Методическая разработка урока литературного чтения на тему Тема Родины в литературных произведениях. М. Пришвин Моя Родина (3 класс)


Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: Тема Родины в литературных произведениях. Знакомство с рассказом-очерком М. Пришвина «Моя Родина».
Цели: мотивировать стремление замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к своей Родине, к окружающему миру; создать условия для целостного восприятия рассказа М.М. Пришвина “Моя Родина”.
Задачи:
-познакомить с рассказом-очерком М. Пришвина «Моя Родина», расширить преставления о его создателе;
-содействовать развитию устной речи, обогащению и усложнению словарного запаса;
-воспитывать любовь к родному дому, краю, Родине, воспитывать доброту и бережное отношение к природе.
УУД: (личностные) формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, чувств на основе чтения и слушания; развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками; (метапредметные) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.
Присоединение. Организация начала урока
- Мы на уроке литературного чтения. Пожелаем друг другу успешной работы. А работа предстоит очень серьёзная, ум и сердце в неё вложи и каждой минутой своей дорожи!
2. Определение темы урока. Ресурсный круг
-Объединимся в группы и заполним таблицы, которые лежат у вас на партах. Кто догадался, какое задание нужно выполнить.
Одна у человека родная мать, Береги землю родимую, Родина - мать, Чужой земли не хотим, Золоту - старости нет, Для Родины своей -Соедините начало пословицы с её окончанием (1-2 минуты). Проверим. (Слайд 1 презентации).
-Какой темой объединены эти пословицы? (Родина) Слайд 2 – запись темы
- (1-му ряду) Что представляете, когда слышите слово «Родина»?
- (2-му ряду) Что слышите, когда звучит слово «Родина»?
3. Работа над текстом. Составление вопросов по тексту
-Прочитайте внимательно текст о Родине, составьте по одному вопросу по содержанию, чтобы затем задать его товарищам (читают индивидуально с листков, которые лежат на партах).
1). Красиво и певуче звучит слово «Родина». Одна у человека мать, одна у него и Родина…
Здесь всё наше дорогое: родимый дом, братья, сестры, родственники, товарищи детства, соседи… Всякое деревце, речка, лужок – виды, ласкающие наш детский взор… — все это делает Родину драгоценною для нашего сердца на всю жизнь.
У каждого человека своя родина — деревня, город, село, где он родился, рос, учился, играл и провел свое детство. Общая же Родина для всех нас — матушка святая Русь— наше дорогое Отечество.
2). Матушкой мы ее зовем за то, что она, как добрая мать, кормит нас своим хлебом, поит своей водою, учит своим языком, защищает от врагов. Она для нас — страна святая, ибо мы дорожим ею и чтим ее, как святыню.
Всё на Руси нам, её сынам и дочерям, одинаково дорого и мило: плачущие ивы и белоствольные берёзки, степи, леса, реки; песни косарей и жниц; праздничные хороводы; памятники родной старины; торжественный гул колоколов.
Велика и обширна святая Русь. Родина! Пусть на твоих просторах всегда царит мир; хлеба пусть будут богатые, солнце золотое, а небо голубое, мирное.
-Предложите свои вопросы для обсуждения в группе, выберите один и задайте его классу. (примерные вопросы: За что мы зовём Родину матушкой?.)-Я тоже составила вопросы и хочу вас спросить:
- А как названы мы с вами в тесте? (сыновья и дочери)
-Как должны относиться сыновья, дочери к своей матушке, к своему Отечеству?
-Среди множества вопросов о Родине есть ещё один, который непременно, с самой ранней поры жизни входит в круг мыслей человека. Как вы думаете, какой?... (ответы)
Слайд 3 «С чего начинается Родина?»
-Можете ли вы дать однозначный ответ на него?
-Этот вопрос нашёл свое выражение в песне, широко распространившейся на рубеже семидесятых годов прошлого века, которая так и называется "С чего начинается Родина».
-Может быть в ней прозвучит ответ на этот вопрос?... ".(клип)
4. Проблемная ситуация
-Почему же мы не можем однозначно ответить на вопрос: С чего начинается Родина? (ответы)
-Понятие и образ Родины очень широки и для каждого человека имеют свои признаки и особенности.
Ученик читает: В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок......и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком.
И на щёчке родинка –
Это тоже Родина!
5.Знакомство с произведением М. М. Пришвина «Моя Родина»
- Мы с (имя ученика) сейчас познакомим вас ещё с одним произведением о Родине. Слушайте его очень внимательно, а после чтения ответьте на вопрос:
-Какие 4 важных слова объединил автор в одном рассказе?
*Первичное восприятие текста. (ответ на вопрос – слова записаны на большой таблице)
мама, солнце, природа, Родина
-Как вы думаете, почему? (Эти слова неразделимы. Мама и Родина у каждого человека одна, мама даёт жизнь, и солнце одно, природа украшает нашу Родину, имеет с этим словом одинаковую часть).-Предположите, кто мог написать это произведение? Почему так думаете? (эти авторы писали о природе)
*Знакомство с автором
-Откроем учебники на с. 58 и проверим свои предположения. (на доску – портрет М. М. Пришвина)
-Это, действительно, М. М. Пришвин, а произведение, которое вы прослушали, называется «Моя Родина».
-А почему писатель назвал произведение «Моя Родина»? (пишет о своём крае, где всё кажется особенным и родным).
Слайды 4 -… Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родился он в родовом имении в обедневшей купеческой семье, проживавшей в Орловской губернии. 4 февраля 2017 года исполнилось 144 года со дня рождения писателя. Благодаря матери, которая после смерти отца сумела поправить дела семьи, получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем.
Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал и побывал в разных краях. М. М. Пришвин написал много книг о природе, (выставка книг автора) и каждая из них несёт новые открытия. Вся жизнь Пришвина была посвящена природе и связана с ней. Он любил родину: леса и поля, реки озёра, зверей и птиц. Любил всё живое.
Будучи пожилым человеком, он всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера, то с корзиной для грибов, то со своей собакой и уж непременно со своей записной книжкой для заметок. Поэтому, когда читаешь рассказы Пришвина, кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. И ты учишься любить и понимать родную природу. Она становится твоим другом. А когда у человека есть такой друг, то он становится мудрее и добрее. У Михаила Пришвина было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя что-то новое в природе и умел передать свои чувства читателям, поделит ься открытиями. Не исключение и произведение, с которым мы сегодня знакомимся.
*Самостоятельное чтение текста, словарная работа
-Вы сейчас будете читать произведение, обращая внимание на трудные для понимания слова.
-Какими открытиями поделился с нами автор? (если вставать рано, можно увидеть, как по-своему работает природа; у людей прибавляется здоровье, счастье…, можно найти то, с чем никогда не встречался…)
– Какие слова вызвали затруднение? Спросите у товарища по парте, сможет ли он объяснить их значение?
Кладовая - 1) помещение для хранения материалов, товаров
2) место, где сосредоточены какие-либо природные ценности
-Прочитаем предложение, где встретилось это слово.
Сокровища – так говорят о ком-то, о чем-то ценном, дорогом.
-Прочитаем предложение, где встретилось это слово. О каких сокровищах говорит автор? (леса, степи, горы, водоёмах,животных)
Пенка – плёнка, покрывающая остывающее молоко
-Прочитаем предложение, где встретилось это слово.
-На следующем уроке мы подробно будем работать над содержанием рассказа, а сейчас подведём итог сегодняшнего урока.
6. Рефлексия
- Давайте украсим дерево мудрых мыслей (изображение дерева). У вас на партах листья этого дерева, запишите, чему научил вас сегодняшний урок, какие новые знания вы получили, какие чувства испытали…
Дома: (задание по выбору) с. 58-59, перечитать рассказ М. Пришвина, выполнить задание 6