Конспект совместной деятельности по развитию речи в группе раннего возраста «Кто же в гости к нам пришел?»


Конспект занятия по развитию речи в ясельной группе на тему «Кто же в гости к нам пришел?» (фольклор), с использованием SMART – доски.
Цель: способствовать развитию речи детей в период адаптации в условиях ДОО.
Развитие сенсорного опыта: развитие слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти, представлений о домашних животных.
Развитие речи: стимуляция звукоподражания и речевой активности, подготовка к произнесению звуков, развитие артикуляции.
Воспитывать доброе отношение к «братьям нашим меньшим».
Оборудование:
Демонстрационный материал: игрущки: корова, петух, смарт доска.
    
Ход занятия
Под звуки русской народной песни «Во поле березка стояла» в зал спокойным шагом входят дети с воспитателем.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами сейчас пойдем в гости. Но не в лес, не в парк, а в деревню. Хотите там побывать? А кого мы с вами там встретим, угадайте сами.
Отгадайте загадку.
Кто всех раньше встает, деткам спать не дает,
Голосисто поет: «Ку – ка –ре - ку »
Дети: Петушок.
Воспитатель: Да, это Петя – Петушок, красный гребешок…
Ребята, покажите, где у Пети – Петушка красный гребешок? (Дети показывают).
Воспитатель: Ребята, что вы показали? (Если дети затрудняются с ответом, подсказать). Повторите еще раз: «Гребешок».
Воспитатель: Хвост с узорами…
Где у петушка хвост с узорами?
(Дети показывают на карточке)
Воспитатель: Что же это вы мне показали?
Дети: Хвост.
Воспитатель: Вместе со мной скажите:
Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Двойная бородка…
Где у петушка бородка, покажите.
(Дети показывают)
И повторите за мной - бородка.
Частая походка,
Рано утром встает
Голосисто поет.
Как поет петушок?
Дети: Ку – ка – ре – ку!
Воспитатель:
Как у наших у воротПетух зернышки клюет,
Петух зернышки клюет,
К себе курочек зовет.
Что клюет петушок?
Дети: зернышки.
Воспитатель: Ребятки, Петушок хочет с вами погулять, зернышки поискать. Вы хотите с ним поиграть?
Воспитатель: А как Петушок крыльями машет?
(Дети показывают)
Воспитатель: А как шагает, высоко ножки поднимает?
(Дети показывают)
Воспитатель: А как Петушок лапками гребет, ищет зернышки?
(Дети показывают)
Воспитатель: А найдя зернышки, как он их клюет?
(Дети показывают)
Воспит. Давайте нарисуем зернышки для петушка (на смарт доске)
Воспитатель: Ну что же, вы все знаете, и мы можем отправляться на прогулку. Ходим, гуляем, Петушку подражаем.
Танец «Петушки».
Мы лихие Петушки,
Мы задорны и легки.
Крылья поднимаем
Весело шагаем.
Ищем, ищем мы зерно
Очень вкусное оно.
Вот раз, еще раз,
Мы наклонимся сейчас.
Петух - Спасибо, ребятки!
Воспитатель: Пусть Петушок клюет свои зернышки, а мы с вами вернемся обратно на свои места.
Воспитатель: Слушайте загадку и назовите отгадку.
Рогатая, бодатая,
«Ме - ме» - песню поет,
На лужайке травку жует.
Дети: Коза.
Воспитатель: Как коза блеет, кричит?
(Дети изображают козу). Воспитатель показывает картинку козы и читает потешку.
Воспитатель: Идет коза рогатая…
Ребятки, покажите на своей картинке, где рога у козы.
(Дети показывают).
Воспитатель: Идет коза бодатая…
Ребята, покажите, а как коза бодается.
(Дети делают «рожки») и вертят головой.
Воспитатель: Ножками топ – топ,
Глазками хлоп – хлоп.
Ну-ка постучим кулачками по столу и покажем пальчиками, как ножками топает, глазками хлопает. Повторим со мной еще раз:
Ножками топ – топ,
Глазками хлоп – хлоп.
Кто каши не ест
Того бу,
На рога посажу.
Я - козочка Ме-ке-ке!
Я гуляю на дворе,          
Острые рожки,
Тоненькие ножки.
На самой макушке,
Бархатные ушки,
Язык полотняный,
Хвостик толокняный,
Как прыгну, сразу забодаю.
Воспитатель: Хвати, козочка, бодаться,
Начинай с ребятушками играться.
(Воспитатель обращается к детям)
Воспитатель: А вы уже не ребятушки,
Вы малые козлятушки.
Воспитатель:
Идет коза с ребятами,
С ребятами - козлятами.
Козлятушки-ребятушки,
Пляшите рядом с матушкой.
Танец «Веселые козлята»
Веселые козлята топ-топ, топ да топ.
Пляшут на поляне топ да топ.
Маленькие рожки до чего хороши.
Веселятся, пляшут козлята-малыши.
Веселые козлята топ-топ, топ да топ
Пляшут на полянке топ да топ.
А копытца ножки до чего хороши.
Веселятся, пляшут козлята-малыши.
Воспитатель: Ну что, напрыгалась, козочка. Нарезвилась бодатенькая?
Сейчас наши детки тебя накормят. Ребята, что любят жевать козы?
Дети: Травку.
Воспитатель: давайте нарисуем козочке травку, чтоб она нас больше не бодала (рисуют на смарт доске)
Воспитатель: следующая загадка:
Полем идет, травушку жует
Мычит «му-му». Кто это, не пойму
Дети: Корова.
Воспитатель: Да, это коровушка- буренушка. А как она мычит?
Дети: Му.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на головушку коровы. Что это у неё на голове?
Дети: Рога.
Воспитатель:
Рано-рано поутру
Пастушок туру, туру!
А коровки по селу:
Му-му-му, му-му-му!
Ты, буренушка, ступай, в чистом поле погуляй,
А вернешься вечерком, нас напоишь молочком.
Воспитатель: Коровушка пасется на лугу, а что она на лугу жует?
Дети: Траву.
Воспитатель: А как свечереет, пастушок пригоняет коровушек домой. Вот и нашу коровушку он пригнал.
напевая русскую народную песню «Коровушка».
Уж как я ль мою коровушку люблю,
Уж как я ль то ей крапивушки нарву,
Чтоб сыта была коровушка моя.
Чтобы сливочек буренушка дала.
(Показывает кувшин с молоком на смарт доске детям).
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, сколько молочка надоила. Спасибо скажем коровушке.
Дети благодарят корову.
Воспитатель:
Пейте, пейте молоко - будете здоровы.
Ребятки, что вы пьете?
Дети: Молоко.
Воспитатель: А кто вас молочком угостил?
Дети: Корова.
Воспитатель: Вот мы с вами поиграли, позанимались и парным молочком угостились. Молодцы.
Особенности речевого развития детей третьего года жизни
В речи ребенка третьего года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий. В речи преобладают слова - названия предметов. Ребенок перестает пользоваться облегченными словами, чаще придумывает.
        На третьем году жизни ребенок способен узнавать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке, назвать действия, совершаемые тем или иным животным, но развернутые фразы еще не строит. Есть ошибки при согласовании в роде и числе, в падежном окончании. Ребенок начинает правильно пользоваться глаголами настоящего и прошедшего времени.
        Еще одно достижение ребенка третьего года жизни: он способен воспринимать простые небольшие по объему сказки, рассказы, близкие его жизненному опыту. Может ответить на некоторые вопросы по их содержанию. При пересказе сказок ребенок может договаривать отдельные слова либо группы слов. Но небольшие тексты, несколько раз ему прочитанные, он запоминает наизусть.
        Ребенку становится доступным отгадывание простых загадок, если в тексте содержится ответ:
На болоте живет и квакает: ква-ква. Кто это?
        Несмотря на это дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, отчего речь не всегда понятна окружающим, с большим трудом воспринимается, особенно маленькими собеседниками. Произношение детей все еще далеко от нормы. Артикуляционные затруднения продолжают тормозить усвоение звуков.
        Голосовой аппарат детей третьего года еще недостаточно окреп. Они не всегда умеют им правильно пользоваться, не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка. В этом возрасте у ребенка еще недостаточно устойчиво внимание к речи взрослых, он может часто отвлекаться.
        Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.
        В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.
Детская литература
        Особое внимание следует уделить чтению детских книжек. В раннем возрасте дети с удовольствием слушают небольшие стихи, потешки, русские народные сказки. Особенностью русских народных сказок является то, что в них наряду с новой информацией, всегда есть повторы, что является очень привлекательным для детей.
        В последнее время появилось большое количество сказок в авторской интерпретации. Действия изложены не точно, много отступлений от традиционных народных сюжетов.
К трем годам ребенок:
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от “боли” и т. д.).Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает яркие рисунки и иллюстрации.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку.
Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения.
Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке.
Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.
Так же в наше время очень много книг с неудачными для восприятия детьми иллюстрациями.
Их характерными особенностями являются:
использование нереалистичных изображений животных (карикатуры, вытянутые или округлые фигуры зверей и людей, изображения с неправдоподобно увеличенными или уменьшенными частями…);
несоответствие цвета персонажам иллюстраций (зелено-синяя свинья, фиолетовый волк…);
рисунки – страшилки;
черно – белые изображения менее привлекательны для детей в раннем возрасте;
лучше воспринимаются крупные изображения с большим количеством деталей, чем мелкие изображения, почти без деталей.
Первая книжка 
 Книгу первую моюБерегу я и люблю.Хоть пока и не по слогам,Я ее читаю сам –И с конца, и с серединки,В ней красивые картинки,Есть стихи, рассказы, песни.С книгой жить мне интересней!