План — конспект урока по ИЗО на тему: «Виды пейзажа в художественных и литературных произведениях»


Методическая разработка урока
5 классУрок № 2. «Виды пейзажа в художественных и литературных произведениях»
Цель: дать общее представление о пейзаже в художественных произведениях, показать внутреннюю связь литературы с живописью.
Задачи:
1) образовательная: обучать умению выражать словом и творчеством свои чувства, по ассоциации создавать пейзаж, умению отличать пейзаж от описаний и картин другого типа, различать виды пейзажей;
2) развивающая: развивать фантазию и творческое начало; эмоционально – эстетическое отношение к действительности.
3) воспитательная: прививать любовь к родной природе, умение выражать бережное отношение к чувствам окружающих.
Средства обучения учащихся: доска, репродукции картин русских художников (осень, зима, лето, весна), предметные наглядные условия, ТСО.
Оборудование: акварельные, гуашевые краски, кисти, банки с водой.
Вид занятий: восприятие литературных произведений, изображения на плоскости.
Характер деятельности: творческий
Форма организации урока: работа в творческих группах (4 группы по количеству времен года).
План-конспект урока представлен в таблице 4.
Таблица 4
№ Этапы уроков Время Ход урока Планируемые действия учеников
1 Орг. момент 2 мин   Проверка наличия учеников, их готовности к занятию.  
2 Проверка домашнего задания  5 Дома вы должны били изобразить в технике монотипии свое любимое домашнее животное. Давайте посмотрим, что у вас получилось. 3 Вводная беседа по теме урока  7 Обращения к репродукциям. Каждый человек во временах года видит что-то свое, в творчестве выражается индивидуальность каждого. Но всегда есть и что-то общее, что доступно и понятно всем. Это, например, восприятие и символика цвета. Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Многоцветие живой природы по-своему радует нас во все времена года. Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с другом красок.
Весна. Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому и весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-желтого и охристого. Ну, а для контраста – цвет молодой зелени, маково-красный и приглушенный коричневый.
Лето. Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый и оранжевый цвета. К каждому локальному цвету подбирается богатая гамма разнообразных сложных оттенков.
Осень. Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого; бордовый и фиолетовый цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму может дополнить зеленый цвет хвои.
Зима. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые тона льда, контрасты белого и черного цветов. Композиции чаще всего ясные, четкие, лаконичные. Романтический образ зимы помогут создать нежные цвета, удачно сочетающиеся с нейтральными серыми оттенками.
С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. В изобразительной деятельности принято считать, что богатый ассоциациями красный цвет – возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный; желтый цвет – теплый, бодрящий, веселый, привлекательный; оранжевый цвет – веселый, радостный, пламенный, добрый. Богат ассоциациями и зеленый цвет, он создает спокойное, приятное и мирное настроение. А вот синий цвет характеризуют как серьезный, печальный, тоскливый, сентиментальный, спокойный. Фиолетовый цвет соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов он является одновременно и притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывающим тоску и грусть. Слушают.Смотрят.
 
4 Актуализация знаний  5 На столах у каждой группы лежать тексты стихотворений о временах года.
У группы «Лето» о лете, у группы «Зима» о зиме и т.д. По ассоциациям прочитанного стихотворения нам нужно выполнить пейзаж с помощью приемов монотипии. Нанесите ваше изображение на лист бумаги, затем приложите другой лист и прижмите. Осторожно отрываем один лист от другого и смотрим, что у нас получилось. Слушают.Смотрят.
5 Практическая работа  20 Сейчас попробуйте самостоятельно выполнить задание. Напоминаю, что каждая группа использует свои цветовые сочетания, в зависимости от времени года, которое необходимо изобразить. Восполняем изображение так же красками. Выполняют задание.
6 Работа по заданному алгоритму   Контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; контроль объема и качества выполненной работы.  
7 Подведение итогов. Выставка работ учащихся.  3 Итак, сегодня мы выполняли пейзажи по ассоциациям в технике «монотипия». Какие у вас возникли трудности при выполнении задания? Что понравилось больше всего?
 Ответы учащихся.
8 Домашнее задание  3 Выполнить пейзаж в данной технике, но изобразить другое время года. Дополнить пятно средствами графики.