Мини-ателье «Белошвейка» дополнительная общеобразовательная программа профессионально-практической направленности «Клуб по интересам» для учениц старших классов


Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры
«Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


дополнительная общеобразовательная программа
профессионально-практической направленности
«Клуб по интересам»
для учениц старших классов
Составитель: Рубан Ольга Ивановна
учитель трудового обучения первой категории
г. Радужный
2016 гРоссийская Федерация
Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры
«Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Мини-ателье «Белошвейка»
дополнительная общеобразовательная программа
профессионально-практической направленности
«Клуб по интересам»
для учениц старших классов
срок реализации 1 год
Составитель: Рубан Ольга Ивановна
учитель трудового обучения первой категории
г. Радужный
2016 г
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНА
МП трудового обучения методическим советом
Протокол от «____»___________2016г. №___ Протокол от «____»___________2016г. №____
Руководитель МП Председатель методического совета
_____________________Т.К. Глушак ___________________Лапутько Л.Е.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа Мини-ателье «Белошвейка» составлена в рамках дополнительных образовательных услуг в плане работы методической площадки профессионально-трудовой подготовки учащихся с ВОЗ в образовательной области «Технология».
Данная программа нацелена на профессионально-ориентированную установку учащихся 9, 10, 11 классов по профессии швея.
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Актуальность.
Инновационные преобразовании в системе российского образования, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, т.к. требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, носящим личностно-ориентированный характер. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Актуальность программы заключается в создании условий для развития творческого потенциала ребенка, выявления его способностей, способствования углублению и расширению базовых знаний, умений и навыков, сформированных на уроках технологии; в побуждении к самостоятельному выбору содержания своей деятельности при проектировании; развитие в ребенке творческой личности; выявления профессионального интереса к проектной художественно-прикладной деятельности.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции художественно-эстетической, профессионально-практической направленности. Программа мини-ателье «Белошвейка» предполагает организацию самостоятельной работы школьников в выполнении индивидуальных и коллективных творческих проектов: по заказам организаций, предприятий (пошив и ремонт спецодежды, постельного белья); по индивидуальным заказам (пошив школьной формы, карнавальных костюмов для новогодних праздников, костюмов для школьного танцевального коллектива).
Практическая значимость.
Сегодня общество нуждается в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, и потребность в этом будет возрастать по мере совершенствования социально экономических и культурных условий жизни.
У детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специально организованного обучения и воспитания накапливается определенный жизненный опыт, эмоционально-эстетические впечатления, которые стимулируют ребят заниматься творчеством.
Особенности психофизического развития таких детей затрудняют вхождение их в социум, так как социальная среда высокоорганизованная, имеет сложную структуру и многоуровневые функциональные связи.
В норме социальная адаптация у детей происходит по подражанию, влиянию различной информации, которую они самостоятельно усваивают, принимают к сведению и используют. Ребенок ограниченный в интеллектуальном развитии в силу первичного дефекта, не в состоянии сам ее освоить. По сути, он лишен основы самостоятельного, сколько-нибудь благополучного существования в сложном современном мире.
Социальная адаптация ребенка с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых на него дефектом познавательной деятельности. Поэтому такого ребенка нужно специально обучать тому, что обычный ребенок усваивает не задумываясь, с легкостью, то есть всему, что для него будет жизненно необходимым. Это будут знания и умения, приобретенные в мини-ателье «Белошвейка».
Пошив одежды – одно из самых древнейших ремесел, которое славилось во все времена своими мастерами, настоящими художниками своего дела. Практика убеждает в том, что в искусстве одевать людей, художником должен быть каждый: от прославленных мастеров-модельеров до рядового любителя.
Цель и задачи программы.
Главной целью является допрофессиональная подготовка в области швейного производства, развитие творческой активности и художественных способностей, а так же успешная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья вливания в социум, помощь осознания учеником полезности своего труда, обретения веры в свои силы.
Цель определила необходимость постановки и решения следующих задач:
Организовать деятельность мини-ателье «Белошвейка» под руководством администрации школы с привлечением социальных партнеров, организаций, родителей.
Содействовать профессиональной ориентации и подготовке учащихся к самостоятельной жизни;
Формировать знания, умения и навыки использования средств и путей преобразования материалов и информации в конечный потребительский продукт.
Развивать художественный вкус, творческую инициативу, гармонию индивидуальных интересов с требованиями социальной среды.
Помогать в освоении технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности.
Воспитывать трудолюбие, бережливость, целеустремленность, предприимчивость, аккуратность, ответственность за результаты своей деятельности.
Отличительные особенности программы.
Главной особенностью программы является ее гибкая структура. Набор содержания и форм подготовки учащихся к практическим занятиям строится по вариативному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения целей обучения. Каждая работа включает вариативность содержания в зависимости от вида заказа швейных изделий и новых технологий обработки швейных материалов. Такая система позволяет оперативно приспосабливать ее ко времени сдачи готовой продукции, а также проведения различных конкурсов, выставок, праздников и других мероприятий на уровне школы и города.
Процесс обучения осуществляется во взаимодействии со школьной программой технологии, помогая учащимся получить целостный комплекс знаний, умений и навыков, развить и реализовать свои способности, осуществить творческие замыслы, социально адаптироваться в обществе.
Если сравнивать данную программу по результативности с традиционной школьной программой, то можно сделать вывод о большем объеме, разнообразии и качестве знаний, умений и навыков, получаемых учащимися; большей практической направленности, связанной с современными требованиями жизни (производство товаров и услуг, экономическая целесообразность, экология и безопасность трудовой деятельности, рациональное использование материалов и т.д.), а также о большем внимании педагога к каждому учащемуся индивидуально.
Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.
По нормативным срокам реализации программы дополнительной образовательной услуги мини-ателье «Белошвейка» рассчитана на 1 год обучения, 3 часа в неделю (по 1 часу 3 раза в неделю, 102 ч в год). Время проведения 15.15: понедельник, среда, пятница. Продолжительность занятий 40 минут. Во время работы используются здоровье сберегающие технологии (упражнения для глаз, физ. Минутки), в соответствии с требованиями СанПиНа.
Занятия проводятся в школьной швейной мастерской, которая оборудована современными бытовыми швейными машинами, оборудованием для выполнения ВТО, компьютером, проектором, экраном.
На занятиях обучающимся дается право выбора вида деятельности, поощряется инициатива. Программа включает в себя элементы развивающего обучения. Учащиеся разрабатывают рефераты, творческие проекты по созданию современной одежды, что позволяет более углубленно изучить программу.
Формы проведения занятий включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть представлена в виде демонстрации приемов работы педагогом, встреч с приглашенными мастерами и специалистами, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а также при помощи бесед и диспутов, индивидуальных консультаций учащихся, посещение выставок, экскурсий, организация праздников, показ моделей. Практическая часть представлена в виде самостоятельной практической работы по проектированию и изготовлению швейных изделий, выполнения домашнего задания.
Используются разнообразные формы организации занятий: рациональное сочетание фронтального, группового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми.
Особенности возрастной группы учащихся.
Доминирующим формам организации деятельности детей предполагаются занятия в группе учениц 9 – 11х классов, так как работа с современными материалами отличается большой сложностью и трудоемкостью в процессе изготовления швейного изделия, а работа над проектом требует у обучающихся определенной системы интеллектуальных и практических умений. Разновозрастная группа имеет свои преимущества: старшие учащиеся проявляют заботу о младших, у них повышается чувство ответственности и значимости. Своим примером они показывают перспективу развития особенностей умений и навыков младшим девочкам, те в свою очередь учатся преодолевать трудности, стремятся к качественному, быстрому выполнению заданий.
Ожидаемые результаты.
Подведение итогов деятельности обучающихся осуществляется на итоговых занятиях выставках и показах моделей, а также участие в конкурсах и олимпиадах.
Анализ творческо-трудовой эстетической и проектной деятельности детей не является самоцелью. Он необходим для констатации исходного уровня их развития, сопоставление с которым позволяет более полно фиксировать продвижение каждой ученицы.
Знания, умения и навыки:
знать:
Этапы проектирования.
Способы получения информации по проекту.
Виды швейных материалов, их свойства.
Виды современного швейного оборудования, организацию рабочего места и правила техники безопасности при обработке ткани.
Основы моделирования и конструирования швейных изделий.
Правила раскроя.
Способы и последовательность обработки швейного изделия.
Различные виды декоративно-прикладного искусства.
уметь:
Выполнять и оформлять творческий проект под руководством учителя.
Осуществлять обзор литературы и других источников информации.
Планировать и анализировать свою деятельность, выполнять самоконтроль в работе.
Выполнять выбор материалов для изделия с учетом их свойств.
Выбирать оборудование инструменты и приспособления, работать с ними.
Выполнять последовательную обработку швейного изделия и его отделку, применяя новые технологии в обработке ткани и различные виды декоративно-прикладного искусства.
Систематизировать, практически применять и обобщать полученные ЗУН.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел Дата Содержание занятия Теория Практика
Вводное занятие Цели и задачи творческого объединения. В мире современной моды. Структура творческого проекта Этапы проектирования современной моды I – Подготовительный исследовательский этап. II – Технологический этап. III – Заключительный этап. Мир тканей Знакомство с различными швейными материалами и их свойствами. Экскурсия в магазин ткани. Информационные технологии Информационные технологии в проектировании одежды. Технология изготовления швейных изделий Виды одежды и требования к ней. Конструирование и моделирование одежды. Правила раскроя. Современные способы обработки швейных изделий. Художественная отделка. Окончательная отделка изделия, контроль качества. Итоговые занятия Оформление творческого проекта Показ презентаций. Демонстрация моделей. Декоративно-прикладное искусство Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Аппликация. Вышивка. Итоговое занятие Ярмарка – распродажа, выставка творческих работ учащихся. Профессиональные встречи за круглым столом. Встречи с мастерами и специалистами швейного дела. Встречи с социальными партнерами. Встречи с родителями Всего занятий: 102 часа.
Методическое обеспечение программы.
Методы обучения:
Словесные (беседа, объяснение, общение).
Наглядные (объяснительно-иллюстративный).
Проблемные (исследовательский, поисковый).
Практические (самостоятельная работа).
Дидактический материал:
схемы с образцами основных приемов выполнения швов, выкройки изделий, лекала, журналы мод, образцы узоров деталей к изделиям, таблицы по обработке узлов швейных изделий, методические рекомендации для выполнения определенных изделий, инструкционные карты, виды швов и отделок.
Материально-техническое обеспечение.
Оборудование: швейные бытовые машины, специальные краеобметочные машины, гладильная доска, паровой утюг, манекены, стол для раскроя
Инструменты и приспособления: ножницы, иголки, линейки, лекало, булавки, наперстки, сантиметровые ленты.
материалы: ткань, нитки, бумага для построения чертежей, калька, отделочные материалы
Литература:
Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии женской одежды. М.: «легкая промышленность»1997г.
Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. М. : «Академия» 2000г.
Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. М.: «Академия»2001г.
Слевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998г.
Подборка журналов мод.
Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/12/09/ - «Творческая мастерская»
http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/12/14/ - «Волшебная мастерская»
Примечание.
В зависимости от поступления заказов от организаций, материальным обеспечением со стороны администрации школы и педагога возможны взаимозамены разделов программы, а так же изменение количества часов на каждый вид деятельности.
При появлении новых технологий и наличии соответствующего материала, возможно, их включение в работу вне плана.