Разработка парламентского урока по теме «Татарстан – 2030: мой вклад в будущее республики»


МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Татарско-Безднинская начальная школа - детский сад»
Дрожжановского муниципального района РТ
Разработка парламентского урока по теме
«Татарстан – 2030: мой вклад в будущее республики»
Автор.
Учитель начальных классов МБОУ для детей
дошкольного и младшего школьного возраста
«Татарско-Безднинская начальная школа - детский сад»
Дрожжановского муниципального района РТ
Камалова Разида Ирфановна.
2017 год январь.
Тема: 
«Татарстан – 2030: мой вклад в будущее республики»
Цель: -познакомить детей с понятиями «закон», «парламент»,
             -дать сведения о нашей республики и о развитии Дрожжановского района;-поразмышлять над своим будущем, будущем Татарстана и о том, какой личный вклад они могут внести в развитие, муниципального района, своего и села в будущем;
             -создать условия для осознания учащимися значимости
             законов, принятых в государстве и в республики;
- способствовать  формированию патриотических и гражданских качеств учащихся;
Оборудование:  интерактивная презентация, ноутбук, проектор,
Конституция РФ. Карточки с вопросами для работы в парах. Карточки с заданиями для работы в группах. Толковый словарь. Карта республики Татарстан и Дрожжановского района.
Ход урока.
I. Мотивационная часть
1. Понятия «закон», «парламент», «депутаты»
- Сегодня все школы нашего района проводят Парламентский урок.
 Его тема: «Татарстан – 2030: мой вклад в будущее республики » (1 слайд)
- Почему урок называется парламентским? Название урока произошло от слова «парламент». Что такое «парламент»? (Дети находят в толковом словаре слово ПАРЛАМЕНТ)
Парламент – это место, где депутаты принимают законы.
- А что такое закон? (Дети находят в толковом словаре слово ЗАКОН)
Закон – это строгое, четкое правило, повеление, принятое и утвержденное в установленном порядке. (2 слайд)
Депутаты-законодатели – это выбранные народом люди.(3 слайд)
Мы живём очень красивой, богатой, толерантной стране Татарстан. Давайте посмотрим какая же она наша республика?
II. Информационная часть.
Краткие сведения (5 слайд)
Республика Татарстан - субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа.
Дата образования – 27 мая 1920 года.
Площадь - 67,8 тыс. кв.км.Протяженность: с запада на восток составляет 460 км, с севера на юг - 290 км.
Население - 3 768,5 тыс. чел ( данные 2009 г.)Плотность населения – чел. на 1 кв.км.Доля городского населения - 74,9 %
Столица - город Казань.
Географическое положение.Находится в Европейской части страны, в Поволжье, в районе слияния рек Волги и Камы.
Рельеф.Территория Республики Татарстан представляет равнину с небольшим возвышением ее в юго-восточной части. Самая высокая точка республики - 367 метров, самая низкая - 35 метров.
Границы :на западе - с Ульяновская областью, Республикой Чувашия и Республикой Марий Эл;на севере - с Кировской областью и Удмуртской Республикой;на востоке - с Республикой Башкортостан;на юге - с Оренбургской и Самарской областями
А теперь кратко познакомимся с нашим районом. (По карте показываю)
Дрожжановский муниципальный район Республики Татарстан, образован в 1930 году, расположен на юго-западе республики, административный центр – село Старое Дрожжаное, граничит с Шемуршинским районом Чувашской Республики, на юге и западе – с Цильнинским и Сурским районом Ульяновской области, на востоке – с Буинским районом Республики Татарстан. Территория района занимает 1029,5 км2. Численность постоянного населения Дрожжановского района на 01.01.2014 года составляет 24686 человек.
В районе проживают следующие национальности: татары (57,4%); 
чуваши (41,3%); 
русские (1%); 
другие (0,3%). 
От районного центра – села Старое Дрожжаное, до города Казань – 230 км, до города Чебоксары – 180 км, до ближайшей железнодорожной станции Бурундуки – 51 км, до города Ульяновск – 84 км. На территории района расположены 19 сельских поселений, включающих в себя 52 населенных пункта.
Экономико-географические условия района открывают большой потенциал для развития сельского хозяйства, промышленности, транспорта, среднего и профессионально-технического образования, культуры. Умеренно-континентальный климат и отсутствие факторов, способных вызвать чрезвычайные ситуации (наводнения, землетрясения, смерчи, тайфуны), максимально снижают соответствующие риски в долгосрочном плане.
Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о нашем районе и о нашей деревни. Давайте посмотрим наш район и наше село по видеоролику. (аэросъёмка)
- Что вы увидели? Как вы думаете каким был наш район и наше село лет 10 тому назад? Что - нибудь изменилось или нет на сегодняшний день?
Работа над соответствием слов.  Коллективная работа.
- У меня на доске карточки со словами, прочитайте их:
Государство, человек, закон, семья, гражданин, общество, школа, класс, дороги, газ, асфальт, деревья, вода, парк, музей, бассейн, село, район- Давайте попробуем найти взаимосвязь между этими словами. Берем по два слова. Кто первый?
Дети отвечают:
- Человек и природа – Человек – часть природы.
- Человек и общество – Человек живет среди людей, в обществе.
Музей и район – В нашем районе сделали красивый музей.
- Природа и закон – В природе есть закон, если мы его нарушаем, происходят катастрофы.
- Село и асфальт. - В нашем селе провели асфальт.
- Село и дороги. – В нашем селе ремонтировали дороги на всех улицах.
- Район и бассейн.- В нашем районе построили бассейн.
- Школа и закон – В школе существуют свои законы – это правила.
- Село и деревья.- Мы каждый год сажаем деревья.
- Класс и школа – В школе много классов, которые живут своей интересной жизнью и общими интересами.
- Государство и закон – Жители любой страны, живя в обществе, должны соблюдать законы.
Учитель: Спасибо за ваши интересные и правильные ответы. Что можете сказать обобщая ваши ответы?
- Да мы уже участвуем в развитии нашего села.
- А сейчас давайте вспомним некоторые моменты из вашей школьной жизни. - Когда человек впервые сталкивается с законами жизни?
Ответы детей:
- В своей семье. Когда он рождается, его учат мама и папа жить и вести себя правильно.
Учитель:
- А какие правила могут быть в семье?
Ответы детей:
- Родители проверяют у нас уроки. Мама с папой заботятся о нас, чтобы у нас была одежда, все для школы, кормят нас. Гуляют с нами.
Открываем слайд №4 и читаем:
Примерные правила в семье:
1.Назначение обязанностей.
2. Контроль за тем, какие фильмы и передачи смотрят дети.
3. Осведомленность об успеваемости.
4. Семейный ужин 5-7 раз в неделю.
5. Установление времени возвращения домой с прогулок и после уроков.
Учитель:
 Подведем итог. Значит  для чего ребенку нужна семья?
Ответы детей:
- В семье нас учат говорить, ходить, играть, рассказывают нам, что такое хорошо и что такое плохо.
Учитель: В семье закладываются семейные ценности.
- А теперь давайте встанем в круг.
- Какие вопросы вам хочется задать, читая тему развитие моего района, села в будущем друг - другу?
Вопросы детей:
- Что такое развитие?
- Сколько мне будет лет в 2030ом году?
-Какую профессию я выберу?
-Какой вклад я уже сделал для развития моего села? и др.
Ответы детей:
- Мой вклад в развитие села пока невелик: я учусь , принимаю участие во всех школьных и сельских мероприятиях, помогаю родителям и друзьям. Я живу, радуясь жизни, и мечтаю о том, чтобы каждому жилось по его труду. Я обязательно получу высшее образование, буду трудиться и приносить пользу стране.( и др.0
Учитель: А сейчас я вам предлагаю творческую проектную работу в группах.
Работа в группах.
- 1 группа придумает свою проектную работу «Как я представляю свою село в 2030ом году?» (можно из пластилина, цветной бумаги и т.д.)
- 2 группа придумает свою проектную работу «Как я представляю свой район в 2030ом году?» (Сделать схему объектов на компьютере)
(Работа на15 минут)
Когда всё закончите будете защищать свою проектную работу. Какой же личный вклад вы можете внести в развитие , муниципального района, своего и села в будущем.