу для оценивания жюри.
Звучит красивая музыка
Учитель
Пока наше жюри подсчитывает жетоны (баллы), мы с вами поиграем.
-Ребята, а вы можете отличить съедобный гриб от ядовитого. А какие основные отличие (ответы детей). Давайте немного поиграем. Я буду называть грибы, если гриб съедобный – вы хлопаете, а если ядовитый топаете (поганка, подберезовик, рыжик, сыроежки, белый гриб, мухомор, опята, ложные опята, подосиновик, лисички, грузди).
+ некоторые вопросы
Учитель Слово для подведения итогов игры-путешествия «Ямал…Мой край родной» предоставляется жюри (выступление жюри). Награждение победителей.
Учитель Вы сегодня проявили смекалку и находчивость, умение работать в команде, показали замечательные знания о родном крае. Закончить наше путешествие хочется словами Леонида Васильевича Лапцуя:
Кто не бывал в тундре Ямала,Я приглашаю вас сюда.Сейчас она не снежная пустыня-Полюбите наш край наверняка.
Мы ждем, друзья! И вовсе не беда,Коль встретит нас неласковая вьюга,В любой зайдете чум – вас ждут всегдаГостеприимство и забота друга.
Суров мой Север лишь на первый взгляд:Пусть ветры завывают за стеною,Здесь каждый  будет вас увидеть радИ обогреть душевной теплотою!
До свидания!
Распечатать
Кто не бывал в тундре Ямала,Я приглашаю вас сюда.Сейчас она не снежная пустыня-Полюбите наш край наверняка.
Мы ждем, друзья! И вовсе не беда,Коль встретит нас неласковая вьюга,В любой зайдете чум – вас ждут всегдаГостеприимство и забота друга.
Суров мой Север лишь на первый взгляд:Пусть ветры завывают за стеною,Здесь каждый  будет вас увидеть радИ обогреть душевной теплотою!
Учителю
Кто не бывал в тундре Ямала,Я приглашаю вас сюда.Сейчас она не снежная пустыня-Полюбите наш край наверняка.
Мы ждем, друзья! И вовсе не беда,Коль встретит нас неласковая вьюга,В любой зайдете чум – вас ждут всегдаГостеприимство и забота друга.
Суров мой Север лишь на первый взгляд:Пусть ветры завывают за стеною,Здесь каждый  будет вас увидеть радИ обогреть душевной теплотою!
Жизнь в тундре суровая, поэтому детей воспитывают в строгости, рано приобщают к труду. В семье ребенка никогда не балуют, с самого рождения отучают плакать и обращаются с ним, как со взрослым.
Девочек по исполнении трех лет обучают шитью одежды и вышиванию национальных орнаментов, приучают поддерживать огонь в чуме, готовить еду.
В мальчиках родители воспитывают чувство уважения к себе, как к будущему охотнику, рыбаку и оленеводу. Он не должен скрести с посуды остатки еды, тем более мыть посуду, иначе он будет плохим охотником.
**********************************************************
Рыба и мясо – основная пища северных народов. Почти ежедневно они едят блюда из рыбы.
Мальчик, будущий рыбак, не должен есть хвостовую часть рыбы, иначе будет неудачником.
У ненцев существует почтительное отношение к пище. Вот некоторые правила обращения с ней:
-нельзя смеяться над едой
-нельзя доедать пищу за старыми людьми, а то будешь болеть.
**********************************************************
Приметы, связанные с бережным отношением к природе, которые должны беспрекословно выполняться взрослыми и детьми:
Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности. Боль земли -это боль сердца твоего.
Приметы-наказы предков об отношении к жизни, к людям, к животным
Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он смысл твоей жизни.
В какую беду ни попал- голову не вешай, ум не теряй.
Доброе слово лечит душу, злое слово –тяжело ранит.
Вопросы
— Какие малочисленные народности коренных жителей живут на нашей ямальской земле? (ханты, ненцы, коми, селькупы). 
— А чем занимаются коренные жители Ямала? Назовите основные виды деятельности коренных народов? (оленеводство, рыболовство, звероводство (охота)— Как называется  жилище коренных народов севера?  (Чум – основное жилище коренных народов севера, населяющих ЯНАО)
 — Как называется верхняя одежда для женщин коренного населения? (ягушка)
 — Как называется верхняя одежда для мужчин? (малица)
— Как называет зимняя обувь из оленьих шкур? (пимы, кисы) 
Команда
«Северное сияние»
Команда
«Радуга» Команда «Морошка»
1 станция
За каждый правильный ответ-1 балл 2 станция 3 станция 4 станция 5 станция
Max- 5баллов Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом:
Мы на Севере живем.
СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС
Смотрите, смотрите,
Снега и снега.
Четвёртые сутки
Бушует пурга.
Она сорвала свой
Простуженный голос,
Пока добиралась
На Северный полюс.
А вот и полярники,
Смелый народ, —
На льдине дрейфуют
Они круглый год.
И дорог им Север —
Большая страна,
Где белая даже
Сама тишина.
М. Садовский