Конспект урока по литературному чтению по теме: Образ детства в литературных произведениях И. А. Бунина «Детство» и Л. Д. Коротковой «Может в сердце боль закралась?»

Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: Образ детства в литературных произведениях И. А. Бунина «Детство» и Л. Д. Коротковой «Может в сердце боль закралась?».

Цель: развитие чувства доброты по отношению к каждому члену семьи.

Задачи:
Способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ученика, умению работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей;
Развивать умения работать со сказкой, выразительного чтения текстов, стихотворений;
Воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи;
Оборудование:
музыкальные произведения;
карточки с вопросами для групповой работы;
презентация

Ход урока:
Орг. момент
(фото семьи)
-Что вы увидели? Как одним бы словом вы назвали, то, что увидели? (семья, детство)
- Понравилось?
2. Проверка домашнего задания.
- Какое домашнее задание вы получили на дом?
- Пожалуйста, кто желает прочитать?
- С каким чувством вспоминает своё детство Иван Бунин? (ярко, с восхищением)
Изменилось бы стихотворение, если бы автор не вспоминал в нём о своём детстве?
- Чем затронуло вас это стихотворение?
-Когда я прочитала это стихотворение, я тоже вспомнила своё детство, свои детские впечатления.
3. Подготовка к восприятию
Одно из самых замечательных свойств на свете – это умение удивляться и радоваться. Увидеть солнце, показавшее свой краешек над горизонтом, и удивиться – какое сияние встаёт над тихой землёй. Увидеть летящий самолёт и удивиться – как вытягивается в небе серебряная стрелка. Всё это свойственно детскому возрасту.
Ф.М. Достоевский говорил: “Знайте, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома”.
Наверное, детские воспоминания не всегда бывают только веселыми, бывают и грустные моменты, благодаря которым мы тоже делаем много открытий, учимся отношениям между людьми, учимся ценить друг друга, узнаем другие стороны жизни.

-Недавно я познакомилась с новым для себя автором Людмилой Дмитриевной Коротковой, сказки которой заставили меня взглянуть на мир другими глазами?
Сегодня мы познакомимся с одной из них. Может и вам эта сказка тоже поможет сделать для себя открытие.

Чтение сказки учителем. ( у детей глаза закрыты)

Может в сердце боль закралась от того и показалось?
До своих восьми лет Ванятка не знал, какой он счастливый. Только понял он это поздновато. Раньше-то он один в семье маленький был, мать его, Елена, все милушкой да лапушкой называла. Баба Лиза в нем души не чаяла. А отец, Борис, только и кликал его «сын» да «мужик». Уж очень отец его уважал, даже, можно сказать, взрослым считал, И тутэта беда! Конечно, бедой-то она стала только для самого Ванятки. А остальные в семье просто счастливы были. Родилась у матери девчоночка маленькая, Ванюшкина, значит, сестренка. Тут все в доме как с ума сдвинулись. Мать с бабушкой от колыбельки денчонкиной не отходят, все приговаривают: «Тамарочка, красавица...» А какая она красавица? Ванятка в колыбель-то заглядывал: никакая она не красавица, носик пуговкой, личико сморщенное, как у старушонки, а бровей и вовсе не видно. И чего это родные так радовались? Не поймешь этих взрослых. С того самого дня, как сестренка в избе появилась, у Ванятки вся жизнь кувырком пошла. Просыпалась Тамарка, когда хотела: что ночь-полночь не глядела, и сразу - в рев!.. А голос зычный да вредный такой. Как заорет, мать сразу к ее колыбели. И давай то кормить, то пеленать, то песни напевать. Не глядит, что Ванятку беспокоит это. А он ведь тоже человек. Ему, может, тоже покой да доброе слово требуются? Нет, жизнь его не в ту сторону потекла! Это ясно. Ведь и ему радости надо. А какая тут радость, ежели ему то мать, то бабушка только и твердят: «С грязными руками к дитю не суйся! В рот малышке жеваные семечки не пихай!» Подумаешь, царица какая!,. Ну и пусть одна лежит, хоть оборётся он к ней даже и не подойдет! Так ей и надо, оралке противной.
А тут как-то Ванятка совсем рассвирепел! Ну, как же?.. Решил он поглядеть: как же так, человек и вдруг без единого зуба? Что же у Тамарки во рту на этом месте, ежели не зубы? Ну, Ванятка ей, сестренке-то своей, пальцем в рот и сунулся. Зубов и вправду ни одного! А на этом месте пустые десны!.. Ну, верно, не помыл он руки перед тем. Только ведь он всего минуточку во рту-то пошуровал. А бабушка как увидала и давай на Ванятку мокрым полотенцем махать! Раза два, знаешь, как больно по щеке да по шее попала! А что он, муха, чтоб полотенцем-то? Выскочил Ванятка из дому и прочь! А как - на крыльцо выскочил навстречу отец. Ни слова не говоря, да мимо отца. За огороды мигом убежал, хотел в баньке отсидеться, но судьбу испытывать не стал, через поле прямо к речке убежал. Как раз к Хилой Косе. Место такое на речке было, все заросшее мелким кустарником. Там, в кустиках, на бугорок и присел отдышаться малость. Пока сидел, все про свою жизнь несчастную думал. Ну что, скажи, нашли в этой Тамарке родители? Что он хуже что ли? Он даже умнее сестры. Та еще за всю свою жизнь ни одного слова не сказала! Сидит он на бугорке, задумался... И вдруг кто-то ему и говорит: Ты чего у воды воду льешь? Поднял Ванятка глаза, а перед ним маленький, лохматенький, не то мужичок, не то старичок. И не страшный совсем. Какую еще воду? - недовольно отозвался Ванятка. Слезы вот какую! почему-то сказал этот лохматенький, хотя никаких слез Ванятка и не думал проливать. Еще чего слезы? Не дождутся они от меня слез-то! грубовато сказал Ванятка, а лохматенький сразу и спрашивает: Это кого же ты так... немилостиво? Мать с отцом да бабку! - выдохнул из себя обиду мальчонка, а потом сразу и на этого обозлился: А тебе-то что? А - мне ничего! Так просто спросил. Может, думаю, тебе помочь, чем сумею, спокойно ответил лохматенький. Чем ты мне помочь-то сумеешь? спросил Ванятка, еще не веря лохматенькому. А ты мне печаль свою поведай, может, и помогу, предложил тот. Все рассказал Ванятка, что на сердце лежало... Из твоей беды два выхода видятся: или девчонку у вас забирать, или тебе из родной семьи прочь подаваться, сказал и ответа от мальчонки ждет, а сам на Ванятку хитро глядит. Это как девчонку забирать? Куда? не понял мальчонка. Куда-куда? Туда! девчонку-то можно и отравой напоить, рассуждает лохматенький. Ты что, с ума спятил? вспыхнул Ванятка. да как это живую девчонку загубить? Да мать с бабкой сразу с горя помрут. С кем я потом в доме жить-то стану? возмутился Ванятка. А лохматенький вроде и не удивляется. И на Ванятку не злится и к нему не пристает. А так спокойно предлагает: Ну, тогда можно тебя получше, где пристроить. А куда ты меня-то пристроить хочешь? заинтересовался Ванятка. Это место очень даже интересное, волшебное даже, задумчиво и как-то нараспев произнес лохматенький, закатив мечтательно глаза. Получалось так, что этот самый мужичок может сделать Ванятку вовсе невидимым. Будет тот, словно дух бесллотный, везде летать, за всем наблюдать, все примечать. А вот его никто видеть не сможет. У Ванятки сразу голова сработала: эдак ведь он сможет и домой слетать, и разговоры родительские послушать, и вообще духу-то, наверно, все можно? А надолго я таким невидимым-то стану? поинтересовался мальчонка. А сколько хошь! Можешь ночь, а можешь и навсегда, ответил мужичок. Подожди! - зло сказал Ванятка. - А тебе-то, какой смысл тебе со мною возиться? Мальчонка сразу похвалил себя за сообразительность. А ты подумай! да меня послушай. Неужто ты думаешь, что я всегда таким вот был, каким ты меня теперь видишь?.. Нет, милок. Я когда-то обычным человеком был. Как все люди жил. Семья у меня была: красавица-жена, четверо детишек да мать-старуха. И дом был, и хозяйство. Все, как у человека. Но не понимал я, что это и есть счастье. Не думал и в уме не держал, что беречь эту жизнь надо. Родных любить да стариков почитать.
·Все казалось мне, что этой жизни моей век конца не будет. А оно вон, как вышло. Поехал я раз в лес за дровами. Спилил одно дерево, другое... А потом и вышла промашка, дерево-то я спилил, да никак не смог завалить. Вокруг него суетился, вниз наклонился, а дерево возьми да и рухни! И прямо на меня. Ну, меня и прибило. Разве в том страх, что помер я? Страх-то дальше был... Очнулся я, а тело мое рядом лежит, деревом придавленное. Я вгорячах и давай то дерево спихивать! А как понял,
что теперь я сам по себе, а тело мое само по себе, ну и перепугался, домой бросился! Начал родным про себя сказывать не слышат они. Я их вижу-слышу, а они меня нет! Пожалел я тогда, что старуху-мать не почитал, что с детишками своими не играл. Чем они меня теперь вспоминать-то станут? Вот попробуй-ка и ты теперь без тела побывать, свою родную семью повидать да разговоры их послушать. Может, и ты тогда человеком станешь? Выслушал Ванятка рассказец тот внимательно, а потом и про главное спросил: А в тело-то свое я утром вернуться сумею?
Так ежели не припозднишься, да на это вот место до рассвета вернуться сумеешь, то опять Ваняткой станешь. А не поспеешь пеняй на себя! Ну как, превращать тебя, что ли? спрашивает мужичок тот лохматенький. Боюсь я, все сомневался Ванятка, хотя домой слетать и хочется. Но я до утра-то там не пробуду! Я только туда да обратно. Я мигом. Только вдруг увидал себя мальчонка сразу над кустами да над речкою. Ну, долго-то он не раздумывал, сразу домой полетел! Да так быстро это у него получилось! А в избу родную влетел, там беспокой да слезы. Бабушка прямо навзрыд плачет да еще причитает жалостно: Дитеночек ты мой, Ваняточка! Ягодка моя аленькая! Красавец ты наш ненаглядный! Отец по избе прямо в сапогах ходит, видать, только что домой с улицы вернулся, Ванятку разыскивая. Бледный отец, сжал он кулаки свои, губы у него дрогнули, и говорит: Хватит, мамаша, душу рвать! Говорил я вам: мальчонку вовсе без присмотра оставляете. Ему Тамарка не в радость, а в печаль да одиночество вылилась! Тут и мать не сдержалась: Отец! Лишь бы сынок домой жив - здоров вернулся! Стану ему разрешать с сестренкой играть, позволю ее во двор выносить гулять. Что же нам теперь де-е-елать? и заплакала мать, даже слезы с лица платком не утирает. Глянул Ванятка и в колыбельку. Сестренка там мокрая лежит, в плаче заходится так голосит. А на нее, бедненькую, никто внимания не обращает. Хотел он родным про сестренку напомнить, да не вышло ничего. Невидим он был им и неслышим. А тут, как назло, без присмотра-то Трезор в колыбельку и сунулся. Пес он здоровенный, лапищи огромные. Так колыбельку и. перевернуть недолго! Ведь убьется девчонка - то! Ванятка метнулся к колыбельке, не подумал даже, что без тела он. Да тут на Трезора и насел, за хвост его от Тамарки оттаскивает. А сил, видать, мало у духа-то! Тут уж он со всей силы как за шубу лохматую Трезорку дернет. И вдруг услыхал Ванятка голос. А голос-то, выходит, отцовский: Ванятка, сынок, что ж ты бьешься, вырываешься? Чуть рукав мне от телогрейки не оторвал так дернул! Ты спокойно лежи. Умаялся ты, вот в кустиках и заснул. Я тебя домой отнесу. Хорошо еще Трезорка тебя сыскал, по следам твоим бежал. А то бы и вовсе мать с бабушкой с ума сошли. Уж ночь на дворе, а тебя все нет. Ты спи, спи, я тебя и так донесу... Ванятка лежал на руках отца. Тот шел в темноте, слегка покачиваясь, ступая по земле осторожно, потому и лежал мальчонка, как в колыбельке. А на душе было тихо и покойно. Мужичок-то видать, и впрямь не обманул. А может, и не было никакого мужичка-то лохматенького? Может, в сердце боль закралась оттого и показалось


Чтение сказки учителем. ( у детей глаза закрыты)
4.Беседа по содержанию
Пауза.
- О чём хочется сказать?
- Какое открытие вы сделали для себя?

-Но сказка без названия. Попробуйте подобрать более точное название. Каждый имеет право озаглавить сказку как он её понял.
( высказывают варианты). На самом деле сказка называется «Может, в сердце боль закралась» (похвалить, если название совпало).
- А какой боли хотела поведать нам Людмила Дмитриевна?
- Разрешаю вам открыть листочки и пробежать глазами текст 2-3 мин.
- Осталось ли желание говорить о том, о чём начали?

5. Выборочное чтение.
-Назовите основных героев этой сказки (Сестрёнка Тамара, Ванятка, Лохматенький, Трезорка, Бабушка Лиза, Отец Ванятки)
- Какие слова для характеристики больше всего подойдут к каждому из героев?
-Называйте слова и доказывайте текстом из сказки


( пишу на доске)
-Предлагаю вам пережить судьбу героев, примерить их душевное состояние, представить их мир чувств и переживаний и попытаться понять их поступки.
-Задания для группы вы выбираете сами (вытягивают листочки с вопросами).

Вопросы для работы в группах.

Сестрёнка Тамара
-Что ты принесла в дом, когда ты появилась в нем?
-Что для тебя значит старший брат?

Ванятка
-Почему ты не согласился отдать сестрёнку лохматенькому?
-Что ты понял, пройдя превращение в духа?

Лохматенький
- Почему ты решил помочь Ванятке?
- Что бы ты изменил в своей судьбе, если бы мог?

Трезорка
- Доволен ли ты своей жизнью в Ваняткиной семье?
- Почему ты пошел искать Ванятку вместе с отцом?


Бабушка Лиза
- Правда ли, что ты забыла про Ванятку, когда в семье появилась Тамара?
-Можно ли Ванятку «подружить» с Тамарой и как это сделать?


Отец Ванятки
- Что бы ты сделал, чтобы не случилось таких тревог и волнений в семье?
- Что было у тебя на душе, когда ты нёс своего Ванятку на руках в родной дом?



(Как вы прочувствовали? Мне и не пришлось до этого додуматься, мне хочется помочь, я права?)
- Чему вас научила такая работа вас в группах? Меня каждая группа помогла глубже понять сказку. Сказка стала звучать по другому.
Вопросы для всех
- Почему Ванятка почувствовал себя одиноким и всеми покинутым?
- Отчего у Ванятки на душе было тихо и спокойно, когда отец нёс его на руках?
- Что было бы, если бы Ванятку не нашли?
- Как вы относитесь к своим младшим братьями сестрам?


Учитель: Л.Толстой: “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”.

(Читаем эпиграф)
6. Рефлексия
Какие уроки жизни из нашего урока вы взяли для себя?
- Нужно всегда любить своих родителей;
- ценить и уважать их;
- заботиться о них;
- помогать им;
- утешать их в трудную минуту;
- не обижать и не огорчать их;
- всегда помнить, что родители самые близкие и дорогие нам люди.

-У вас на столах лежат сердечки, что бы вы хотели написать на них в конце нашего урока. На большое сердце
-Разрешите мне зачитать ваши высказывания.
7.Домашнее задание
А сейчас я предлагаю вам написать одну главу о своем детстве. Мы на уроке составим книгу “Детство нашего класса”. Эпиграфом к вашему сочинению могут послужить строчки какого-либо автора. Подойдите к столу и выберите тот эпиграф, который вам больше всего понравится, вы можете почитать эпиграфы, которые взяли другие ребята, и обменяться эпиграфами. Листочки подписываем в именительном падеже, повествование должно быть от первого лица, описываем случай, впечатление, переживание, рассказ о случившемся

В ЧУДЕТСТВО откроешь окошки – СЧАСТЛИВЕНЬ стучит по дорожке, Цветёт ВЕСЕЛЮТИК у речки, И звонко поют СОЛОВЕЧКИ. А где-то по дальним дорогам Бредут НОСОМОТ с БЕГЕРОГОМ Мы с ними в ЧУДЕТСТВО скорее пойдём – Спешит ТОРОПИНКА под самым окном, Зовёт нас глядеть – заглядеться: Что там за окошком? Чу!.. Детство!


.









13PAGE 15


13PAGE 14715




Заголовок 315