Урок на тему Тема поэта и поэзии в стихотворении Маяковского Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче

МБОУ гимназия №7 им.Воронцова В.М.
учитель русского языка и литературы
Шаронова Елена Викторовна
урок литературы 7 класс
В.В.Маяковский «Тема поэта и поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»»
Цель: 1) научить собирать необходимый материал к сочинению-
интерпретации поэтического текста;
2) научить анализировать стихотворение;
3) находить изобразительно-выразительные средства;
4) развивать речевую компетенцию
Оборудование: плакаты РОСТа, презентация к уроку, аппликация в виде
солнца, портреты В.В.Маяковского, учебник литературы
Ход урока.
Оргмомент, запись темы урока: « Тема поэта и поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»»
Как вы думаете, какие слова будут ключевыми? (поэт, поэзия). Каковы цели урока? ( анализ стихотворения; находить изобразительно-выразительные средства)
В конце урока вы должны написать синквейн (стихотворение, состоящее из пяти строчек) на сегодняшнюю тему урока со словом «поэт» и «поэзия»
Синквейн
Одно существительное
Два прилагательного
Три слова – действия
Четыре слова – отношение
Одно слово - синоним
Ход урока.
О чем говорит название стихотворение? (необычайное приключение) Мы с вами отправляемся в путешествие во времени, в 1920г.
Сообщение ученика.
В это время Маяковский напряженно трудится в РОСТА (Российское телеграфное агентство). В автобиографии «Я сам» поэт сказал об этом: «Дни и ночи РОСТА. Наступают всяческие Деникины. Пишу и рисую. Сделал тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей». В те годы бездействовали типографии, а стране нужны были агитационные плакаты. Плакаты Роста выставлялись в витринах магазинов, развешивались по городу. На них Маяковский часто рисовал солнце, символизирующее свет и тепло, как контраст черным силам. Летом 1920г. после окончания работы Маяковский ездил на подмосковную дачу. Там и возник замысел стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче».
Выразительное чтение стихотворения Маяковского(3мин.10с)
Беседа по произведению:
Где и когда происходило действие стихотворения? (дача Румянцева, 27 верст по Ярославской железной дороге)
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
А низ горы –
Деревней был,
Кривился крыш корою
«в июль катилось лето»
2) Зачем дается точное описание места и времени ? (в стихотворении сочетаются фантастические и реальные черты)
Итак, стихотворение начинается с гиперболы («в сто сорок солнц») и метафоры («закат пылал»). Они помогают передать невыносимость жары, для этого он повторяет слово «жара» - «жара плыла»
В каком значении употреблено слово «плыла» (плавно двигается, распространяется, что-то зыбкое, едва колышущееся, медленно надвигается и заполняет собой все вокруг)
И перед нами действующие лица:


Лирический герой Солнце
(автобиографически близок автору)

Поэт;
Владимир Маяковский;
Отдыхает на даче от работы в РОСТа;
Рисует плакаты, не зная «ни зим, ни лет»
Поначалу уставший, раздраженный,
ценящий труд и умеющий трудиться
А теперь еще одно действующее лицо, солнце, какие ассоциации возникают у вас с этим словом?
На доске составляется кластер в виде солнца
(солнце – лучи со словами: счастье, радость,
свет, жизнь, мудрость, величие, тепло) Солнце –
большое, сильное, добродушное, работящее. Солнце и словообразования в тексте употребляются 18 раз. Что может объединять действующих лиц? (оба великие труженики)
Найдите синонимы в тексте к слову «солнце». (дармоед, златолобо, светило, масса)
Почему слова-синонимы меняют свою стилистическую окраску? (дармоед-златолобо-светило)
(Поэт возмущен, раздражен, что хотя работа солнца – медленный, верный, утомительный и однообразный труд («и день за днем», «спускалось солнце каждый раз, медленно и верно», «и завтра снова вставало», «снова мир залить..», но оно ведь временами отдыхает, а поэт вынужден работать круглый год «не знай ни зим, ни лет»), срывает зло на солнце, называя его «дармоедом», используя при этом разговорную лексику (Слазь! Шляться в пекло) Затем интонация меняется, поэт обращается к солнцу уже вежливо «златолобо»
Как образовано слово? Как можно назвать это слово? (неологизм, созданный в результате словотворчества Маяковского)
Назовите из текста авторские словообразования (горбил, сонница, занежен, ясь, взорим, степенность, заела РОСТа, трезвонится, донца, луч-шаги). Доступны ли они для понимания?
Зачем поэту понадобилось создавать новые слова? (эти слова помогают более точно, конкретно изображать видимые события)
Итак, поэт бросает вызов солнцу и становится с солнцем вровень.
..чем так,
Без дела заходить,
Ко мне
На чай зашло бы!
Одинаковы ли значения слов «заходить»? (1- скрываться за горизонт; 2- приглашение в гости). Этот прием называется каламбур – прием, основанный на звуковом сходстве слов или словосочетаний, совершенно различных по значению, игра слов; используется для создания комического эффекта. Найдите еще пример каламбура ("гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье»)
Итак, «Что я наделал!», «Я погиб!» Гипербола создает картину, вызвавшую ужас поэта: шагает, «раскинув луч-шаги», повторяется слово «ввалилось», «ввалилась солнца масса». Гость проникает в окошки, двери, в щель. Впервые со дня существования нашей планеты солнце после заката вновь вернулось, заговорило по-земному. Вежливость сменяется испугом. И теперь поэт называет солнце «светилом», подчеркивая уважение.
О чем разговор поэта с солнцем? (о своей работе, светить нелегко, но если уж взялось, то надо свою миссию выполнить до конца)
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста
Поэт использует слова и выражения, свойственные разговорной речи, а также использует фразеологизмы.
Ученик делает сообщение о фразеологизмах (фразеологизмы привлекают поэта своей задорностью, остротой, делают беседу живой, естественной)
Пойдем, поэт,
Взорим,
Вспоем
У мира в сером хламе.
Я буду солнце лить своё,
А ты – своё,
Стихами
(солнце и поэзия сливаются воедино)
Возникает тема двух солнц – солнца света и солнца поэзии – поэтический образ «двустволки солнц», из одного ствола которой вырываются снопы света, а с другого – свет поэзии. Перед силой этого оружия падает «стена теней», «ночей тюрьма». Поэт и Солнце действуют сообща, сменяя друг друга. Солнце и поэт – союзники, несущие добро людям. Под воздействием солнца-светила и солнца-поэзии рушится «стена теней», «ночей тюрьма»
Вывод Обратимся к учебнику стр. 120, прочитаем фрагмент работы «Как делать стихи?» В.Маяковского: «Одним из серьезных моментов стиха, особенно тенденциозного, декламационного, является концовка. В эту концовку обычно ставятся удачнейшие строки стиха»
Светить всегда,
Светить везде,
До дней последних донца,
Светить –
И никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
И солнца!
Как вы думаете, что значат эти строки, которые помогут нам определить тему стихотворения? (тема поэта и поэзии)
Маяковский утверждает, что поэзия нужна, она необходима как солнце. Стихи согревают душу каждого человека, наполняя ее вечным огнем жизни, заставляя осознавать себя неотъемлемой частью огромного мира «А солнце тоже: «Ты да я .»» Поэт заявляет, что когда «устанет» и «захочет прилечь» Солнце, то он «во всю светает ночь – и снова день трезвонится»
Солнце несет свет, а поэт рассеивает тьму предрассудков, борется с темными явлениями жизни.
Что необычного вы открыли для себя в стихотворении?


Проверяем СИНКВЕЙН
Поэзия
Солнечная, пламенная
Разгоняющая, пронзающая, ранящая
Бессмертная, утверждающая, украшающая, радующая
Солнце
Домашнее задание: 1) стр. 120, найти из текста примеры средств выразительности ( аллитерация и др.)
Мини-сочинение по теме «Что необычного вы открыли для себя в стихотворении?»