Конспект открытого урока «Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии»


Конспект открытого урока в 8 классе по теме:
«Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии»
Автор:
Учитель физики и информатики Алеко-Кюельской средней общеобразовательной школы агрофермерского профиля
Устенкова Нина Николаевна

Сценарий урока
Тема урока: «Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Формирование понятия магнитные силы, как силы взаимодействия между проводниками с током;
Формирование понятия магнитные поле, как неотделимое понятие от электрического тока;
Освоение знаний у учащихся о физической сущности магнитных линий;
Развитие умения описывать магнитное поле прямого тока с помощью магнитных линий.
Формирование умения применять знания в практических заданиях
Образовывающая цель:
раскрыть учащимся логическое упорядоченное знание о физической сущности магнитного поля, как неотделимого понятия от электрического тока;
сформировать у учащихся логически упорядоченные знания о магнитных линиях, для формирования умения описывать магнитное поле прямого тока с помощью магнитных линий;
Развивающая цель:
Научить видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять;
использование полученных знаний для формирования физического мышления, развитие способности исследовать.
Воспитывающая цель:
Усилить интерес к предмету, расширить кругозор, сформировать мировоззрение
Задачи урока:
освоение знаний о физической сущности магнитного поля, магнитных линий
Формирование умения применять знания в практических заданиях.
Оборудование: проектор и экран для показа слайдов, доска, ноутбук (компьютер)
Демонстрационные опыты:
«Взаимодействие проводников с током и магнитной стрелки» (опыт Эрстеда)
«Картина магнитного поля прямого тока»
«Связь направления тока в прямом проводнике с направлением магнитных линий»
Дидактические материалы: тест для закрепления по опорному конспекту
Приборы, использованные для проведения опыта: магнитная стрелка, компас, провода, источник электрического тока, резистор, ключ, элементы планшета №1, железные опилки, магнит полосовой
План урока:
Этапы урока Время, мин. Методы и приемы
1.Организационное введение. Постановка учебной проблемы. 2 Запись темы урока. Рассказ учителя.
2. Опорное повторение 6 Фронтальный опрос
3.Изучение нового материала.
18-20 Рассказ учителя с использованием слайдов. Наблюдение. Беседа. Опыт и его обсуждение. Работа с учебником.
4.Отработка изученного материала. Закрепление. 15 Закрепление по опорному конспекту.
Тест. Проверка учителем, самопроверка.
5. Подведение итогов. Домашнее задание. 1-2 Выделение главного учителем, учениками.
Этапы урока:
Вступление:
Учитель: Вы все знаете, что такое магнит?
Учащиеся отвечают:
Вы, наверное, слышали о том, что вокруг любого магнита существует магнитное поле? (ученики отвечают).
А что такое вообще в вашем магнитное поле? Что еще может служить источником магнитного поля?
На все эти вопросы мы сегодня попытаемся найти ответы.
Итак, сегодня мы приступаем к новому разделу нашей книги «Электромагнитные явления» (1 слайд) и тема нашего урока «Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии».(2 слайд)
Знакомство с планом урока (3 слайд). «Рассмотрим план урока»
Так как тема нашего урока касается электрического тока, прежде чем начать изучение нового материала, давайте вспомним, о действиях электрического тока.
Опорное повторение.
Фронтальный опрос ( 4 - слайды)
Вопросы Ожидаемый ответ
1. что называют действиями электрического тока?
2. Назовите действия электрического тока
3. Где можно наблюдать тепловое действие тока?
4.Где можно наблюдать химическое действие тока?
5. Где можно наблюдать магнитное действие тока?
6. А если проводник отсоединить от источника тока, выключить ток, то будет ли проявляться магнитное действие тока или нет? 1. Явления, которые вызывает электрический ток.
2. Тепловое , химическое, магнитное
3. Например, нагревание проводника. Его используют:
Обогревательных приборах, электроплиты, электрочайники и.т.п.
4. При прохождении через некоторые растворы солей, кислот электрического тока наблюдается выделение веществ.
Его используют для получения чистых металлов
5. Если гвоздь намотать проводом и соединить его с источником тока, то он становиться магнитом, может притягивать небольшие железные предметы.
Его используют в электрогенераторах, электродвигателях, трансформаторах, в микрофонах, громкоговорителях.
6. нет

Вывод: Магнитное действие тока наблюдается всегда, когда существует электрический ток.
2.Изучение нового материала
Информация Деятельность учителя Деятельность ученика
Цель фр. урока:
Для того чтобы ответить на те вопросы которые, мы выдвинутые в начале урока нам необходимо:
Изучить магнитное действие тока; Информирует
(23 слайд)
Подготовка к опыту слушает
Наблюдение (и комментарий учителя)
Деятельность учителя Деятельность ученика
ПЗ 1. Чтобы изучить магнитное действие тока необходимо воспользоваться магнитной стрелкой.
Что такое магнитная стрелка?
ПЗ.2 Убедимся теперь в существовании магнитного поля вокруг любого магнита
Что происходит?

Это означает, что магнитное поле, существующее вокруг магнита, подействовало с определенной силой на магнитные стрелки.
Вывод: подобно электрическому полю магнитное поле оказывает определенное действие на другие тела.
Действие магнитного поля является подтверждением его существования.
Магнитное действие проявляется, например, в том, что между проводниками с током возникают силы взаимодействия, которые называют магнитными силами.
ПЗ 3. Рассмотрим теперь опыт, показывающий взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки.
Что происходит при замыкании цепи?
Что происходит при размыкании цепи?
Почему стрелка отклоняется?
Вывод: Магнитная стрелка и проводник с током взаимодействуют друг с другом
А что отклоняет магнитную стрелку?
Выполненные опыты наводят на мысль о том, что вокруг проводника с током существует магнитное поле.
Оно действует на магнитную стрелку, отклоняет ее.
А что такое электрический ток?
Получается, что электрический ток и магнитное поле – это неотделимые друг от друга понятия.
Электрический ток является источником магнитного поля
Таким образом, вокруг неподвижных электрических зарядов существует только электрическое поле, вокруг движущихся зарядов, т.е. электрического тока существует и электрическое и магнитное поле.
Историческая справка:
Рассмотренный нами опыт в 1820 г. проделал датский ученый Ханс Кристианс Эрстед. Его опыт имел большое значение для развития учения об электромагнитных явлениях. Открытие Эрстеда обнаружило взаимосвязь между электрическими и магнитными явлениями.
Раньше электрические и магнитные явления рассматривались как совершенно независимые.
Существование магнитного поля вокруг проводника с электрическим током можно обнаружить и другими способами.
А как можно описать магнитное поле прямого тока?
Один из способов описания магнитного поля заключается в использовании мелких железных опилок. (слайд)
Магнитная стрелка – главная часть компаса


Программа:
Расположим магнитные стрелки вокруг полосового магнита
Взаимодействие проводников с током. (Опыт Ампера)

Магнитные силы – это силы взаимодействия проводников с током
Программа:
Собираем цепь
Расположим проводник, включенный с источником тока, над магнитной стрелкой.


Вывод: Магнитное поле существует вокруг любого проводника с током,
т.е. вокруг движущихся зарядов.
Электрический ток и магнитное поле неотделимы.
Вывод: Магнитным полем называется поле, порождаемое движущимися заряженными частицами
и постоянными магнитами;
обнаруживается действием на ток (заряженные частицы), постоянные магниты и вещества.
О. 1. Это главная часть компаса
Запись в тетрадях
Стрелки приходят в действие и располагаются в строго определенном порядке
Магнитная стрелка отклоняется от своего первоначального положения
Магнитная стрелка возвращается в первоначальное положение.
Магнитная стрелка и проводник с током взаимодействуют друг с другом
Магнитное поле
Читают с книг
Запись в тетрадях
Электрический ток – это упорядоченное движение зарядов
Запись в тетрадях
Читают и записывают
Незнаем
Информация Деятельность учителя Деятельность ученика
Цель фр. урока:
Для того чтобы описать магнитное поле прямого тока необходимо
Усвоить понятие магнитных линий; Информирует
(23 слайд)
Подготовка к опыту слушает
Наблюдение (и комментарий учителя)
Деятельность учителя Деятельность ученика
Прежде чем описать магнитное поле прямого тока, давайте, во-первых, определимся с понятием магнитные линии
Найдите в учебниках определение магнитных линий
ПЗ.4 Убедимся на опыте.
Магнитные стрелки отклоняются, показывая наличие магнитного поля.
Направление, которое указывает северный полюс магнитной стрелки к каждой точке поля, принято за направление линии магнитного поля.
Теперь вы умеете описывать магнитное поле и указывать направление магнитных линий.
Т.е. вы можете описать магнитное поле тока.
ПЗ.5 убедимся на следующем опыте
Рассмотрим рис. 91 и рис.92.
На рис.91 изображена картина магнитного поля прямого проводника с током.
Прямой проводник пропускаем сквозь лист картона.
На картон насыпаем железные опилки.
Включаем ток и опилки слегка встряхиваем.
Под действием магнитного поля опилки располагаются вокруг проводника по концентрическим окружностям.
Используя магнитные стрелки можно узнать направление магнитных линий магнитного поля и изобразить их графически. Рис.92
Посмотрите на рисунок 92 и ответьте на такой вопрос:
Что произойдет если в проводнике поменять направление тока?

Вывод: Направление линий магнитного поля связано с направлением тока в проводнике.
А также по направление магнитных линий можно узнать направление тока.
Магнитными линиями магнитного поля называют линии, вдоль которых в магнитном поле располагаются магнитные стрелки
Программа:
Расположим вокруг полосового магнита магнитные стрелки (компас)

От S к N


Вывод: магнитные линии – это линии магнитного поля, вдоль которых располагаются магнитные стрелки, направление которых указывает направление линий магнитного поля.
Программа:
Опыт по рисунку

Магнитные линии магнитного поля тока представляют собой замкнутые кривые, охватывающие проводник.
А) ток течет от нас за плоскость рисунка
Б)ток течет на нас из-за плоскости рисунка Читают определение
рисуют
Запись в тетрадях
Запись в тетрадях
С изменением тока изменяется направление линий магнитного поля
Запись в тетрадях
3.Закрепление: Обсуждение вопросов к параграфам 56 и 57. Ученикам предлагается рассмотреть опорный конспект. Еще раз вспомнить основные моменты материала. А потом ответить на вопросы. Кто ответит, поднимает руку. Учитель проверяет, ставит оценку.




4.Домашнее задание: параграфы 56-57, вопросы к параграфам 56-57
Самоанализ урока
Учитель: Устенкова Нина Николаевна
Предмет: физика
Класс: 8 класс
Тема урока: «Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии»
Название урока: «Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии»
Тип урока: комбинированный
Методы использованные для проведения урока: объяснительно-иллюстративный, проблемно-сообщающийся, частично-поисковые.
Цели урока:
формирование понятия кипения, как способа образования пара;
Освоение знаний у учащихся о физической сущности процесса кипения жидкости;
выявить основные особенности кипения
освоение знаний у учащихся о постоянстве температуры жидкости в процессе кипения;
Формирование умения применять знания в практических заданиях
Образовывающая цель:
раскрыть учащимся логическое упорядоченное знание о физической сущности процесса кипения жидкости;
объяснить учащимся постоянство температуры жидкости в процессе кипения;
Развивающая цель: научить видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять;
использование этих знаний для формирования физического мышления, развитие способности исследовать.
Воспитывающая цель: Усилить интерес к предмету, расширить кругозор, сформировать мировоззрение
Задачи урока:
освоение знаний о физической сущности процесса кипения жидкости
освоение знаний о постоянстве температуры жидкости в процессе кипения;
Формирование умения применять знания в практических заданиях
Оборудование и материалы, использованные на уроке: проектор и экран для показа слайдов, доска.
Дидактические материалы: тест для закрепления по опорному конспекту
Приборы, использованные для проведения опыта: стеклянный сосуд, кипятильник, термометр, 0,5 литров воды.
План урока:
Этапы урока Время, мин. Методы и приемы
1.Организационное введение. Постановка учебной проблемы. 2 Запись темы урока. Рассказ учителя.
2. Актуализация знаний 6 Фронтальный опрос. Беседа. Приведение примеров.
3.Изучение нового материала.
18-20 Рассказ учителя с использованием слайдов. Наблюдение. Беседа. Опыт и его обсуждение. Работа с учебником.
4.Отработка изученного материала. Закрепление. 15 Закрепление по опорному конспекту.
Тест. Проверка учителем, самопроверка.
5. Подведение итогов. Домашнее задание. 1-2 Выделение главного учителем, учениками.
Во время урока некоторые учащиеся были немного взволнованы присутствием большинства учителей, но урок прошел довольно хорошо.
Урок опирается на ранее пройденную тему «Испарение» первого способа парообразования.
Новая тема «Кипение» вводится как второй способ парообразования.
Тема урока была исчерпана полностью.
Метод проверки закрепления знаний по опорному конспекту учащихся – письменный, самостоятельная работа.
Форма работы закрепления по опорному конспекту: индивидуальная. В виде теста состоящего из пяти заданий.
Задания для учащихся были подготовлены с учётом ныне приобретенных знаний, умений, навыков.
Класс не был разделен по характеру сложности заданий.
Сильная сторона учащихся эффективно использовали эти знания.
Также и слабые учащиеся очень хорошо справились с заданиями.
Критерий оценивания и анализ работ
1 2 3 4 5 Σ ОцВариант 1 В В В Б А 5 1 Лаптев Костя 1 1 - 1 1 4 «4»
2 Винокурова Маша 1 1 - 1 1 4 «4»
3 Винокуров Ваня 1 - 1 1 1 4 «4»
4 Третьяков Алеша 1 1 - 1 1 4 «4»
5 Созонов Алеша 1 - 1 - 1 3 «3»
6 Созонова Сандара1 1 1 1 1 5 «5»
7 Бубякина Нина 1 1 - 1 1 4 «4»
8 Явловский Дима 1 - 1 - 1 3 «3»
Вариант 2 А Г В В Б 5 1 Слепцова Варя 1 1 1 1 1 5 «5»
2 Радченко Маша 1 - 1 - 1 3 «3»
3 Слепцов Вася 1 1 - 1 1 4 «4»
4 Кривошапкин Артем 1 - 1 1 1 4 «4»
5 Бубякина Саина1 1 1 1 1 5 «5»
6 Созонова Анжелика 1 1 1 1 1 5 «5»
7 Данилов Артем 1 - 1 - 1 3 «3»
8 Созонова Наташа 1 1 - 1 1 4 «4»
Средняя оценка закрепления ЗУН по опорному конспекту - 4
Цели урока реализованы полностью, достоверная проверка выполнилась у всех учащихся.
Все задачи урока выполнены.
По моему мнению отбор содержания материала урока соответствует возрастным и интеллектуальным способностям учащихся. композиция урока логична
Разумно подобрано соотношение знаний «в готовом виде» и их самостоятельного поиска.