Программа по внеурочной деятельности по информатике в 5 классе по ФГОС факультативный курс «Информатика и ИКТ. Начальный курс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22
с углубленным изучением отдельных предметов
г. Старая Купавна, Ногинский район, Московская область




УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №22
_______ (Т. А. Короник)
04. 09. 2015


М.П.






Программа по внеурочной деятельности
по информатике в 5 классе по ФГОС
факультативный курс «Информатика и ИКТ. Начальный курс»







Составитель: Королёва Дарья Максимовна
учитель математики и информатики










2015г.
Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования «ИНФОРМАТИКА. МАТЕМАТИКА. ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ: 3-6 КЛАССЫ.» Цветкова М.С., Богомолова О.Б.. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Данная программа «Информатика и ИКТ. Начальный курс» предназначен для организации внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности. Программа предполагает ее реализацию в факультативной или кружковой форме в 5-6 классах.
Основной целью учебного курса является формирование первоначальных сведений и умений по информатике. Курс также закладывает пропедевтику основных тем курса информатики и позволяет успешно ориентироваться при использовании ПК в учебной и творческой деятельности детей.


Общая характеристика программы курса

В данном курсе не ставится задача освоения всех используемых понятий информатики. Большая часть из них вводится пропедевтически и носит характер среды, в которой проходит деятельность учеников. Результатами изучения курса выступает создаваемая учениками образовательная продукция и соответствующий уровень их личностного приращения.
Особенностью предлагаемых заданий является их открытость. Задания ориентированы не столько на поиск готовых ответов и решений, сколько на творческое самовыражение учащихся по отношению к изучаемому понятию, устройству или действию. Например, детям предлагается придумать свои значки и пиктограммы, нарисовать образ информации.
Задания имеют личностный характер и адресованы ученику, его индивидуальным особенностям, жизнедеятельности, мировосприятию. Понятия информатики и соответствующие способы деятельности ученики усваивают в ходе собственного творчества.
Понятия информатики вводятся на двух уровнях восприятия: 1) персонажи пособия разъясняют ученикам смысл понятий с примерами и пояснениями; 2) в рамочках даны объяснения некоторых понятий информатики. Их заучивание не является для учащихся обязательным.
В предложенном вашему вниманию курсе ведущей и ключевой выступает личностно значимая, мотивированная и продуктивная деятельность ученика. При выполнении учебных заданий ребенок ощущает личную потребность именно в такой деятельности. Не логика науки, а интересы и жизнь школьника являются отправными точками его обучения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса

В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности.

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами.













Содержание программы курса

Почти каждый урок начинается с задания типа «Обсудим вместе». Учащимся предлагается ответить на вопросы, обращенные к их личному опыту, выдвинуть свои версии решения интересных проблем, поделиться с учителем и одноклассниками своим мнением.
Ряд заданий представлен в игровой форме. Учащимся предлагается рисовать, сочинять, фантазировать.
Задания типа «Творческая работа» предлагают учащимся стать авторами проектов, которые могут быть представлены на обсуждение класса, школы, района или города. На таких уроках ученики создают свои носители информации, секретный код и т. д.
В заданиях типа «Знакомимся с компьютером» представляется набор заданий компьютерного практикума (ориентирован на ОС Windows ХР), которые при наличии компьютерного класса могут выполняться на занятиях в школе. Дети имеют возможность выполнить простейшие задания на компьютере и дома, под присмотром родителей.
При отсутствии компьютеров тетради помогут осуществлять пропедевтическую подготовку детей к последующему их использованию. Не следует забывать о том, что компьютер не единственное информационное и телекоммуникационное средство. В школе и дома, как правило, имеются телефон, телевизор, магнитофон, радио, газеты и журналы, которые также являются предметами изучения в курсе информатики.
Рубрика «Мои итоги» учит школьников анализировать и выявлять свои резу выражать настроение, формулировать способы работы, оценивать свое продвижение. Задания на рефлексивную самооценку представлены в пособии в разных формах: учащиеся формулируют итоги как словесно, так и с помощью рисунков, графиков.
Курс информатики играет в начальном образовании интегрирующую роль. Многие темы и вопросы курса тесно связаны с другими учебными предметами: русским языком (буквы, алфавит, суждения, сообщения, предложения и т. п.), математикой (число, знак, алгоритм, последовательность действий и др.), иностранным языком (команды для компьютера), обществознанием (информация об обществе, карты, исторические даты и др.), естествознанием (передача информации в живой природе), технологией (технические устройства, технологические операции) и др.








Планируемые результаты изучения курса

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
целеполаганию, преобразованию практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели;
планировать пути достижения целей;
самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
объяснять явления, процессы, связи и отношения.
















Календарно - тематическое планирование
по информатике
внеурочная деятельность
5 класс «А»

Номер занятия
Тема занятия
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения






1.
Что такое информация
01.09.15-04.09.15


2.
Знакомство с компьютером
07.09.15-11.09.15


3.
Виды информации
14.09.15-18.09.15


4.
Клавиатура и мышь
21.09.15-25.09.15


5.
Я и информация
28.09.15-02.10.15


6.
Как включать и выключать компьютер
05.10.15-09.10.15


7
Источники и приемники информации
12.10.15-16.10.15


8.
Правила работы за компьютером
19.10.15-23.10.15


9.
Носители информации
26.10.15-30.10.15


Итого за 1 четверть 9 часов.

10.
Рабочее место за компьютером
09.11.15-13.11.15


11.
Творческая работа
16.11.15-20.11.15


12.
Творческая работа
23.11.15-27.11.15


13.
Компьютер и его составляющие
30.11.15-04.12.15


14.
Монитор
07.12.15-11.12.15


15.
Знак (число, буква, символ, пиктограмма)
14.12.15-18.12.15


16.
Рабочий стол компьютера
21.12.15-25.12.15


Итого за 2 четверть 7 часов.

17.
Информация и знаковые сообщения
11.01.16-15.01.16


18.
Панель задач
18.01.16-22.01.16


19.
Кодирование
25.01.16-29.01.16


20.
Главное меню
01.02.16-05.02.16


21.
Языки
08.02.16-12.02.16


22.
Окна (Windows )
15.02.16-19.02.16


23.
Творческая работа
22.02.16-26.02.16


24.
Творческая работа
29.02.16-04.03.16


25.
Признаки объекта, информационные объекты
07.03.16-11.03.16


26.
Основные клавиши клавиатуры
14.03.16-18.03.16


Итого за 3 четверть 10 часов.

27.
Действия с информацией
28.03.16-01.04.16


28.
Сохранение работы на компьютере
04.04.16-08.04.16


29.
Поиск информации
11.04.16-15.04.16


30.
Поиск файла и его редактирование
18.04.16-22.04.16


31.
Хранение информации
25.04.16-29.04.16


32.
Сохранение файла на диске
02.05.16-06.05.16


33.
Творческая работа
09.05.16-13.05.16


34.
Творческая работа
16.05.16-20.05.16


35.
Итоговое занятие
23.05.16-27.05.16


Итого за 4 четверть 9 часов.

Итого за год 35часов.






















Календарно - тематическое планирование
по информатике
внеурочная деятельность
5 класс «Б»

Номер занятия
Тема занятия
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения






1.
Что такое информация
01.09.15-04.09.15


2.
Знакомство с компьютером
07.09.15-11.09.15


3.
Виды информации
14.09.15-18.09.15


4.
Клавиатура и мышь
21.09.15-25.09.15


5.
Я и информация
28.09.15-02.10.15


6.
Как включать и выключать компьютер
05.10.15-09.10.15


7
Источники и приемники информации
12.10.15-16.10.15


8.
Правила работы за компьютером
19.10.15-23.10.15


9.
Носители информации
26.10.15-30.10.15


Итого за 1 четверть 9 часов.

10.
Рабочее место за компьютером
09.11.15-13.11.15


11.
Творческая работа
16.11.15-20.11.15


12.
Творческая работа
23.11.15-27.11.15


13.
Компьютер и его составляющие
30.11.15-04.12.15


14.
Монитор
07.12.15-11.12.15


15.
Знак (число, буква, символ, пиктограмма)
14.12.15-18.12.15


16.
Рабочий стол компьютера
21.12.15-25.12.15


Итого за 2 четверть 7 часов.

17.
Информация и знаковые сообщения
11.01.16-15.01.16


18.
Панель задач
18.01.16-22.01.16


19.
Кодирование
25.01.16-29.01.16


20.
Главное меню
01.02.16-05.02.16


21.
Языки
08.02.16-12.02.16


22.
Окна (Windows )
15.02.16-19.02.16


23.
Творческая работа
22.02.16-26.02.16


24.
Творческая работа
29.02.16-04.03.16


25.
Признаки объекта, информационные объекты
07.03.16-11.03.16


26.
Основные клавиши клавиатуры
14.03.16-18.03.16


Итого за 3 четверть 10 часов.

27.
Действия с информацией
28.03.16-01.04.16


28.
Сохранение работы на компьютере
04.04.16-08.04.16


29.
Поиск информации
11.04.16-15.04.16


30.
Поиск файла и его редактирование
18.04.16-22.04.16


31.
Хранение информации
25.04.16-29.04.16


32.
Сохранение файла на диске
02.05.16-06.05.16


33.
Творческая работа
09.05.16-13.05.16


34.
Творческая работа
16.05.16-20.05.16


35.
Итоговое занятие
23.05.16-27.05.16


Итого за 4 четверть 9 часов.

Итого за год 35часов.






















Учебно – методическое обеспечение

Класс
Внеурочная деятельность
Количество часов
Программа

5 А
5 Б
Информатика и ИКТ. Начальный курс
35
«ИНФОРМАТИКА. МАТЕМАТИКА. ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ: 3-6 КЛАССЫ.» Цветкова М.С., Богомолова О.Б.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.»




15