«Парламентский урок 2017. «Татарстан – 2030: мой вклад в будущее республики»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«Парламентский урок 2017. «Татарстан – 2030: мой вклад в будущее республики»
Автор разработки учителя истории и обществознания
МБОУ «СОШ №2 п.г.т. Актюбинский»
Оджимамадова Альфия Душанбиевна
Парламентский урок для учащихся 10 -11 классов
Тема: «Татарстан – 2030: мой вклад в будущее республики»
Цели и задачи урока:
Продолжить формирование у учащихся представлений о том, что значит быть активным гражданином своей страны, республики, поселка.
Продолжить закладывать основы политической культуры: осмысленно и грамотно относиться к деятельности государства.
Формировать навыки, умения работы проектирования и работы с дополнительными источниками.
Развивать творческий потенциал школьников.
Оборудование:
Запись «Гимны РФ и РТ», проектные работы и эссе учащихся.
План урока.
1. Приветствие. Представление гостей.
2. Прослушивание Гимна России и Гимна Республики Татарстан.
3. Работа с терминологией (государство, общество, гражданин).
4. Выступление учителя о Стратегии развития Республики Татарстан до 2030 года.
5. Выступление депутатов
6.Подведение итогов.

Ход урока.
1.Приветствие к ученикам, гостям.
Выступление учителя:
В нашей школе, как и по всей стране, традиционным стало проведение парламентского урока с участием депутатов местного самоуправления. В этом году тема парламентского урока: Гражданин. Общество. Государство. На нашем парламентском уроке присутствует ………………………..
Впервые в Татарстане парламентский урок прошел в 2009 году. С этого момента проект стал ежегодным. В разные годы парламентский урок посвящался разным темам: «Где рождаются законы», «Гражданин и выборы», «Я-ребенок! Я – гражданин!», «Конституционные права и обязанности человека и гражданина», «Государственные символы России и Татарстана» и другие темы.
На этих уроках, мы ребята, совершенствуем свое правовое воспитание, формируем гражданскую активность. Особенно это важно сегодня, так как в следующем году свои стратегии будут принимать все муниципалитеты и наш поселок, может мы сможем сделать несколько предложения для развития нашей малой родины.
В этом году в школах республики стартует новый цикл парламентских уроков, которые посвящены теме: «Стратегия - Татарстан 2030». «В 2030 году (именно до этого периода разработана Стратегия) сегодняшние школьники уже закончат школу, и сегодня у вас есть прекрасная возможность поразмышлять над своим будущем, будущем Татарстана и о том, какой личный вклад вы можете внести в развитие региона, муниципального района, своего города и села.
2.Прослушивание Гимна России и Гимна Республики Татарстан.
Итак, как Вы уже слышали тема нашего парламентского урока: «Татарстан – 2030: мой вклад в будущее республики», многие из вас изучили более подробно историю развития нашей республики, а сейчас ознакомьтесь пожалуйста с проектными работами учащихся предыдущих годов и прослушайте некоторые мысли развития нашей Республики в эссе учащихся. (Приложение№1 и №2).
Как Вы понимаете содержание этих понятий?
Работа с терминологией (общество, государство, гражданин, проблемы молодежи, экология).
Предполагаемые ответы учащихся:
1.Понятие общество мы знаем в разных значениях, как узком, так и в широком. Но здесь, ввиду такой темы, правильнее будет сказать, что общество – это население страны, то есть население России.
2.Государство – это организация политической власти в стране. В нашей стране, как мы знаем, республиканская форма правления.
3.Быть гражданином, значит иметь устойчивую политико – правовую связь с государством. Это выражается в том, что мы имеем права и свободы и несем обязанности.
Правильно ребята. А в чем, конкретно, выражается эта связь между гражданами и государством.
Предполагаемый ответ учащихся:
Из статьи 32, 33 Конституции РФ
Взаимосвязь между государством и обществом, гражданами осуществляется следующим образом:
Во – первых, граждане участвуют в формировании государственных органов власти, выбирают президента страны и депутатов Государственной Думы, депутатов региональных законодательных собраний. У нас эта возможность появится, когда нам исполнится 18 лет. Также мы в будущем сами можем быть избранными, то есть используем свое пассивное избирательное право. Граждане имеют равный доступ к государственной службе.
Во – вторых, по Конституции граждане имеют множество прав и государство должно создать условия для реализации этих прав. А мы в свою очередь пользуемся правами, но и в тоже время несем обязанности.
В - третьих, граждане, хотя и не имеют законодательной инициативы, но могут обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления как лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения.
3.Кластер «Стратегия развития молодежи».
Учитель знакомит учащихся с технологией составления кластера по теме «Стратегия развития молодежи». Учащиеся получают карточки, на которых в процессе беседы они должны написать  ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт применительно к термину «Стратегия развития молодежи».
Посередине  листа (плакат)  записано ключевое слово «Стратегия развития молодежи».  Вокруг этого слова каждая группа должна написать слова (предложения), выражающие суть идеи, факты, образы,  подходящие для данного предложения.
Памятка
1)  Ознакомиться  с термином(текстом).
2) Составить кластерную схему, используя связи между понятиями.
3) Посередине  листа  записано ключевое слово, которое является главным  для раскрытия темы, идеи.
 4) Вокруг этого слова  пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы,  подходящие для данной темы;
  5)  Затем  по мере записи все слова  соединяются с ключевым словом.
Стратегия развития молодежи:
безработица молодежи как социальная проблема

Учитель: каким будет государство, зависит от нас, обычных граждан. Мы должны стремиться воспитывать в себе лучшие гражданские качества, брать положительный пример с достойных людей и самим быть положительным примером для других.
5. Выступление депутатов Крашенинникова Владимира Вениаминовича – руководителя Исполнительного комитета п.г.т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района и Сучкова Андрея Николаевича – депутата Совета п.г.т. Актюбинский
Вопросы ребят:
Расскажите о вашем депутатском пути?
Какие качества лидера необходимо воспитывать в себе с юности?
Какие преобразования в экономической социальной сфере ожидают наш поселок до 2030 года?
Будет ли решена проблема с безработицей?
Эффективность парламентского урока зависит во многом от приглашенных лиц, которые готовы общаться с детьми на равных, воспринимать детей как равных партнёров в обсуждении государственных проблем, муниципальных проблем. Проведение неформального общения, активное обсуждение вопросов, установление реального, «дискуссионного общения".
6. Подведение итогов.
 При подведении итогов учитель сообщает о том, что на официальном сайте парламента, создан проект, который позволил бы соприкоснуться с биографиями знаменитых людей республики.